Исследовательская работа Святитель Питирим и Тамбовский край
«Святитель Питирим и Тамбовский край»
Выполнила:
Колганова Юлия Александровна.
Научный руководитель:
Шаталова Ольга Александровна.
Тамбов, 2013
Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Оглавление PAGEREF _Toc372200660 \h 2Введение PAGEREF _Toc372200661 \h 3Святитель Питирим. От рождения до сана архимандрит PAGEREF _Toc372200662 \h 4Новое послушание PAGEREF _Toc372200663 \h 6Память о благочестивом тамбовском епископе PAGEREF _Toc372200664 \h 11Заключение PAGEREF _Toc372200665 \h 12Используемая литература PAGEREF _Toc372200666 \h 14
ВведениеНе мало на Руси было мест непросвещенных светом Христовым, коснели в язычестве. К числу таких мест принадлежал, построенный в 1636 году г.Тамбов.
Коренное население состояло из общин мордвы, живших в верховьях реки Цны и Мещеры. Из русских областей на Тамбовщину заходили лишь люди вольные, да убегавшие от наказаний за преступления, а позднее еще и раскольники. Местные жители занимались охотой, рыболовством, пчеловодством.
Тамбовская епархия была образована в 1682 году. Все ее пространство, в те времена составлявшее окраину России, было покрыто непроходимыми лесами из пород дуба, сосны и березы, в которых рыскали волки, медведи, соболи и куницы.
Край этот, как пограничный, постоянно подвергался нападению со стороны кочевых народов. Для защиты территории Руси здесь строились города-крепости: Шацк, Ряжск, Данков и другие. Позже, по указу царя Михаила Федоровича, устроены были города Козлов и Тамбов.
Значительную роль в заселении Тамбовского края сыграли монастыри, которые создавались благодаря примерам беззаветного миссионерского служения.
История России и Тамбовского края богата этими примерами. Одним из таких примеров является святитель Питирим.
Именно поэтому цель моей работы рассмотреть вклад святителя Питирима в развитие Тамбовского края.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю становления Тамбовской епархии.
Изучить житие святителя Питирима.
Рассмотреть развитие Тамбовского края во время пастырской заботы святителя Питирима.(Приложение №1)
Святитель Питирим. От рождения до сана архимандрит
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания.
Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился.
Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал.
Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах.
Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений.
Кроме обычной грамоты он научился иконописанию.
Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность.
Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, Прокопий попросил благословения родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (+ 1554; память 1 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем.
(Приложение №2)
Вступив на путь монашеских подвигов, инок Прокопий с усердием стал подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим.
Через некоторое время он был рукоположен в сан иеродиакона,а затем и в сан иеромонаха.
Своей подвижнической жизнью будущий святитель заслужил уважение монастырской братии, и вскоре братия монастыря избрали его игуменом.
Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов.
Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. Святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию.
Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.
Новое послушание1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674-1690) получил послушание в Тамбовской епархии.
(Приложение №3)
15 февраля 1685 года, в Неделю блудного сына, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его в сан епископа.
Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края.
Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа).
Торжественная встреча в первом же городе Тамбовской епархии - Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал еще до восхода солнца в сопровождении нескольких монахов и своего келейника Василия, а в храме за ранним богослужением встретили его лишь немногие благочестивые христиане.
Предание говорит, что святитель Питирим был пастырем учительным, что он ревностно проповедовал в храме и вне храма.
Тамбовцев покорили его проповеди. Слушая святителя, хотелось стать лучше и чище, появлялось чувство сожаления о тех злых поступках, которые ты совершил, приходила уверенность, что никогда этого больше не повторится. Проповедь давала людям силы противостоять злу. Еще нравилось и то, что святитель никогда никого не бранил и не обличал. Он действовал иными методами.
(Приложение №4)
Сразу же после своего приезда в город он немедленно отправился в самое логово преступников и бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (сейчас это село Донское, что под Тамбовом). Он пришел к ним как друг и брат, неся свет искренней любви и милосердия, показывая всем своим существом как эти люди дороги и необходимы ему. Он желал им добра. И люди чувствовали это и тянулись к владыке, отогревали у этого огня свои замерзшие души.
В первую же Пасху он устроил в Тамбове крестные ходы. Для постоянного напоминания о Боге над всеми вратами города-крепости были установлены иконы, написанные по преданию им самим.
(Приложение №5)Деисус
3 апреля 1686 года святитель Питирим благословил строившуюся Свято-Троицкую церковь в г.Козлов, а в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь г.Козлову.
Уже через год после своего приезда в Тамбов святитель Питирим построил и освятил в слободе по просьбе ее жителей церковь во имя проповедника покаяния Иоанна Крестителя.
Опыт рачительного управителя, полученный в вяземском монастыре, пришелся как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные ловли. Доходы с полученных угодий обеспечивали нужды епархии, что помогало осуществлению замыслов святителя и развитию благотворительности. Благодаря переводу тамбовским владыкой «на селитьбу» крестьян, появились села Большая Талинка, Малая Талинка, Керша, Казыванье.
Подлинными памятниками усердного служения святителя явились Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской мрнастырь, Вознесенский женский монастыр и Спасо-Преображенский кафедральный собор.
(Приложение №6)
Согласно документальному свидетельству, 15 сентября 1688 года «построил… Предтечев монастырь в Тамбовском Цнинском лесу на усть Трегуляйского ржавца преосвященный Питирим епископ Тамбовский на келейные свои деньги и питал… игумена с братьею от себя…».
(Приложение №7)
В скором времени, при содействии основателя, пустыни удалось приобрести угодья, так что обитель смогла обустроиться и в 1691 году братия возвела деревянную церковь, освященную святителем. В монастыре находился выкопанный епископом Питиримом святой колодец.
(Приложение №8)
Одновременно с мужской, святитель, оградив деревянной стеной несколько келий при устьях речек Студенца и Гаврюшки, в 1690 году закладывает женскую обитель. Первой настоятельницей предание указывает на родную сестру святителя Питирима монахиню Екатерину.
(Приложение №9)
В 1905 г. статский советник, член городской думы М. Т. Попов за зданием музыкального училища начал на свои средства строительство здания по типу казенных учебных заведений. По завершении строительства открыл в нем частную гимназию и реальное училище для мальчиков-подростков. Оба учебных заведения были названы именем Святителя Питирима, и учебный процесс в них начался в 1910 году.
Тяжелое впечатление производила на людей главная церковь города. Построенная в самом начале тамбовской истории, она медленно разрушалась, приходя в совершенную непригодность. И святитель Питирим решил построить новый кафедральный собор в честь Преображения Господня.
(Приложение №10)
В 1694 году, по благословению Патриарха Адриана, святитетель Питирим начал возведение кафедрального собора. Работы велись под руководством и при участии самого святителя. Окончания же строительства тамбовскому епископу не суждено было видеть.
На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность.
(Приложение №11)
В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном.
Он с глубоким смирением обратился к своему постоянному молитвеннику преподобному Прокопию со следующими словами молитвы: "Пастырю и наставниче мой, преподобие отче Прокопие, помолимся Господу Богу о душе моей". И на этот умилительный призыв преподобный видимо предстал перед епископом Питиримом молящимся за него Господу со следующими словами: "Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю — Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного!" По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа.
Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нем благочестивый старец Василий.
После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжелая болезнь оставила его, и он еще прожил около трех лет. В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, святитель приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая.
Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому († 1731; память 26 ноября/ 9 декабря, 9/22 февраля).
(Приложение №12)
Кончина святителя последовала 28 июля 1697 года в день празднования чтимой им Смоленской иконы Богоматери. По словам одной рукописи, «вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном». «Честное и многотрудное тело» святителя Питирима, согласно его воле, было погребено в южном приделе кафедрального собора.
Память о благочестивом тамбовском епископеГорько оплакивала тамбовская паства кончину своего любимого архипастыря. Но и по смерти своей он не оставлял всех прибегающих к нему с просьбой о помощи.
Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями.
(Приложение №13)
Девпетуровская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.
Память о благочестивом тамбовском епископе жива в его пастве. Гробница святителя стала местом стечения богомольцев, приходивших на поклонение в кафедральный собор, чтобы отслужить панихиду об усопшем архипастыре.
Случаи чудес по молитвам святителя Питирима передавались из уст в уста. С 30-х гг. XIX века в кафедральном соборе велась особая книга записи чудес, количество которых только согласно записям к началу XX века простиралось до нескольких сотен.
(Приложение №14)
Официальная канонизация (прославление в лике святых) святителя Питирима Тамбовского состоялась в 1914 году. Торжества проходили 25-29 июля и собрали тысячи паломников из разных мест Российской Империи.
Дни торжеств отмечены множеством чудес.
Заключение
Недолго торжествовала Тамбовская Церковь, радуясь обретению мощей святителя Питирима. Вскоре наступили годы гонений. Честные останки святителя были осквернены и сокрыты от верующих. В течение многих десятилетий верующие не имели к ним доступа. Церковная утварь, реликвии собора и многие иконы были утрачены. Хрустальная сень над гробницей святителя, установленная после его прославления, удивительной красоты кованая часовня, устроенная над Питиримовским колодцем вблизи собора, и роскошная лестница, ведущая к нему, были уничтожены. Каменные плиты и гранит церковных сооружений использовались при установке памятников новой эпохи. Однако уничтожение церковных святынь не отменило их молитвенного почитания.
Первую попытку вернуть мощи святителя предпринял в 1944 году архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий, † 1961), ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Но лишь в 1988 году, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, благодаря трудам архиепископа Евгения (Ждана, † 2002) верующим была возвращена эта величайшая святыня. Вместе с мощами святителя Питирима был возвращен также резной гроб, в котором они почивали по его прославлении. День 23 июня 1988 года стал днем второго обретения честных мощей. Через семьдесят четыре года мощи святителя вернулись на свое прежнее место - под своды Преображенского кафедрального собора. Торжества по их перенесению, начавшиеся 8 августа 1993 года, возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который в тот год впервые посетил Тамбовскую епархию.
(Приложение №15)
Тысячи горожан собрались в тот день в Спасо-Преображенском соборе и вокруг него. Прибыли многочисленные группы паломников из Москвы, Саратова, Минска, Воронежа, Липецка, Курска, Рязани, Смоленска. Верующие могли приложиться не только к честным мощам святителя Питирима, но и к его ризе, которая, как свидетельствуют строки из акафиста святителю Питириму, "на недужные полагаема, дарует исцеления".
Это богослужебное облачение (фелонь), исполненное из драгоценных китайских тканей, было для святителя Питирима царским подарком, который святитель надевал только во время совершения праздничных богослужений. До сегодняшнего дня сохранилась и келейная икона святителя Питирима - Девпетерувский образ Божией Матери, данный еще отроку Прокопию в благословение родителями.
По преданию, епископ Питирим никогда не расставался с этим близким его сердцу образом Царицы Небесной. Икона являлась свидетельницей всех подвижнических подвигов и деяний святителя, пред нею протекала вся его келейная жизнь - в пламенном и искреннем молении. Ныне этот древнейший образ хранится в кафедральном соборе города Тамбова. На великие праздники его выносят для поклонения.
Ныне мощи святителя Питирима находятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.
Сюда, к украшенной резною сенью раке, как и прежде, припадает православный люд, ища молитвенного покрова и предстательства великого светильника Церкви Русской — святителя Питирима.
Используемая литератураНовочадова М. И. Великий светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. — 2-е изд. — Тамбов, 1913. Лебедев В., священник.
Святитель Питирим Тамбовский. — Тамбов, 1913. Самбикин Д. И., священник.
Святитель Питирим второй епископ Тамбовский. — Воронеж, 1872.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей.—Киев, 1913, с. 1414.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 595, 891.
Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского. — Тамбов, 1914.
Святитель Божий Питирим, епископ Тамбовский и чудотворец. — Тула, 1914.
Питирим святитель, Тамбовский епископ. — Шамордино, 1914. Денисов Л. И.
Церковный вестник. — СПб., 1891, № 33, с. 517.
Русский инок. — 1911,1914,1915.
Русский паломник. — 1914, № 7, с. 102—104; № 8, с. 120—123; № 30, с. 477—480, 485—487.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2433.
Девятисотлетие русской иерархии 988—1888.
Приложение
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14
№15