Применение интеллект-карт в образовательном процессе
Применение
интеллект-карт в образовании.
Составитель:
Майорова А.А.,
Педагог-психолог
Введение
В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. А, как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив: яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом – гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее значимым является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
Интеллект-карты составлялись обучающимися индивидуально при изучении новых тем на уроках и дома. Использование этого метода способствует:
обучению. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам);
концентрации. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;
запоминанию. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится. Ученик затратит при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;
мышлению. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более чётким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются.
Области применения Интеллект-карт
Обучение
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить.
Презентации
При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:
Сбор и анализ материала
Подготовка плана выступления
Использование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)
Раздаточные материалы в виде интеллект карт.
Планирование
Интеллект-карты прекрасно подходят для планирования своей жизни. Очень часто в море деталей мы теряем видение всей картины целиком, и составление плана в виде интеллект-карты позволяет вернуть обратно целостное видение ситуации.
Планирование проектов
Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании…
Планирование времени
Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован и затрагивает разные аспекты жизни.
Планирование бюджета
Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать бюджет. Легко отслеживать его выполнение.
Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт
«Одна голова хорошо, а две лучше», гласит народная мудрость, забывая, что это верно только в том случае, если эти золотые головы помогают друг другу, а не мешают.
Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде интеллект-карт:
Этап 1-й: Выбор темы
На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать нашим светлым головам. В терминах Интеллект-карт – мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели. Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую хотим решить.
Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака
В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект – из за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает.
Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект-карты.
По традиции – вначале «извержение идей»: все что приходит в голову набрасываем на черновике. Потом уже переписываем на чистовой вариант.
Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты
Наши три (или больше) умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллект-карту.
Самое главное на этом этапе:
Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда
Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.
Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать.
Этап 4-й: Инкубация
Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши три умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают.А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.
Этап 5-й: Вторая редакция
Повторяем этапы 2 и 3.
На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, карты двух своих напарников, общую карту, объединяющую их 3 индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации».
И наш участник на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы.
На этапе 5.3 опять создаем общую карту, объединяющую всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.
Этап 6: Анализ и принятие решения
Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу принимающему решение, или еще как-то.
Но как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллект-карт, то с ними гораздо удобнее работать, ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).
Принятие решений
Принятие решения в случае дилеммы с помощью Интеллект- карт:
Интеллект-карты помогают более взвешенно принять решение в случае дилеммы: «покупать – не покупать», «ехать – не ехать», «менять работу – не менять»…
Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.
Активизация ассоциативного мышления позволяет включить в рассмотрение важные факторы, которые были бы упущены при традиционном анализе.
Использование цветов и образов активизирует интуицию.
Разберем основные законы рисования Интеллект-карт:
Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.
Как рисовать Интеллект-карту?
Стиль
Свой собственный (Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!)
Преувеличивайте (Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.)
Несерьезный (Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу)
Красивый (Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!)
Бумага
Белая (Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.)
А4 или А3 (На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!)
Альбомная ориентация (Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально)
Центральный образ
В центре листа (Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо)
Яркий. Запоминающийся (Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!)
Цветной (>3 цветов) (Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами)
Структура
Радиальная (Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой)
Понятная
Для повышения понятности карты используем следующие элементы:
Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.
3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.
Ассоциативная (Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.)
Слова
Ключевые (Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.)
1-2 слова (Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!)
В 1 линию (Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!)
Буквы (Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.)
Цвета
Чем больше – тем лучше (Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.)
Значение (Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.)
Текстовыделитель (Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).
Картинки
Цветные (Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!)
Объемные (3D) (Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.)
Символы (Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.)
Правила заполнения интеллект- карты
В центре главная идея и главный образ, он должен быть самим ярким и запоминающимся. Добавьте, какую-нибудь картинку или рисунок.
В центре выделяем главный образ
От него буду отходить ветви — идеи и дополнения, здесь вы вольны делать что захотите.
Рисуйте, раскрашивайте, выделяйте ключевые слова. Добавьте рисунки. Ветви живые, а не шаблонные. Они словно щупальца, проникают в мозг и достают от туда новые идеи.
Меньше слов, и больше образов. Мозг плохо понимает целые предложения, сократите их до одного слова или яркого образа.
Старайтесь не использовать больше 7 ответвлений, а то запутаетесь, и карта потеряет смысл.
Пишем по часовой стрелке, т.е. с верхнего правого угла и читаем карту так же
Пример составления интеллект карты
Тема представленной интеллект-карты – «Класс Головоногие моллюски».
Давайте проанализируем эту работу с точки зрения полноты и разнообразия скрытой в ней информации о когнитивных способностях подростка.
Анализируя данную работу можно сделать вывод о сформированности у подростка следующих операций логического мышления:
сравнение – установление сходства или различия понятий по признакам;
анализ – выделение признаков и понятий, или группу понятий, характеризующих данный объект;
классификация – распределение понятий по группам на основании общих признаков;
синтез – мысленное соединение понятий в единое целое, начиная от построения ветвей и заканчивая построением общей картины – интеллект-карты.
Кроме этого, следует добавить, что автор интеллект-карты демонстрирует умения:
описывать реальные объекты и образы;
концентрировать внимание на описываемом объекте, образе;
моделировать;
перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов, графики и др;
структурировать предметную информацию;
систематизировать предметную информацию;
находить связь между понятиями.
В следующую очередь нужно отметить содержательный и личностный компоненты интеллект-карты:
полнота содержания, выраженная количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство ассоциаций, отображенное наличием заполненных ответвлений разного уровня;
позитивная эмоциональная составляющая, проявляющаяся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Основная тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Следующую интеллект-карту, посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, ребята строили увереннее, учитывая предыдущие недочёты. Сначала ребята прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По лермонтовским местам» и приступили к составлению интеллект-карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект-карты, поэтому завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. На следующем уроке было много желающих отвечать. Ребята выполнили задание разными способами: кто-то построил интеллект-карту традиционным способом (бумага и цветные карандаши), а кто-то воспользовался программой Microsoft PowerPoint. На рисунке представлена одна из таких интеллект-карт.
Обобщая первые шаги экспериментальной работы по использованию метода интеллект-карт на уроках литературы, можно сделать следующие выводы о его применении: привлекают возможности решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления; сформированность общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективен для организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Список используемой литературы
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование, № 12 – 2002, С.2-6.
3. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в профтехучилищах. - М., 2005
4. Герцунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и пер-спективы. - М., 2004
5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования / Е.В.Баранова и др. - СПб., 2005
6. Использование информационной технологии в учебном процессе /Отв. ред. Н. И. Шкиль. - Киев, 2003
7. http://www.mind-map.ru/8.http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm9.http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm10.http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=111.http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap
Как обычно: в центре яркий образ, символизирующий дилемму.
Запускаете поток ассоциаций, которые возникают в связи с этой дилеммой.
Заполняете карту не последовательно, а по мере появления той или иной мысли. Все, что относится к одной альтернативе, рисуете одним цветом; все, что относится к другой альтернативе, – другим.
Не забывайте активно использовать картинки и символы!