Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по теме: «Наша помощница – швейная иголочка».


Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе
Тема: «Наша помощница – швейная иголочка».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель занятия: создать условия для знакомства обучающихся с понятием «игла- как швейный инструмент», с конструкцией иглы, их видами, познакомить с правилами хранения игл и безопасной работы ими, с помощниками иглы; научить правильно отмерять нить, вдевать её в иглу, познакомить со способом завязывания узелка.
Планируемые результаты (предметные): узнают о швейной игле, как инструменте для шитья, познакомятся с её конструкцией, видами игл, узнают правила безопасной работы с иглой, научатся отмерять и вдевать нить в иглу, познакомятся со способом завязывания узелка(отдельные ребята).
Метапредметные УУД:
Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность: составляют алгоритм, определяют последовательность действий, отбирают необходимые материалы для работы, осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученной работы с работой учителя, вносят коррективы.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже известного, находят и выделяют необходимую информацию из различных источников (презентацию, работу с наглядным материалом, своего жизненного опыта, исследовательской деятельности), отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения, составляют алгоритм деятельности и выполняют задание, опираясь на него.
Коммуникативные: умеют выражать свои мысли по данной теме, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации по теме, знают правила общения, умеют работать в группах, парах.
Личностные: имеют мотивацию к внеурочной деятельности, понимают ценность человека, стремящегося к познанию и совершенствованию, осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни., учатся уважительно относиться к людям, занимающихся рукоделием. Методы и приёмы: беседа, метод наблюдений, исследования, показ с объяснением, рассматривание схем последовательности работы, уточняющие вопросы, практический приём, анализ и самооценка деятельности детьми.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход занятия
Организационный момент
Ребята, встаньте в кружок. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения и успешной работы на занятии. А сейчас поздоровайтесь с гостями.
Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.
Ребятишки, сегодня я вас вновь приглашаю в свою швейную мастерскую.
И мы с вами узнаем тоже что-то новое и интересное, благодаря проводимым исследованиям, чему- то научимся.
- А вот о чём пойдёт наш разговор, догадайтесь, рассмотрев внимательно все эти работы.
- Без какого инструмента нельзя создать эти замечательные вещи? (если ребята не догадались, то им загадывается загадка):
Всех на свете обшивает, Что сошьёт – не надевает.
- Кто догадался, о чём мы с вами будем вести разговор на занятии, какой предмет будем исследовать? (о нашей помощнице –швейной иголочке).
- А кто из вас знает, что такое игла? (игла - инструмент для шитья).
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «День-ночь» - если знаете ответ, то голову держите прямо и глазки не закрываете, если нет, то глаза закрываете и голову опускаете на парту.
Вопросы: (выявление знания и незнания по теме)
1. Знаете ли вы, из каких материалов первобытные люди делали иглы?
2. Знаете ли вы правила безопасной работы с иглой?
3. Умеете ли вы правильно подбирать иглу и нити для шитья?
4. А правильно отмерять нить и вдевать её в иглу?
5. Кто умеет завязывать узелок на нити?
- А почему вам не удалось ответить на вопросы? (не владеем необходимой информацией по данной теме, не всё знаем).
Я прошу вас не огорчаться. Работая все вместе, сегодня мы сможем всё исправить.
- Какие цели мы поставим на занятии? (познакомиться с конструкцией иглы, научиться правильно подбирать иглы и нити, отмерять и вдевать нить в ушко).
- Где нам пригодятся эти знания и для чего они нужны нам в жизни?
3) Работа по изучению нового материала. Открытие новых знаний.
А) Проведение практического исследования игл.
А сейчас я вам предлагаю провести исследование.
- Посмотрите на эти швейные иглы и скажите, на какие группы их можно разбить?
(по размеру, по толщине, по длине и форме острия, по своему назначению).
- Как выглядит игла? (У иглы верхний кончик утолщённый, а нижний – заострённый. На верхнем кончике имеется отверстие - «ушко» –в него просовывается нить)
- Из какого материала они сделаны? Из каких ещё могут быть сделаны? (железо, сталь, серебро, золото).
-Как выглядели иглы и из каких материалов их делали первобытные люди? (заострённый камень- шило, рыбьих, птичьих костей и костей животных, а лишь много лет спустя - из металла).
- Чтобы выполнить все эти вещи мы будем пользоваться одной и той же иглой? (нет)
- Какой вывод можно сделать? (иглы бывают разные: иглы для шитья и вышивания, для штопки, для вышивания бисером, иглы для ковров и гобелена, иглы для швейных машин).
Издавна на Руси девочек с ранних лет приучали работать с иглой: шить, вышивать, ставить заплатки, так как каждая девушка до замужества должна была приготовить себе приданное. Иголка была самой первой и незаменимой помощницей в семье, она обшивала всех членов семьи.
Б) О многозначности слова «игла»
- Ребята, а что мы узнали о слове игла на уроках обучения грамоте?(это многозначное слово, тк имеет несколько значений. Иглы есть на теле ежа, ерша, у кактуса, ели и сосны вместо листьев –иголки, инструмент для шитья)
В) Знакомство с правилами безопасной работы с иглой.
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и опасной, когда она попадает в руки небрежного,  невнимательного человека.
-Кто знает, как называется домик, в котором живёт иголочка? (подушечка, футляр для хранения иглы - игольница).
Пользоваться иглой надо осторожно,  соблюдая  правила безопасной работы.
Давайте с вами познакомимся с этими правилами.
Задание: Вам необходимо дополнить устно предложения, вставив нужные слова.
- Храни иглы всегда в ……. (игольнице).
- До и после работы …..(проверяй ) количество игл
- Не оставляй иглу на рабочем месте без … (нитки)
- Передавай иглу только в ( игольнице).
- Не бери иглу в … (рот), не втыкай её в ….(одежду).
- Не (отвлекайся) во время работы с иглой.
- Если иголочка потерялась, то её нужно срочно ….(найти)
Вывод: Иголка маленькая, да колет больно.
г) Знакомство со способами отмеривания нити.
- А кто может назвать самую лучшую подружку иголочки? (ниточка)
В народе бытует такая пословица: «Где нитка, там и иголка». Эти две подружки не могут существовать друг без друга.
- Как правильно отмерить нить? Может вы видели, как это делают ваши мама, бабушки?
- Удобно ли работать короткой или длинной нитями? Почему?
Русский народ об этом сложил пословицу: "Длинная нитка - ленивая швея".
А сейчас давайте познакомимся с секретами швейного мастерства.
(ребятам предлагается рассмотреть картинки, где изображено 2 способа отмеривания нити).
Способы:
1 сп.: Взять нить в левую руку, а катушку в правую и довести до плеча, затем нить отрезать.
2 сп.: Взять один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку в правую руку. Правой рукой обернуть ниточку вокруг локтя, получится вот такая петля. Взять ножницы и отрезать нить. Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).Так как у вас длина рук разная, поэтому и ниточки будут у всех своей длины.
- Выберите понравившийся способ и пользуйтесь им в своей работе.
4) Физминутка
Задание: выполняют руками упражнение «ножницы» (2 упражнения), «ножницы» - ногами, бег – убегает иголочка, приседают – тормозит узелок)5) Продолжение работы по теме занятия.
А) Выведения алгоритма действий вдевания нити в иглу
- Молодцы, ниточки отмерили, а теперь, чтобы подружить иголку с ниточкой нам надо нитку вдеть в иголочку.
А сейчас, я вам предлагаю поработать в группе, попробуйте составить алгоритм действий: как вдеть нить в иглу. Укажите цифрами последовательность действий.
- Как вы это сделаете?
Подобрать иглу и нить по цвету.
Отмерить нить нужной длины и отрезать её.
В левую руку взять иглу, а в правую –нить.
Продеть нить в ушко иглы.
Завязать на нити (или сложенной пополам) узелок.
Попробуйте продеть нить в ушко (в правой руке держу нить, левой рукой закручивающим движением заостряю кончик нити, потом в левую руку беру иглу, а правой рукой стараюсь просунуть нить в ушко иглы, затем свободной рукой тяну за кончик нити).
Держать иголку  надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Б) Работа с пословицами:
В народе про иголочку сложено много разных пословиц и поговорок.
- Попробуйте собрать пословицу и объяснить её смысл. Круги нужно выложить в порядке возрастания чисел.
НЕ ИГЛА ШЬЕТ, А РУКИ. (Без топора не плотник, без иглы не портной). Одет с иголочки.
В) Отработка приёма завязывания узелка.
Молодцы, подружили ниточку с иголочкой.
- Чему ещё необходимо научиться?
- Кто сможет показать, объяснить, как завязать узелок на нити? (взять за кончик нити, сделать виток вокруг указательного пальчика, закручивая медленно нить, снять петельку с пальчика и потянуть за узелок вниз).
Попробуйте завязать узелок.
Г) Это должен знать и помнить каждый:
Упражнение в подборе иглы и нити?
Ребята, рассмотрите лоскутки- образцы тканей.
- Как правильно подобрать иглу к ткани? (чем толще ткань, тем игла должна быть толще. Для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. ).
- Как выбираем нити? (подбираем по цвету)
Если это шов декоративный, то нить можно брать по тону светлее, темнее, или другого цвета). Д) Ребята, у нашей иглы-помощницы есть друзья (швейные приспособления), которые ей всегда помогают в работе: булавки, пяльцы, нитковдеватель, игольница, напёрсток.
- А кто знает, что такое напёрсток?
При шитье швея или портниха надевает напёрсток на средний палец.
-А для чего он нужен?( он защищает пальчик от укола иглой, помогает продвинуть иглу, когда она застревает в ткани).
6) Практические действия на занятии.
А) Проверка готовности рабочего места.
Б) Отработка умения отмерять нить нужной длины, вдевание в ушко, завязывание узелка с соблюдением правил безопасной работы с иглой и ножницами.
В) Сравнение с образцом (с образцом учителя, эталоном).
Г) Уборка рабочего места (контроль за количеством игл в игольнице, ткань и нити убирают в контейнера, ножницы в подставки)
7) Из рубрики: «В мире чудес».
Эдуа́рд Ава́кович Казаря́н- армянский мастер, основатель микро-миниатюрного искусства, создатель микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире. Он смастерил иглу из золота, в центре её игольного ушка один за другим располагаются верблюды из драгоценных камней. Нажав на специальную кнопочку, караван начинает двигаться! Это ли не чудо?!
«Это интересно» Приметы:
Всем известна примета, что нельзя на себе зашивать что-либо. И правда, человек может зашить себя как от чего-то хорошего, так и от плохого.
8) Итог занятия. Рефлексия деятельности
- Что нового узнали на занятии? Чему научились, работая в мастерской?
Где затруднялись?
И если что-то у вас не получилось, не огорчайтесь. Мы ещё маленькие и всё у нас впереди.
А сейчас я вас попрошу ответить на вопросы, которые я вам задавала в начале занятия?
1. Знаете ли вы, из каких материалов первобытные люди делали иглы?
2. Знаете ли вы правила безопасной работы с иглой?
3. Умеете ли вы правильно подбирать иглу и нити для шитья?
4. А правильно отмерять нить и вдевать её в иглу?
5. Кто умеет завязывать узелок на нити?
Я надеюсь, что вы все подружитесь с иголочкой –помощницей и будете создавать самые необыкновенные вещи, изделия, сувениры. А я, как хозяйка своей швейной мастерской, приготовила вам задания к следующему занятию:
Разгадать анаграммы, ребусы.
Подобрать пословицы и поговорки, крылатые, устойчивые выражения про иглу.
Узнайте в Интернете, из книг, спросите у своих родителей: Какие виды игл бывают
Как в России появилась швейная стальная игла и почему её называют иглой?
Кто из людей в своей деятельности использует иглы? (различных языческих обрядах, в медицине (хирурги при операциях, взятии пункции, стоматологи), иглоукалывании, нанесении тату, дизайнеры, портнихи, рукодельницы).