Интегрированный урок-подарок во 2 классе Кит – песня. Разгадывание названий детских песен. М. Пляцковский «Улыбка»

Чабанова Т. И. – учитель начальных классов ОШ № 93 г. Донецка
Полякова Г. И. – учитель музыки ОШ № 93 г. Донецка.

Интегрированный урок чтения и музыки
во 2-ом классе
Тема урока: Кит – песня. Разгадывание
названий детских песен.
М. Пляцковский «Улыбка»
Цели урока.

Обучающие:
расширить знания учащихся о песне, как жанре музыки;
познакомить учащихся с песнями поэта-песенника М. Пляцковского;

Развивать:
технику выразительного чтения;
творческие способности;
мышление, внимание;
вокально-хоровые навыки учащихся;

Воспитывать:
доброту;
любовь к музыке;

Оборудование:
экран;
слайдпроектор;
фонограммы песен М. Пляцковского;
тексты песен;
видеофрагменты из мультфильмов «Шёлковая кисточка», «Тимка и Димка», «Кот Леопольд», «Крошка Енот»
презентация к уроку;
музыкальный центр;
таблицы для работы в группах.

Тип урока: интегрированный, урок усвоения новых знаний.

Форма проведения урока: урок – подарок.





Ход урока.

Организационный момент.

Учитель начальных классов.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. В одном уроке мы соединим два – музыку и чтение.
Скажите мне, вы любите подарки?
Почему вы их любите?
Какие чувства вы испытываете, когда вы получаете подарок?
Сегодня мы с Галиной Ивановной постараемся подарить вам урок -
подарок. В добрый путь!

Сообщение темы и целей урока.

Учитель музыки.

На уроках мы с вами путешествовали по удивительной стране Музыке. И мы уже знаем, что держится она на трёх китах. Давайте вспомним их. С каким из китов мы с вами отправились в плаванье на прошлом уроке? Это был кит – Песня. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством замечательного поэта- песенника, чьи песни знают и любят многие. Помогите мне узнать о творчестве, какого поэта пойдёт речь сегодня на уроке.

Работа в группах: разгадывание нотограммы.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель музыки.

- Правильно, ребята. Это Михаил Пляцковский. А что вы знаете об этом человеке?

Работа в группах. Заполнение таблицы – колонки «знаю»

Знаю
Узнал
Хочу узнать






Изучение нового материала.

Учитель музыки.

Подведение итогов работы в группах.
Краткое сообщение о творчестве М. Пляцковского.

Демонстрация слайдов 2 и 4.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Михаил Спартакович Пляцковский родился 02.11.1935 года в городе Енакиево Донецкой области. В 1961 году окончил литературный институт. Ещё в студенческие годы стал сочинять стихи для песен. Многие из них написаны поэтом для детей. Они знакомы вам с самого раннего детства. Я уверена, что стоит мне только назвать некоторые из них или произнести строки из этих песен, и вы тут же допоёте всё остальное: «Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь», «Дважды два – четыре, дважды два – четыре», «С голубого ручейка начинается река». А сколько песен поэта распевают герои многочисленных детских кинофильмов и мультфильмов: котята, щенки, слоны, черепахи, жирафы и даже львы! Любовь к родной земле, природе, верность долгу, настоящая дружба – вот главные темы песен М. Пляцковского. У всех этих песен есть одно отличительное свойство: они учат доброте. Его стихи и сказки, адресованные детям, неоднократно издавались не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1991 году М. Пляцковский ушёл из жизни, но с нами остались его замечательные песни.

Работа над новым материалом.

Учитель начальных классов.

- Сегодня мы отправляемся в музыкальное путешествие, в ходе которого будем угадывать названия детских песен, знакомиться с ними и даже исполнять некоторые из них. Я надеюсь, вы все любите петь.

Страница 1.

Демонстрация слайдов 6 - 11.
Учитель музыки.

- Начнём мы своё путешествие с одной волшебной песни, которая прозвучала в мультфильме «Шёлковая кисточка». Прослушайте и угадайте её название.

Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Песня о волшебном цветке.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как вы думаете, как называется эта песня?
- Откройте карточку 1 со словами песни. Познакомимся с текстом.

Чтение текста «Песни о волшебном цветке», с последующим
обсуждением.

О каком волшебном цветке говорит автор? Как он называется?
Почему его хотят найти люди?
А почему его находят не все?
Почему М .Пляцковский называет цветок «сказочным и небывалым»?
Как вы понимаете слова: « там за седьмым перевалом»?
А как вы думаете, нашёл ли М. Пляцковский свой волшебный цветок?

Самостоятельное чтение произведения, подготовка к выразительному чтению.

Страница 2.

Слайд 15

Учитель музыки.

- Перевернём нашу первую страничку и отправимся дальше. Внимание на экран. Эта песня прозвучала в знаменитом мультфильме. Попробуйте по слайдам определить мультфильм и назвать песню.

Показ слайдов 16 - 23 мультфильма «Кот Леопольд».

- Правильно, это мультфильм про кота Леопольда. А как называлась песня, которую пел Леопольд? («Если добрый ты»)
- Я вам предлагаю исполнить её прямо сейчас. Давайте вспомним, как мы должны сидеть во время пения.

Исполнение песни «Если добрый ты».

Учитель начальных классов.

- Чему учит нас эта песня? Какая главная мысль текста?
- Почему нужно быть добрым?
- Кто всегда побеждал в мультфильме? Почему?

Страница 3.

Слайд 28

Учитель начальных классов.

- Перевернута и вторая страничка нашего путешествия.
- Ребята, скажите вот вы учитесь в одном классе. Дружите. А каким должен быть настоящий друг?
- А знаете ли вы, что у М. Пляцковского есть ответ на этот вопрос. Угадайте, как называется песня, в которой описано, каким должен быть настоящий друг?
- Песня так и называется «Настоящий друг».
- Посмотрим, как вы умеете дружить и помогать друг другу. Откройте карточки под номером 2. На них напечатан текст песни. Из текста выпали слова. Они написаны внизу в скобках. Вставьте слова на свои места и сверьтесь с другом. И если при исполнении этой песни не будет ошибок, значит вы настоящие друзья. Время пошло.
- Эту песню вы исполните вместе с героями мультфильма «Тимкой и Димкой».

Демонстрируется видеофрагмент из мультфильма «Тимка и Димка»

- Как вы считаете, какие ключевые слова в этой песне?

Слайд 34

- Вот каким должен быть настоящий друг!!!

Страница 4.

Демонстрация слайда 35

Учитель музыки.

- Ну, вот и перевёрнута и ещё одна страничка нашего путешествия. Следующая страничка называется «Сюрпризная». Вы знаете, ребята, что на песнях М. Пляцковского выросли ваши мамы и папы. Они их знают и очень любят. И я вам сейчас это докажу. Следующую песню для вас исполнят наши гости - учителя. А вы подумаете, как она может называться.
Гости урока исполняют песню «Чему учат в школе».

-Ребята, какое название придумали бы вы к этой песне?

Слайд 36

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Страница 5.

Слайд 38

Учитель начальных классов.

- Наше путешествие подходит к концу. Как же будет называться последняя песня? Посмотрите на слайды и определите, что общего на всех слайдах? С какой песней мы будем сейчас знакомиться?

Показ слайдов 39 - 51

После просмотра слайдов дети определили название песни «Улыбка». Слайд 51.

- Открыли карточки под номером 3. Давайте прочитаем эти замечательные стихи.
- А кто знает, в каком мультфильме прозвучала эта песня?
- Давайте посмотрим, как это было.

Просмотр отрывка из мультфильма «Крошка Енот»

Учитель музыки.

- Как замечательно пели герои мультфильма!
- А как вы исполните эту песню?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Исполнение песни «Улыбка». Слайды № 52 - 57

Учитель начальных классов.

- Ребята, как вы считаете, должен ли улыбаться учитель?
- А когда учитель улыбается?
- Что можете сделать вы, чтобы учитель улыбался чаще?

Показ слайда 58.

Вся Вселенная, вся жизнь на Земле – одна животворящая улыбка.
Улыбается космос – Вечностью и Беспредельностью.
Улыбается Небо – Звёздами и Радугами.
Улыбается Солнце – Лучами и Светом.
Улыбается Земля – Жизнью Великой.
Улыбается Жизнь – Восхождением и Утверждением.
Улыбается Поле – Цветами и Благоуханием.
Улыбается Человек – Верою и Созиданием.
Улыбается Ребёнок – Настоящему и Будущему.
Кто улыбается, тот живёт.
Кто не улыбается, тот сохнет.
Должна же улыбаться Школа?
Улыбка Школы – Учитель.
Улыбка Учителя – его Сердце.

Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- С каким поэтом - песенником мы познакомились сегодня на уроке?
- Что общего во всех его произведениях?
- Как вы думаете, любил ли М. Пляцковский детей?
- А теперь посмотрите на свои таблички. Что вы узнали о Михаиле Пляцковском на сегодняшнем уроке?
Заполнение второй колонки таблицы – «Узнал». Слушаются ответы детей.

-А что бы вы ещё хотели узнать об этом поэте?

Заполнение второй колонки таблицы – «Хочу узнать». Слушаются ответы детей.

- Почему мы наш урок назвали урок – подарок?




15