Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка


СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ
РЕБЁНКА………………………………………………………..с. 2-3
. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРУШЕК……………………………..с. 3-5
ПОДБОР ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ
ГРУПП…………………………………………………………...с. 5-6
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРУШКИ ………………………………………………………..с. 6
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП……………………….с. 7-14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………с. 15
РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соизмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРУШЕК
Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
а) куклы;
б) фигурки людей;
в) фигурки животных;
г) предметы игрового обихода;
д) театральные;
е) празднично-карнавальные;
ж) технические.
2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;
б) дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);
в) конструкторы и строительные наборы;
г) игры-головоломки;
д) музыкальные игрушки.
3. Спортивные игрушки.
4. Игрушки-забавы.
II. Игрушки по степени готовности:
1. Готовые.
2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
III. Игрушки по виду применяемого сырья:
1. Деревянные.
2. Пластмассовые.
3. Металлические.
4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
5. Резиновые.
6. Из бумаги и картона.
7. Из керамики, фарфора и фаянса.
8. Из древесных материалов, папье-маше.
9. Из новых синтетических материалов.
IV. Игрушки по величине:
1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
2. Средние (размером от 10 до 50 см).
3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).V. По функциональным свойствам:
1. Простые, без подвижных деталей.
2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).
3. Гидравлические.
4. Пневматические.
5. Магнитные.
6. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
7. Электронные (на компьютерной основе).
8. Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
10. Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).
VI. Игрушки по художественно-образному решению:
1. Реалистические.
2. Условные.
3. Конструктивные.
ПОДБОР ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты. Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества. С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.
У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие. Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т.д.
Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее – лыжи и коньки. Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.
4. СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРУШКИ
1. Не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
3. Не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.
4. Не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
5. Возрастная адрессованность6. Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.
7. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
8. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
9. Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
10. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
- Прочность и долговечность игрушки.
- Использование экологически чистых материалов.
- Качество описания игрушки.
- Качество упаковки игрушки.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Опираясь на рекомендации педагогов-психологов, перечисленные требования к игрушкам для детей дошкольного возраста, учитывая возрастные особенности детей, я могу составить и предложить следующие рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по подбору игрушек.
РАННИЙ ВОЗРАСТ (1 - 3 года)
В конце первого года ребёнок  приобретет стремление к самостоятельности  и  независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом  человеческих  предметных действий. Общение со взрослым  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие  взрослого, выполнение одного и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  –  новые способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами,  а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами  действий  с предметами.            
 Предметная деятельность является ведущей потому,  что она требует и обеспечивает развитие всех  остальных  сторон  жизни ребёнка: внимания, памяти   речи,  наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.  Все эти важнейшие способности в данном  возрасте лучше всего развиваются  именно в процессе практических предметных действий.
Кроме того, действуя с предметами,  ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
 
Игрушки, способствующие   познавательному развитию   ребёнка
 
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
становление орудийных действий,
развитие наглядно-действенного мышления,
развитие познавательной активности
формирование  целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
 
1) Орудийные действия. Ранний возраст  является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода  ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми  предметами и играть с игрушками.  Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия.  Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.  Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны  игрушки, предполагающие культурные  способы действий. Это главным образом   уменьшенные аналоги реальных объектов:
совочки, лопаточки,
метелочки, грабельки
сачки для «вылавливания» игрушек из ванны
удочки с магнитом для «ловли рыбок» 
игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.
кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая  совочками или лопатками,  пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.
2) Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом.  Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические  игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:     
Пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу
Вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания
Матрёшки –3-4 местные
«Коробки форм», т.е. игровые пособия для  вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений
Столики с отверстиями, колышки, цветочки для  втыкания (стучалка)
Крупные пазлы и мозаики
Кубики крупные деревянные или пластмассовые 
Шнурок и бусины для нанизывания
Народные игрушки с подвижными частями
Желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов.
 3) Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть:   
Коробочки с секретом;
Детские музыкальные центры;
Механические игрушки;
Клавишные игрушки;
Игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового
Материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки
4) Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости  и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
Фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.
Пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей(кубики, разрезные картинки и др.)
Составные игрушки – машинки, домики и пр.
Строительные наборы, предполагающие действия  по зрительному образцу
Бусы для нанизывания
Шнуровки и застёжки      
Игрушки, способствующие социально-личностному развитию
Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
 
1) Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий  или сюжетов. Это могут быть:
Картинки с изображением животных и людей  ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, модельСюжетные картинки с изображением действий
Наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей
Элементарные виды детского домино и лото
Последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок
Наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок
Звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок
Диафильмы
Игрушечный телефон
2)Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть:
 
Тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см).
Пластиковые – гибкие
Кукла-голыш с набором одежды
Кукла в одежде
Маленькие «пупсики» в разных позах
Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.)
Мебель и оборудование для кукол (дом,кроватка, ванночка, стульчик)
«Продукты питания» – наборы овощей, фруктов
«Предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр.
Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью
Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки  или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
 
Игровые пособия, способствующие физическому развитию
Мячи (разных размеров)
Обручи
Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, швецкая стенка)
Скамеечки для ходьбы
Коврики с разной поверхностью
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-6 лет)
Игрушки, способствующие социально-личностному развитию
 
Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре. (Режиссерскую игру и драматизацию можно рассматривать как варианты творческой сюжетной игры). Именно в этой деятельности  формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается активное приобщение детей к жизни общества и  формирование таких социально значимых качеств как толерантность и способность к просоциальным формам поведения. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.
 1) Воображение. Воображение наиболее эффективно развивается в ролевой и режиссёрской игре. Для осуществления этих видов игры нужны:
«признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей)
простые маленькие куколки (пупсики, солдатики)
куклы неопределенного пола и возраста (без лица)
пальчиковые куклы и куклы для театра
мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные)
предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани)
2) Произвольность. Формирование и развитие произвольности осуществляется в ролевой игре  и в играх  с правилом. Для этих видов игр нужны:
наборы кукол разного пола и размера
кукольная мебель, посуда, одежда
наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.)
транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить)
куклы и утварь для игры в семью
атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр.
настольно-печатные  игры
дидактические игры разных видов, адекватные возрасту.
3) Общение. Очевидно, что общение происходит, прежде всего, с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как «партнёр» по общению. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми. Таковыми могут стать куклы и животные с привлекательной внешностью  и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной  внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки (куклы и животного),  – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность,  предполагающая заботу и уход со стороны ребенка, стимулирующие просоциальное поведение и помощь. Только в этом случае «игрушка-подружка» может стать не просто куклой, но вторым «Я», объектом заботы и партнёром по общению.
 Помимо становления этих важнейших личностных качеств в дошкольном возрасте происходит интенсивное приобщение ребёнка к социальной жизни, которое осуществляется, во-первых, через участие в праздниках, принятых в нашей стране, а во-вторых, через знакомство с  особенностями других народов (воспитание толерантности).
 
4) Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с  многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся:
елочные украшения
флажки, шарики
свистки, трещотки
колпачки, шляпки
гирлянды и пр.
Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни:
куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям
атрибуты разных профессий и труда взрослых
модели современных технических  средств
игрушечные машинки разных типов  и др.
5) Толерантность и гуманное поведение.  Воспитанию толерантности могут способствовать игрушки, моделирующие иной образ жизни. Это могут быть особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам, например:
куклы, изображающие людей разных этнических групп
костюмы разных народов
игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр.
Воспитанию гуманного  поведения  способствует уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществляются в режиссёрской и ролевой игре.
 
Игрушки и пособия, способствующие познавательному развитию:
 Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия (сенсорное воспитание дошкольника является важнейшей задачей во всех системах), развитием наглядно-образного мышления и становлением логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.
            
1) Восприятие. Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих  различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками,  классификация и сериация  по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображение с ярко выраженным цветом, формой, величиной, допускающие действия ребенка с ними. Например:   
фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки)
коробки форм
пазлы крупные
однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки,  мисочки и пр.)
материалы Монтессори на зрительное и слуховое восприятие.
2) Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в различных  видах  продуктивной деятельности дошкольника, таких  как  конструирование по замыслу и по условиям;  лепка, аппликация, рисование, моделирование.
Для этих видов деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. Это могут быть:
разрезные картинки
кубики с составными картинками
строительные материалы и конструкторы 
мозаики
материалы для лепки аппликации, рисования
дидактические игрушки
лабиринты и пр.
3) Логическое мышление. Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей.           
Все эти действия в дошкольном возрасте можно осуществлять на материале:        
настольно-печатных  игр
предметных и сюжетных картинок
головоломок.                      
Игровые пособия, способствующие физическому развитию
Мячи (разных размеров)
Обручи
Кегли
Спортивное оборудование для дошкольников (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка)
Скамеечки для ходьбы
Коврики с разной поверхностью
Оборудование для тренировки меткости (дротики с мишенью) и пр.
Список литературы:
1.Смирнова Е. В., Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, учебн. пособие для студентов – М.: Академия, 2000 – 416 с.
3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.