Открытое занятие Знакомство со средствами выразительного исполнения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом Детской культуры "Ровесник"
Методическая разработка открытого занятия
"Знакомство со средствами выразительного исполнения"
(в рамках реализации дополнительной образовательной программы
"Инструментальное исполнение")
Разработчик: Пацина С.В.
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Челябинск 2016
Аннотация
Данная методическая продукция посвящена методике организации занятий по программе "Инструментальное исполнение" для первого года обучения.
Методическая разработка открытого занятия составлена в рамках реализации дополнительной образовательной программы "Инструментальное исполнение".
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы "Знакомство со средствами выразительного исполнения". Задачи методической разработки:
- изучить методическую, специальную литературу по данной теме,
-познакомить обучающихся, родителей и педагогов с методами, приемами и педагогическими технологиями данного открытого занятия.
Методическая разработка актуальна, так как тема данного открытого занятия "Знакомство со средствами выразительного исполнения" используется не только в инструментальном исполнении, но и, например, на занятиях вокалом. Материал призван оказать помощь педагогу на этапе изложения нового материала.
Новизна данного методического материала заключается в активизации у обучающихся интереса к народной музыке, в обогащении собственного музыкального опыта.
Условия применения:
- обучающиеся первого года обучения (программа "Инструментальное исполнение");
- программа "Инструментальное исполнение";
- педагоги различных музыкальных дисциплин.
Методическая разработка данного открытого занятия используется в образовательной программе "Инструментальное исполнение" на первом году обучения и соответствует учебно-тематическому плану.
Данное открытое занятие направлено на эффективную организацию самостоятельной работы обучающихся, формирует их творческую активность и развивает музыкально-творческие способности.
План-конспект открытого занятия.
Время проведения: 25 ноября 2016 года, 15.00.
Место проведения: КМЖ «Юность», кабинет № 3.
Группа первого года обучения, возраст обучающихся: 7-11 лет.
Тип занятия: комбинированный урок.
Методы:
1) Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2) Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3) Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Приемы: словесный, наглядный, объяснение, беседа, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных записей.
Цель занятия:
Закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный фон произведения.
Задачи занятия:
1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (динамика, динамические оттенки), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками.
2) Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3) Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, развивать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства: музыкальные инструменты (гитары), наглядные пособия, нотные тетради, ноутбук, карта памяти с музыкальными записями, пюпитры, стулья, подставки для ног.
Применение педагогических технологий:
1.Здоровьесберегающая:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.
-чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с обучающимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
2.Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».
Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт обучающегося; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3.Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Он включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
4.Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План открытого занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление цели и задач занятия.
3. Разминка-разыгрывание (упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата)
4. Закрепление теоретического материала.
5. Прослушивание музыкального материала
6. Работа над музыкальным репертуаром («На горе-то калина»), применение средств музыкальной выразительности в музыкальном произведении.
7. Закрепление пройденного материала (соединение музыки и вокала).
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание.
Ход занятия
Педагог проверяет присутствие участников объединения, их готовность к занятиям, наличие необходимого инвентаря.
Объявление темы, цели и задач занятия. Тема занятия: «Знакомство со средствами выразительного исполнения». Цель занятия: Закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный фон произведения. Задачи: Научиться пользоваться средствами выразительного исполнения в игре песен на музыкальном инструменте.
Разминка-разыгрывание: игра упражнений, направленных на свободу двигательного аппарата («Шагающие пальчики», «Фокус-покус»).
Закрепление теоретического материала: что такое «динамика», какие бывают динамические оттенки, обозначение динамики на письме.
Прослушивание музыкального материала (обучающиеся отмечают динамические оттенки в исполнении).
Работа над динамикой в музыкальном произведении «На горе-то калина».
Закрепление пройденного материала: работа над текстом русской народной песни «На горе-то калина». Соединение текста и игры на музыкальном инструменте.
Рефлексия (подведение итогов): что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что такое «динамика»? Какие бывают динамические оттенки? Их названия и показ на карточках и инструменте.
Домашнее задание: работа над динамикой в русской народной песне «На горе-то калина».
Открытое занятие.
Добрый день, уважаемые обучающиеся, родители и педагоги!
Давайте проверим, кто присутствует на занятии, а кто отсутствует.
- педагог проверяет-
Слайд № 1 Тема нашего сегодняшнего занятия: «Знакомство со средствами выразительного исполнения».
Слайд № 2 Цель занятия: Закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения.Задачи: Научиться пользоваться средствами выразительного исполнения в исполнении песен на музыкальном инструменте.
Прежде чем начать работать над музыкальным произведением, давайте немного разогреем наши пальчики:
Слайд № 3 Упражнение «Шагающие пальчики», направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки). (Приложение № 1)
Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения). (приложение № 2)
Фокус – покус, трали – вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш, кыш, кыш.
Далее простучать пальцами левой руки по схеме:
П П П П11 22 11 33
П П П П1 1 4 4 1 1 3 3П П П |
1 1 2 2 1 1 3
П П П |
1 1 4 4 1 1 2
! ! !
1 2 3
Слайд № 4 Давайте вспомним с вами, какие бывают средства выразительного исполнения? Это динамика, штрихи. А что же означает слово «динамика» в музыке, как вы думаете? Это сила звучания, громкости. А как обозначается динамика? (пиано, форте, пианиссимо, фортиссимо, крещендо, диминуэндо и т.д.). (Приложение № 3, 3а)
- показывают таблички –
А вы помните русскую народную песню «На горе-то калина», которую мы с вами разучивали на прошлом уроке (педагог исполняет песню)? Как вы думаете, с какими динамическими оттенками нужно ее исполнить? Как бы вам хотелось, чтобы она прозвучала?
- отвечают -
Слайд № 5 А давайте с вами послушаем русскую народную песню «На горе-то калина».Обратите, пожалуйста, внимание на динамические оттенки, которые прозвучат в этой песне.
-слушают-
Какие динамические оттенки вы услышали в этой песне?
- отвечают –
А сейчас откройте нотные тетради и мы с вами попробуем исполнить эту песню на гитаре такими же динамическими оттенками, чтобы она зазвучала ярче и интереснее. (Приложение № 4)
- работаем над динамикой -
А вы знаете, какой текст в этой песне? (Педагог зачитывает текст). Слайд № 6 Расскажите мне в двух словах содержание песни. (Приложение
№ 5) - отвечают –
Слайд № 7 Давайте с вами попробуем соединить мелодию на гитаре и одновременно пропоем слова песни.
- работаем над исполнением -
Слайд № 8 Ну что ж, давайте с вами подведем итоги, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что такое «динамика»? Какие бывают динамические оттенки? Назовите мне их и покажите (на карточках и музыкальном инструменте).
Слайд № 9 Мы сегодня с вами хорошо поработали. Дома, пожалуйста, поработайте над динамикой в песне «На горе-то калина».
Слайд № 10 - включить фрагмент русской народной песни, под музыку обучающиеся выходят из класса -
Список литературы.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.,1988.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - М.-Л.,1973.
Борисевич В. Особенности формирования мышления учащихся-гитаристов // Тезисы Пятой международной научно-практической конференции/ Под ред. В. Ганеева. – Тамбов, 2010.
Горошко А. Творческие задания как средство развития у юных гитаристов учебной мотивации и творческой активности // Тезисы Пятой международной научно-практической конференции/ Под ред. В. Ганеева. – Тамбов, 2010.
Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3. - М., 1971.
Ксенофонтов В. Дуэт мандолины и гитары: некоторые особенности истории возникновения и современное положение// Тезисы Шестой международной научно-практической конференции/ Под ред. В. Ганеева. – Тамбов, 2011.
Кузин Ю. Азбука гитариста. Вып 1-3. – Новосибирск, «Классик-А», 2014.
Кузин Ю. Играем вместе. Вып 1-3. – Новосибирск, «Классик-А», 2014.
Лобанова К. Работа с гитарой в различных видах ансамбля ДМШ // Тезисы Четвертой международной научно-практической конференции/ Под ред. В. Ганеева. – Тамбов, 2009.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1958.
Немов Р.С. Психология. Т.2. – М., 1999.
Петропавловский А. Гитара в камерном ансамбле. – Нижний Новгород: ООО «Поволжье», 2007.
Петропавловский А. Гитарный дуэт как единое звуковое пространство// Тезисы Шестой международной научно-практической конференции/ Под ред. В. Ганеева. – Тамбов, 2011.
Дидактический материал
Приложение № 2
Упражнение "Фокус-покус"
П П П П11 22 11 33
П П П П1 1 4 4 1 1 3 3П П П |
1 1 2 2 1 1 3
П П П |
1 1 4 4 1 1 2
! ! !
1 2 3
Приложение № 3а
Диминуэндо - музыкальный термин, обозначающий постепенное уменьшение силы звука.
Креще́ндо — музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука.
Приложение № 3
f - форте - громко
----------------------------------------------------------------------
ff - фортиссимо - очень громко
----------------------------------------------------------------------
p - пиано - тихо
---------------------------------------------------------------------
pp - пианиссимо - очень тихо
--------------------------------------------------------------------
mf - меццо форте - немного тише, чем f (форте)
----------------------------------------------------------------------
mp - меццо пиано - немного громче, чем p (пиано)
Приложение № 1
Упражнение "Шагающие пальчики"
Приложение № 4
ооо
Приложение № 5
Русская народная песня "На горе-то калина"
(текст)
На горе-то калина,Под горою малина.Ну что ж, кому дело, калина!Ну кому какое дело, малина!Там девицы гуляли,Там красные гуляли.Ну что ж, кому дело, гуляли! Ну кому какое дело, гуляли!Калинушку ломали,Калинушку ломали,Ну что ж, кому дело, ломали!Да, ну кому какое дело, ломали!Во пучочки вязали,Во пучочки вязали.Ну что ж, кому дело, вязали! ,Ну кому какое дело, вязали!На дорожку бросали,На дорожку бросали,Ну что ж, кому дело, бросали! Ну кому какое дело, бросали!
Приложения
Самоанализ открытого занятия "Знакомство со средствами выразительного исполнения"
педагога дополнительного образования Пациной Светланы Владимировны
Данное открытое занятие "Знакомство со средствами выразительного исполнения" методически выстроено правильно. Четко прослеживается тема и цель занятия. Конкретно выделены задачи, которые реализовывались на протяжение всего занятия.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начиная с организационного момента, внимание обучающихся активизировалось. Организационный момент преследовал цель сформировать устойчивое представление детей о содержании занятия. Весь дальнейший ход занятия способствовал достижению взаимопонимания и сплоченности. На занятии установился положительный эмоциональный фон.
На протяжении занятия у детей поддерживалась мотивация с помощью различных педагогических технологий. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Обучающиеся являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у обучающихся положительный эмоциональный настрой.
Дидактический материал для занятия был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся. Репертуарный план соответствовал учебно-тематическому плану первого года обучения программы "Инструментальное исполнение".
Во время занятия использовалась презентация, составленная в программе PowerPoint , что способствовало лучшему усвоению изучаемого материала и активизировало внимание обучающихся.
Цели и задачи, поставленные в начале занятия были выполнены.