Урок по математики в 4 классе по теме: «Единицы времени. Секунда» «Школа России»
Евсеева Ольга Геннадьевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Осановецкая средняя школа»
Учитель начальных классов
Урок по математики в 4 классе по теме: «Единицы времени. Секунда»
«Школа России»
Цель: ознакомление с новой единицей времени - секундой.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания соотношений единиц времени
- ориентироваться в единицах времени
-научиться выражать время в секундах
-преобразовывать единицы времени
-решать задачи с новыми единицами времени
Развивающие:
-развивать творческие способности, умение наблюдать, рассуждать, анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к времени.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Организационный момент.
Релаксия.
Звучит музыка из м/ф « Сказка о потерянном времени» композитора Олега Панфилова
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Подготовка к продуктивной работе на уроке.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы
Открытие детьми нового знания.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.
Первичное закрепление
Работа с учебником
Закрепление.
Дифференцированная работа
Итог урока.
Рефлексия
Домашнее задание -Почему я начала урок с этого стихотворения
-Ребята, о чём я прочитала стихи?
- О каких единицах времени говорит автор?
- Что автор хотел донести до слушателя этими стихами?
- Ребята, а почему иногда говорят « потерял время», разве его можно потерять?
Математический диктант
Найдите значение выражений
18*20+5=
(100-4):8=
3900:10:13=
(72-48):1=
240:40*10=
-С чем связаны эти числа?
Итак, какую тему мы продолжим изучать?
Чем является время?
-Да, время можно измерить и результат измерения выразить числом
Преобразуйте величины:
3г6мес= мес
1мес 7сут= сут
2сут 8ч = ч
5ч 6мин= мин
9мин 15с= с - вызывает затруднение
-Почему не можете преобразовать последнее выражение?
-Уточните тему урока.
-Поставьте цель, что мы должны научиться делать
C помощью чего можно измерить время в секундах?
-Посмотрите на часы. Что отсчитывает маленькая стрелка?
-Что отсчитывает большая стрелка?
-Какая из стрелок движется быстрее?
-Давайте понаблюдаем за движением минутной стрелки и секундной. Сосчитаем, сколько шагов сделает секундная стрелка за 1 круг и сколько шагов при этом сделает минутная.
-Сколько шагов сделала секундная стрелка?
-Сколько шагов сделала минутная стрелка?
-Значит, какой сделаем вывод? (в 1 минуте 60 секунд)
-Теперь мы можем выполнить задание?
Выполняйте.
На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель для измерения времени забега?
Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту, т.е. сколько секунд?
Секундную стрелку можно остановить нажатием кнопки.
-Что вы можете сделать за 1 секунду?
-А вот при сильном ветре частицы воздуха летят со скоростью 10м/с. При штормовом ветре скорость частиц в 3 раза больше. Каково его значение?
А при ураганном - в 10 раз больше, чем при сильном. Это сколько?
Работа в парах (повторение правил работы в паре)
Восстановите правильную последовательность:
Любая точка экватора Земли перемещается вокруг оси в секунду почти на полкилометра (более 460 метров), а Земля вокруг Солнца пролетает в секунду 30 км!
Чтобы выйти на околоземную орбиту, корабль развивает 1 космическую скорость, равную 8 км/с. На каком расстоянии от Земли будет корабль через 1 минуту?
Чтобы лететь к другой планете, надо включить 2 космическую скорость. Она на 3 км/с больше 1 космической скорости. Каково ее числовое значение?
А чтобы отправиться к другим звездным мирам, нужно преодолеть солнечное притяжение, поэтому корабль развивает 3 космическую скорость. Она в 2 раза больше первой космической скорости. Определите значение 3 космической скорости.
Мы с вами можем сделать за 1 секунду совсем немного, а ученые создали космические корабли, которые за 1 секунду могут развивать огромную скорость и преодолеть большое расстояние.
"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. "Будильник" - хлопки над головой. "Пружинка" - приседания.
"Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
Давайте мы наши выводы проверим с выводами в учебнике
Расшифруйте пословицы:
Обещанного 36 месяцев ждут.
Делу время, а потехе 60 минут.
7 дней 12 месяцев кормит.
с. 50, № 243
Решите задачу
Решите задачу другим способом
Я вам предлагаю 3 варианта заданий разного уровня сложности. Выберите себе одно задание, с которым вы справитесь без ошибок.
1) Выполните действия:
4мин6с+7мин24с=
5мин28с-2мин16с=
17мин5с-9мин4с= 6мин2с+9мин36с=
2) Сравните:
4мин2с 42с
2мин50с 2мин
6мин24с 624с
3мин 5с 35с
3) Дополните каждую величину до 3 минут:
2мин16с+
2мин35с+
1мин40с+
56с+
Мы сегодня много сделали открытий по теме “Секунда”
С какой новой единицей времени познакомились?
Сколько секунд в 1 минуте?
-Достигли мы цели урока?
-Для чего нужно знать время?
Я справился со всеми заданиями
У меня иногда возникали трудности.
Мне нужно поработать над собой.
№275
8*20+5=365
(100-4):8=12
3900:10:13=30
(72-48):1=24
240:40*10=60
C измерением времени
Единицы времени
Величиной
Заполняется схема детьми у доски
Дети выполняют на листе открытий
Последнее выражение не можем преобразовать
Не знакомы с этой единицей времени
Единицы времени. Секунда
Измерять время в секундах.
С помощью часов
Часы
Минуты
Секундная стрелка
60 шагов или 60 секунд
1шаг - прошла 1 минута
в 1 минуте 60 секунд
Да
Дети выполняют
Секундомер
60
1 шаг, назвать 1 слово, 1 число
30м/с
100м/с
8*60=480 км
11 м\с
16 км/с
Дети выполняют
Работа по учебнику.
Чтение параграфа
Обещанного 3 года ждут
Делу время, а потехе час
Неделя год кормит
Выполняют N 253
Ракета за 2 секунды пролетела 16 км. Сколько км пролетит ракета за 10 секунд?
Решают
Дети выполняют
Дети поднимают руку
Этой буквой сокращенно обозначаем единицу времени- секунду
C секундой
60секунд
Да.
Ответы детей
(Лесенка) Выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Следование словесным правилам при выполнении математических операций
Развитие математической речи
Обобщение
Закрепление системы меры времени
Парная работа
Умение обосновывать приемы вычислений математическими закономерностями и правилами
Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
Сопоставление
Обобщение
Развитие логического мышления
Анализ математической конструкции
Развитие логического мышления
Умение обосновывать приемы вычислений
Совместное чтение нового математического текста
Моделирование задачи с помощью схем
Поиск рационального способа решения
Нахождение алгоритма последовательности действий
Самопроверка правильности выполненного действия
Умение обосновывать выбор собственного решения
Самоконтроль на основе сравнения собственного решения с образцом
Развитие алгоритмического мышления
Развитие логического мышления на основе сравнения величин
Развитие логического мышления на основе дополнения до круглой величины
Дают самооценку своей работе на уроке
Записывают задание в дневник