Тема: Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, их значение и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных.


Тема: Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, их значение и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Дата:
Урок 41
7 класс
Ожидаемые результаты урока Ожидаемые результаты: Ученики знают понятие: осетровые рыбы, хрящевые рыбы, двоякодышащие рыбы, кистеперые рыбы. Умеют приводить примеры и составлять схемы.
Цели урока образовательная: ученик получает представление о многообразие рыб, особенностях их строения и значении.
развивающая: сравнивает различные группы рыб, особенности их строения; ученик развивает коммуникативные умения, умения текстовую информацию переводить в графическую; умения оценивать результаты выполненных действий;
воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.
Тип урока Урок изучение нового материала
Вид урока Традиционный с элементами исследовательской деятельности
Методы Кластер, критического мышления, Форма работы Групповая, фронатальная, индивидуальная
Оборудование Икт, флипчарт,
Межпредметная связь
Региональный компонент время Этап/ деятельность ресурсы
1мин
Орг момент.
3мин Приветствие.
Будем откровенны!
Учитель предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:
1. Я всегда улыбаюсь, когда...
2. друзьям хорошо со мной, потому что...
3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...
4. Больше всего я радуюсь, когда...
5. Больше всего я огорчаюсь, когда...
Стадия вызова + проверка Д-З
3 минуты Вызов
Выберите букву, которая соответствует правильному ответу (самостоятельная работа).
1 Икринка рыбы- оплодотворение О
2 Семенники – это акула Д
3 Слияние сперматозоида с яйцеклеткой горбуша Ц4 Инстинктивное поведение рыб в период размножения яйцеклетка Я
5 Перемещения рыб миграции О
6 Живородящая рыба колюшка Е
7 Рыба, которая строит гнездо нерест Л
8 Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель молоки М
5 минут ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ (Chondrichthyes) — класс челюстноротых животных, включает два подкласса: пластиножаберных рыб (Elasmobranchii) и цельноголовых рыб (Holocephali). Класс объединяет около 800 видов, разделенных на 12-15 отрядов. Хрящевые рыбы относятся к челюстноротым животным, их челюсти образованы костями первой жаберной дуги. Жаберных крышек нет. У акул жаберные щели расположены по бокам головы, а у скатов — на брюшной стороне. У многих имеется небольшое парное отверстие, являющееся рудиментом еще одной жаберной щели (брызгальце). Хрящевые рыбы имеют выраженное рыло — рострум. Длина их тела от 15 см до 20 м, масса до 14 т. Скелет хрящевой, чешуя, если есть, плакоидная. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует, поверхность кишечника сильно увеличена за счет спирального клапана. Хрящевые рыбы — преимущественно морские животные, в том числе, обитатели глубоководья. Некоторые виды заходят или постоянно живут в реках. Например, речные скаты — хвостоколы — обитают в Амазонке и других южноамериканских реках. Оплодотворение у всех хрящевых рыб внутреннее. Хрящевые рыбы размножаются, откладывая яйца, яйцеживорождением или живорождением. Яйца часто заключены в капсулу и имеют выросты. Объяснение учителя
Общие признаки хрящевых рыб: (запись в тетрадь)А) хрящевой скелет Б) жаберные щели В) нет жаберных крышек Г) нет плавательного пузыря Д) рот на нижней части головы Е) внутреннее оплодотворение Изучение Нового материала
Прием постер
10 минут Групповая работа
Деление детей на группы
Каждой группе дается задание составить кластер по предложенному заданию
1 группа- хрящевые рыбы Акулы
2 группа- хрящевые рыбы Скаты
3 группа – осетровые рыбы
4 группа- двоякодышащие рыбы
5 группа- кистеперые рыбы
Заполнение таблицы
Представитель Характерные признаки 9 минут Физкульминутка
2 минуты Танцуем сидя минута Зарепление6 минут Тест
Рыбы - это животные, которые относят к:
а) одному классу;
б) двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы;
в) трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы;
2.Хорда в течение своей жизни сохраняется у:
а) всех хрящевых рыб (акулы, скаты);
б) большинства хрящевых рыб;
в) костно-хрящевых рыб; г)костистых рыб (окунь, плотва, щука);
3.Тело покрыто костной чешуей
а) только у хрящевых рыб; б) только у костных рыб; в) у всех рыб, за редким исключением;
4.Плавательный пузырь имеется у рыб:
 а) всех видов; б) всех видов, кроме хрящевых;
5.К хрящевым рыбам относят:
а) карпа; б) акулу; в) лосося; г) осетра;
6. Гибридом каких рыб является бестер:
а) белуги и осетра б) белуги и щуки
в) белуги и стерляди г) белуги и окуня
7. К кистеперым рыбам относится:
а) белуга б) осетр в) латимерия
г) протоптер
8. К двоякодышащим рыбам относится:
а) белуга б) осетр в) латимерия
г) протоптер
9. Предками первых земноводных являются:
а) осетровые рыбы б) лучеперые рыбы в) двоякодышащие рыбы г) кистеперые рыбы
10. Имеют на теле 5 продольных рядов крупных костных пластинок – жучек:
а) осетровые рыбы б) лучеперые рыбы в) двоякодышащие рыбы г) кистеперые рыбы.
Ключ критерии
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-Б
6-В
7-В
8-Г
9-Г
10-А «5»- 10 баллов
«4»-8-9 баллов
«3»- 6-7 баллов
2 мин
Рефлексия 1мин
Дом. задание Составить синквейн «Акула»
Подготовить сообщения об акулах и скатах по темам на выбор:
«Манта - морской дьявол»
«Катран - сельдевая акула»
«Правда и вымыслы об акулах».
Для чего древние римляне оборачивали электрическими скатами ноги и клали их на голову людей, страдающих хроническими головными болями и даже душевнобольным?