Статья «Развитие и воспитание обучающихся средствами интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Статья «Развитие и воспитание обучающихся средствами интеграции урочной и внеурочной деятельности (на примере интегрированного занятия «Формула Здоровья»)»
Никулина Надежда Александровна,
учитель начальных классов
первой категории
МОБУ Байкинская СОШКараидельского района РБ
Мы живем в третьем тысячелетии. Это время глобальных перемен, которые затрагивают и современную педагогику. Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В настоящее время большое внимание уделяется реализации приоритетной задачи образования – формированию всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру и своему здоровью[1].
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы в настоящее время рассматривается множество новых педагогических технологий, особое место среди которых занимает и интеграция общего и дополнительного образования. Интеграция (от лат. Integration – восстановление, восполнение, Integer - целый) – понятие, означающее объединение в целое каких-либо частей, элементов, состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целом, а так же процесс, ведущий к такому состоянию, объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними[2]. То есть, в процессе интеграции (совместного действия кого-либо) может возникнуть новое состояние чего-либо, характеризующееся более полным набором составляющего его элементов. При этом набор элементов может обладать системными характеристиками – взаимосвязи, иерархией, направленностью, целостностью.
Ведущим фактором развития процессов интеграции в образовательном процессе стала осознанная необходимость в повышении образовательного уровня и социализации обучающихся, так как интеграция различных видов образования создает ряд преимуществ и для детей и для педагогов, и для социума в целом. Органичное сочетание общего и многопрофильного дополнительного образования детей создает реальную основу для формирования нового типа образовательного пространства – гуманистической социально-педагогической среды, способствующей всестороннему развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения [3]. Интегрированные занятия дают обучающемуся достаточно широкое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном занятии приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. С позиции развития личности интеграция создает условия для выхода на более высокий уровень осмысления заданий, совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания, развития свободы мышления, формирования творчества.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Интегрированным урокам присущи значительные и разнонаправленные возможности. Соединив между собой два таких предмета, как окружающий мир и физическая культура мы формируем у обучающихся базовую национальную ценность «Здоровье» средствами спортивно-оздоровительной направленности, обеспечиваем школьников возможностями:
- сохранения здоровья за период обучения в школе,
- формирования у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ),
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На таком занятии возможны сочетания разнообразных видов деятельности: учебная, игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, коммуникативная, деятельность по планированию учебного сотрудничества, эстетическая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная. Благодаря интеграции учебных предметов (окружающий мир и физическая культура), разных видов деятельности, дополнительного и общего образования можно выйти на следующие результаты:
Предметные:
Физическая культура, ритмика – представление ФК как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в соревновательной и игровой деятельности.
Окружающий мир - установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни (занятия спортом).
Метапредметные:
Регулятивные
Самостоятельно или с помощью учителя определять важность или необходимость выполнения различных заданий.
Определять цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно.
Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Познавательные:
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Личностные:
Формирование базовой национальной ценности «Здоровье»[4].
Образовательные результаты внеурочной деятельности –
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой социальной среде.
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому учебному предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем. Именно на интегрированном занятии обучающиеся могут получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных школьных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. В процессе интегрированного урока ребенок синтезирует полученные знания, у него формируется умение переноса знаний из одной области в другую. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Именно на этих занятиях происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Список использованной литературы
1. Физическая культура: программа: 1-4 классы/ Т.В. Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров. - М.: Вентана-Граф, 2013.-48 с.
2. Большой энциклопедический словарь в 2-х т.-М.,1991. Т. 1-863 с.
3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д, 2000. – 440с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. –М.: Просвещение, 2010.