Индивидуализация процесса обучения с учетом типов восприятия информации учащимися


Визуалы, аудиалы, кинестетикиВысказывание о том, что все люд разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции – это больше к определению интровертов и экстравертов, то в зависимости от способа восприятия мы делимся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Это три основных типа мышления человека, и очень важно учитывать этот фактор в процессе обучения ребенка.
     Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.        Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.        Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. 
Как определить визуалаВизуалы стараются всегда отлично выглядеть, они хорошо одеты, подстрижены, сопровождают речь яркой жестикуляцией, а наиболее употребляемыми визуалами фразами являются «Посмотрим, что в этом случае можно сделать», «Отлично выглядишь!», «Всё ясно» и так далее.Визуалы очень ценят неординарный, яркий внешний вид партнёра и, в свою очередь, любят, когда окружающие отмечают то, как выглядят они.
Ребенок визуал Канал восприятия: зрение Ребенок визуал хорошо воспринимает и усваивает информацию, соотвественно, визуально, любят рассматривать картинки и карточки с различными изображениями, проявляет интерес у буквам и знакам с самого маленького возраста. Объяснять что-либо такому ребенку стоит на наглядном примере, обязательно показывая предмет разговора. Спорт и искусство – стезя отнюдь не визуала, поэтому насильно заставлять ребенка заниматься не любимым делом не рекомендуется.
Они, как правило, любят и могут двигать науку, становятся талантливыми конструкторами. Встречаются среди них и дизайнеры, правда, многим их работа кажется слишком строгой и суховатой. Они неплохо справляются с ролью руководителей.    
Как отличить аудиалаДля аудиала, прежде всего, очень важно, что и в каком тоне ему говорят. Он умеет слушать, любит долгие разговоры, но никогда не спешит «перейти к делу». Среди его «коронных» фраз такие, как «Рад тебя слышать», «Звучит заманчиво», «Не надо разговаривать со мной таким тоном» и т.д.Ребенок аудиал Канал восприятия: слух Аудиалы обожают слушать, очень внимательны и способны улавливать и запоминать различные звуки. Необходимо больше и чаще читать ребенку аудиалу сказки, занимать его всевозможными домашними спектаклями. В общении с аудиалом лучше исключить повышенные тона. Крик для человека этого типа восприятия – настоящее наказание. Дети аудиалы тяготеют к разного рода искусству: пению, театральной и актерской деятельности.«Слухачи» могут быть отличными психологами и педагогами, переводчиками — ведь они не только слышат звуки, но и могут извлечь из них массу пользы.В будущем люди подобного типа крайне редко становятся работниками ручного труда, да и скука планов и схем их не прельщает.
 Как распознать кинестетикаДля кинестетика настоящяя жизнь – это только движение. Танцы, спорт – это то, что интересует его прежде всего. Соответствуют чувственному восприятию мира и «любимые» фразы кинестетика – «Просто распирает от счастья», «Это меня не трогает», «Я чувствую, что…» и так далее.  
Ребенок кинестетик всегда очень подвижен и неусидчив. Такие дети часто круглыми сутками бегают, прыгают и могут довольствоваться коротким отдыхом, при этом рано начинает интересоваться взрослой жизнью и старается с первых лет помогать родителям по дому «делать взрослую работу». Не стоит отказывать ему в таком удовльствии – в процессе ребенок быстро обучается и познает много нового. Чтению и азбуке ребенка кинестетика проще всего обучать по магнитной или мягкой азбуке, однако к книгам они часто относятся прохладно. Такого ребенка очень хорошо привлекать к совместному труду, а новый материал объяснять, вовлекая его в какое-нибудь действо: забавный мини-спектакль, прохождение пальчиками по географической карте и т. п.В будущем такие люди не только могут стать мастерами ручного труда (в том числе элитного), но и прекрасно ладить с людьми. Дизайн, кулинария — это их стезя. Кстати, они довольно часто становятся требовательными, но справедливыми руководителями
.
Распознать у ученика начальной школы ведущий канал восприятия и переработки информации в основном можно по наблюдениям:    -Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).        - Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.        - Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.        - Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.        - Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.        А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.        Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.        Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.        Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.        Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.        Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.        Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".        Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.     В традиционной школе учителя подают материал с помощью всех каналов восприятия. Такой подход позволяет индивидуальному ученику освоить хотя бы часть из поданного. Но знание способа восприятия информации поможет построить эффективную программу обучения. Поэтому очень важно знать, каким образом обучающийся воспринимает информацию .
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.     Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).        Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, ему легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. 
По мнению специалистов, визуалы способны быстро решать поставленные перед ними задачи, аудиалы могут без ошибок повторить услышанный на уроке материал, кинестетики не способны на мгновенные реакции, в обучении таких детей необходимо иметь запас терпения.
      Психологи советуют, обучая визуалов, разрешать им фиксировать полученную информацию на тетрадный лист в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. Занятия с аудиалами особенные, в момент получения информации ученик может шевелить губами, издавать негромкие звуки. Педагогу не следует делать замечание, поскольку эта особенность свидетельствует о том, что ребенок запоминает информацию. Занятия с кинестетиками требуют небольших отвлечений. Кинестетика нельзя заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.  К примеру, учитель математики может обучать геометрическим фигурам вырезанным из картона (к которым можно дотронуться).
       Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":        - с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;        - с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;        - с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.        Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":        - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;        - аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";        - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. 
Каждый индивидуальный ребенок должен получить подход, благодаря которому он сможет показать наилучшие результаты. Педагог должен стараться общаться во время урока с учеником на «его языке», делая акцент на восприятие, а не на заучивание.