Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»

Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова».

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «сложные слова».
Проверить умения детей находить изученные орфограммы в словах и обозначать их графически.
2.Развивать умение подбирать однокоренные слова к сложным словам.
3.Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.
1.Повторение изученного.
I.Вспомним изученные орфограммы.
А теперь отправимся в мир сказки.
- В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы – гласные и орфограммы – согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось:
(Слайд 1)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Вспомните полные названия этих орфограмм. Приведите примеры слов с этими орфограммами.
2. Работа в парах.
Мы вспомнили с вами орфограммы. А теперь продиктуйте по 2 слова друг другу из домашнего упражнения (Упр.119). Ваш сосед должен определить в слове орфограмму корня, подобрать проверочное слово. Кто из ребят допустил ошибку, на какую орфограмму.
II. Словарная работа.
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.

(Слайд 2): Цвитной, маладой, галава, мухолофка.
-Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. (Ученик работает у доски).
III. Постановка проблемного вопроса.
- Я прочла и увидела в тетрадях следующее: (Слайд 3)

мухоловка

мухоловка
-Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
IY.Решение проблемного вопроса.
1.Беседа по вопросам.
- Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)
(Слайд 4) : мухоловка - ловит мух.
- Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
- Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
-Есть ли корни – мух - и – лов – в слове мухоловка?
- Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.) (Слайд 5)
- А знаете ли вы ещё слова с двумя корнями? (Слайды 6-11)
- Как бы вы их назвали? (Предположение детей.)
Y. Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте название этих слов на с.87.
- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня).
-Запишите тему урока. (записываю на доске)

YI. Работа по учебнику.
а) Упр.122. Коллективное выполнение. (Слайд 12)
Сейчас мы будем работать над упражнением 122. Прочитайте первый шаг задания. По вопросу можно понять о ком пойдет речь в тексте? (О птичке) Фотография с изображением этой птицы поможет вам лучше ее представить.
Как можно озаглавить текст? Отражает ли заглавие тему текста?
Давайте понаблюдаем, как образовалось слово горихвостка. Выпишите это слово. Сколько в нем корней? Чтобы правильно выделить корни, давайте подберем однокоренные слова. Запишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корни.
Запись:
горихвостка

гореть хвост

горящий хвостатый
Микроитог: Так сколько корней в слове горихвостка. Как называются такие слова?
Физминутка.
В лесу.
Вверх руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.

б) Упр.123. Выполнение по заданию под руководством учителя.
-Как поэт Е. Ильин объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название? С чем он сравнивает хвост птички?
Ученики сравнивают два текста и делают вывод: учёный – лингвист Ирина Голуб точно описала птицу словами; поэт Евгений Ильин нарисовал словами картину, использовав сравнения с горящей спичкой.
-Спишите те строчки, в которых автор использует сравнение. (После списывания дети обводят на рисунке (с.88) контур птицы по цифрам и раскрашивают хвост.)
YII. Работа с определением (с.89).
- О каких словах вы сегодня узнали?
- Какие слова называются сложными?
-Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.
-Нарисуйте схему сложных слов. (Слайд 13)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
YIII. Закрепление.
Упр.124.Выполняется на доске и в тетрадях по образцу:

садовод

садик разводить

посадить

Значения слов: садовод – специалист, который занимается разведение садовых растений;
звездопад – падение звезд;
пароход- судно с паровым двигателем;
волнорез - приспособление, ограждающее от волн место стоянки судов;
носорог- животное, с одним или двумя рогами на передней части морды;
седобородый – человек с седой бородой.
IX. Итог урока.
- Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что «Все длинные слова называются сложными». Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
Кто из них прав? (Слайды 14-16)
X. Домашнее задание. (Слайд 17)
Упр.85 («Дидактический материал»). Сочинить сказку про сложные слова.
(Слайд18).






безударные

согласные

удвоенные

непроизносимые