Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 4 класса специальной коррекционной общеобразовательной школы — интернат VIII вида.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
В основу курса заложена программа «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанная в рамках Государственной целевой программы обучения населения, составитель Г.Н.Шевченко, Издательство «Учитель» г. Волгоград.
Цели программы:
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: плакаты, настольные игры, презентации,обучающие фильмы.
Примерное распределение учебного времени
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. 18 часов.
Условия безопасного поведения учащихся.
Транспортные средства.
Виды транспортных средств. Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи железнодорожного транспорта.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
Езда на велосипеде. Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма (невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте и на улице и др.).
Безопасность пешеходов.
Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.
Безопасность на воде.
Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. 6 часов.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. ПМП при травмах. Выработка умений по оказанию ПМП при ссадинах, носовом кровотечении. Понятие о само- и взаимопомощи.
III раздел. Основы здорового образа жизни. 8 часов.
Вредные привычки.
Понятие о вредных привычках. Табакокурение. Употребление спиртных напитков. Последствия. Способы отказа.
Учащиеся должны знать:
Причины травматизма;
Виды травм;
Правила езды на велосипеде;
Элементарные способы оказания ПМП;
О последствиях вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила личной гигиены;
Оказывать ПМП;
Отказываться от вредных привычек.
№
Тема
Дата
Результативность
Элементы содержания урока
1
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
1
Соблюдать режимные моменты.
Составление режима дня
2
Можно ли уберечься от травм?
1
Знать виды травм.
Ознакомление с видами травм
3
Если хочешь быть здоров закаляйся!
1
·Дать понятие «закаливание»
4
Предупреждение бытового травматизма.
1
Знать правила поведения во время игр.
5
Твои действия при пожаре. (Практическое занятие).
1
Знать правила поведения при пожаре.
Просмотр презентации
6
Как вести себя на воде.
1
Знать правила поведения на воде.
Просмотр презентации
7
Где вода там беда.
1
Знать правила поведения на воде во время купания.
8
Мы и транспорт.
1
Знать виды транспорта
Рассказ об истории транспорта. ТВ «Первый автомобиль».
9
Скорость движения и остановочный путь.
1
Знать, что такое скорость движения, тормозной путь.
Рассказ о том, как погода влияет на скорость движения.
10,11
Если ты стал водителем.
2
Знать правила езды на велосипеде.
Повторить дорожные знаки для велосипедистов.
12
В детстве не научишься всю жизнь промучишься. (практическое занятие).
1
Знать основные правила езды на велосипеде.
Рассказ о первом велосипеде. ТВ.
13
Как стать грамотным пассажиром.
1
Знать правила безопасности при поездках в транспорте.
Рассмотреть причины ДТП.
14
Учись быть пешеходом
1
Знать правила безопасного поведения при движении тротуару, при переходе через улицу.
Анализ ситуаций.
15
Поездка на электропоезде.
1
Знать правила поведения пассажиров на платформах.
Повторить правила поведения при посадки в поезд и во время движения поезда.
16
Железнодорожные переезды.
1
Знать виды железнодорожных переездов и правила перехода через них.
Знакомство с железнодорожными знаками группы «железнодорожный переезд».
17
Знакомство с подразделением полиции.
1
18
Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге.
1
Знать правила поведения на автомобильной дороге.
Рассказать, как вести себя в экстремальных ситуациях на дороге.
19
20
Основные виды травм и первая помощь при них.
2
Знать виды бытовых травм и их причины возникновения.
Рассказать о первой помощи при ушибах, вывихах, травмах суставов, растяжениях.
21
Осторожно электричество!
1
Знать правила безопасного поведения с электроприборами.
22
Мы и животные.
1
Знать правила безопасного поведения с животными.
23
Уступить змее дорогу.
1
Знать правила безопасного поведения при встрече со змеей.
ТВ.
24
Когда кусают насекомые.
1
Знать приемы оказания первой помощи при укусах насекомых (комар, пчела, клещ, оса).
ТВ.
25
Что влияет на здоровье.
1
ТВ.
26
Как правильно есть.
1
Знать о полноценном питании, как о важном факторе развития школьника и его здоровья.
ТВ.
27
Овощи, ягоды и фрукты самые витаминные продукты.
1
Знать какие витамины помогают разным органам человека.
Ознакомить учащихся с витаминами. ТВ.
28
Выход на природу.
1
Знать правила сбора и применение лекарственных трав.
Рассказ о пользе лекарственных трав. ТВ.
29
Грибы- съедобные и несъедобные.
1
Уметь различать съедобные и ядовитые грибы.
Первая помощь при отравлении грибами. ТВ.
30
Чем и как можно отравиться? Как этого избежать?
1
Знать причины отравления (газ, дым, бензин, лекарства, ядовитые растения).
Ознакомление с методами оказания первой помощи при отравлениях. ТВ.
31
Как справиться с инфекцией.
1
Ознакомление с понятием (инфекционная болезнь, вакцина, иммунитет, прививка).
32
Алкоголь в компании.
1
Просмотр научного фильма.
33
Злой волшебник – табак.
1
Просмотр научеого фильма.
34
Урок обобщения.
1
15