Рабочая программа по швейному делу для учащихся 8 класса составлена на основе программы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 8 класса составлена на основе программы специальной коррекционной общеобразовательной школы -интернат VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Программа рассчитана на 1 год обучения (406 часов). В 8 классе уроки проводятся по 12 часов в неделю, в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.
Программа предназначена для преподавания швейного дела, как одного из профилей трудового обучения в общеобразовательном учебном заведении для детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Занятия по данному виду профессиональной подготовки содействуют общему развитию учащихся, и предусматривает подготовку к самостоятельному выполнению заданий по пошиву нижнего белья и юбок различного фасона.
Цель данной программы отработка способности к длительным трудовым действиям
Задачи:
- формирование отношения к труду, как нравственной норме и источнику средств существования
-обучение культуре труда и служебных отношений
-сообщение учащимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств тканей
-формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву легкого платья
-обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской.
По окончанию учебного года учащиеся должны знать:
-виды вышивки и ее применение
-свойства и внешние признаки натуральных и искусственных шелковых тканей и волокон
-виды силуэтов
-виды дефектов ткацкого производства
-виды ремонта в зависимости от характера изделия
-виды отделки легкого платья и блузок
-виды синтетических волокон и ткани с использованием синтетических волокон, их свойства
-мерки для построения прямого рукава и воротника
-формы и виды соединения кокетки с основной деталью
-приспособления к бытовым швейным машинам и их применение
-виды нетканых материалов и их использование
-понятие борт и подборт-виды неполадок промышленной швейной машины и их исправление
-промышленную технологию пошива легкой женкой одежды
Учащийся должен уметь:
-выполнять простые виды вышивки
-выполнять простейшее моделирование женской легкой одежды
-распознавать шелковые ткани, синтетические
-составлять план пошива изделия
-самостоятельно анализировать и контролировать качество выполненной работы
-разбирать челночный комплект (частично) , чистить и смазывать машину
-использовать готовые лекала при раскрое
-использовать приспособления швейной машины
-составлять описание модели изделия
-регулировать работу швейной машины
-обрабатывать воротники, рукава, манжеты, борта халатов
- самостоятельно выполнять пошив изделий массового производства (постельное, столовое и нижнее белье)
Для мотивации обучения перед выполнением каждого задания необходимо конкретно устанавливать норму времени и оценивать результат в зависимости от выполнения.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках математики, естествознания, русского языка, биологии.
Программа построена таким образом, что усвоение необходимых технологических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, т.е. с непосредственным трудом учащихся, на которые отводится не менее 60% учебного времени. Знания о свойствах материалов, использовании их в производстве, правила обращения с инструментами, трудовые умения учащиеся приобретают в процессе изготовления изделия.
Для успешного обучения , кроме традиционных уроков , в программу включены такие формы занятий, как лабораторная работа, урок - конкурс, урок – викторина, экскурсии. Для закрепления полученных умений, в конце каждой четверти запланировано проведение занятий на практическое повторение. Для проверки умений, навыков и знаний в конце каждой четверти проводится самостоятельная работа. В ней предусматривается проверка устных знаний (карты - опросники) и выполнение практического задания.
В 8 классе наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия по практическому повторению, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию для нужд школы. Для того, чтобы приблизить обучение к реальной жизни на занятиях по практическому повторению выполняются работы с пооперационным распределением труда. В течение учебного года девочки изучают , конструируют, моделируют и выполняют пошив блузки без воротника и рукавов, цельнокроеного платья, блузку с воротником и рукавами и халата с отложным воротником, подбортом и длинными рукавами. Для успешного овладения технологией пошива изделий, учащиеся на уроках отрабатывают навыки обработки воротника, рукава, подборта, кокетки. Эстетическое воспитание проходит через изучение и выполнение различных видов отделки легкого платья; вышивка гладью, отделка изделия воланом, мелкими складками, защипами, мережкой, рюшем. Изучаются свойства, производство, назначение натуральных и искусственных шелковых волокон и тканей, синтетических волокон и тканей.
Учитель может разработать задания разной сложности, что позволяет осуществлять разноуровневый подход в обучении.
В течение всего учебного года формируется умение работать по технологическим картам.
Основными путями повышения качества выполняемых работ является:
-создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
-обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
-достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, ткань для пошива, после общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов.
На каждом практическом занятии ученица должна иметь определенное задание, знать, что ей следует сделать в связи с ним и сколько времени она может затратить. Иначе говоря, перед учащейся ставится цель на каждый этап работы с учетом его индивидуальных возможностей. Это организует и дисциплинирует детей, повышает ответственность.
Систематически на уроках используются предметно- операционные карты как при обсуждении плана работы , так и во время практического выполнения. Оба пособия, текстовой и набор образцов, приносят большую помощь, так как один ученик у доски воспроизводит план, опираясь на образцы, другой составляет его по смыслу текстов.
Этот вид работы активизирует внимание класса, заставляет следить за работой товарищей, оценивать правильность ответов, имея план работы в виде текста и образцов.
Основные методы работы с учащимися:
-наглядный _ показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы
-репродуктивный- последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя
-словесный- предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ
Формы работы на уроках:
-индивидуальная- практическая работа.
-фронтальная- проверка знаний при помощи карт - опросников , тестирование и т.д.
-групповая – лабораторные работы
- коллективная- работа с пооперационным разделением труда
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
-проведение самостоятельных работа по окончанию четверти ;-непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
-самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того , выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становление личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.
Учебно – тематическое планирование
8 класс 12 часов в неделю.
№ п\пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе:
Лабораторные работы
(экскурсии) практическиеработыСамостоятельные и контрольные работы
1 I четвертьВводное занятие 2 2 Вышивание гладью 8 6 3 Построение чертежа основы блузки, элементарное моделирование и раскрой 18 9 4 Соединение основных деталей плечевого изделия 20 10 5 Лабораторная работа « определение натуральных и искусственных тканей» 2 2 6 Практическое повторение 54 Ремонт одежды и постельного белья 12 12 Пошив фартука 12 12 Пошив блузки 14 14 Пошив наволочек с пооперационным распределением труда 16 16 7 Самостоятельная работа 2 2
8 II четвертьВводное занятие 2 Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки 10 5 6 Обработка горловины подкройной обтачкой, соединение по плечевым срезам 22 11 7 Ремонт одежды 4 2 8 Практическое повторение 42 Пошив наволочки по готовому крою 16 16 Пошив трусов для мальчиков 14 14 Пошив рабочих рукавиц 4 4 Ремонт одежды и постельного белья 8 8 9 Самостоятельная работа 2 2
Чистка и смазка швейной машины 2 2 III четвертьВводное занятие 2 11 Отделка легкого платья 26 13 12 Построение чертежа основы платья 10 5 Лабораторная работа «свойства синтетических волокон» 2 2 13 Построение чертежей основы втачного рукава и воротника на стойке 14 7 15 Обработка деталей с кокеткой 8 4 16 Изготовление выкройки блузки с застежкой до верху по основе выкройки платья. Раскрой. 8 4 17 Соединение воротника на стойке с горловиной, рукава с проймой 22 11 Практическое повторение 26 Пошив постельного белья 12 12 Пошив платья 14 14 18 Самостоятельная работа 2 2
IV четвертьВводное занятие 2 19 Изготовление выкройки халата по основе платья и раскрой 16 8 20 Обработка бортов подбортом в легком женском платье 22 11 22 Массовое производство швейных изделий 6 21 Практическое повторение 40 Пошив 10 Пошив 10 Пошив 20 Пошив 22 Контрольная работа и анализ ее качества 6 6
406 4 129 12