Методические рекомендации по химии Духовно-нравственное воспитание в преподавании химии
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
Вопрос духовно-нравственного воспитания школьников является одной из ключевых проблем современного общества. Духовно–нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов и нравственных убеждений. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности. Эффективно реализовывать целевые установки позволяет учителю «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Большой вклад в достижение главных целей концепции вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- формирование экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
- осознанное отношение к формированию здорового образа жизни,
- устойчивая негативная позиция по отношению к табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
- понимание своей причастности к глобальным проблемам современности, в том числе экологического характера, осознание необходимости и возможности личного вклада в их решение.
В настоящее время охрана окружающей среды стала одной из глобальных проблем современности. Внимание всех живущих на Земле обращается к проблеме, которая не только нуждается в серьёзном подходе к ее решению, но и требует незамедлительного участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Планета людей в опасности! За этими словами горькая истина. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Неконтролируемая деятельность человека, экологическая безграмотность часто приводят к негативным изменениям в окружающей среде: земной атмосфере, гидросфере, недрах и плодородном слое Земли, приводит к гибели животных и растений. Возникла проблема: человек должен защищать себя и среду своего обитания от собственного воздействия на неё. Мы начали разрушать природу, нам её и восстанавливать.
Основную цель экологического образования я вижу в формировании экологического сознания и мышления на основе моральных ценностей. Экологическое сознание неразрывно связано с осознание человеком своей роли на Земле. Каждый человек должен понять, что его собственное выживание, существование как биологического вида является лишь элементом сохранения единства многообразия живых организмов на Земле и не может не подчиняться объективным законам, управляющим биосферой. Каждый человек должен чувствовать свою причастность к тому, что происходит вокруг него, быть способным принимать решения, выполняя свой долг перед природой. На основе экологического сознания постепенно формируется и экологическая культура, которая несет в себе бережное отношение к природе, невозможность потребительского, насильственного отношения к ней.
Программный материал предмета «Химия» дает огромные возможности для формирования экологического мышления. Никого не оставляют равнодушным проблемы нашего времени, которые мы рассматриваем на уроках химии: загрязнение воздуха, воды и почвы; кислотные дожди; диоксиновая угроза; парниковый эффект; нарушение круговорота веществ; проблемы отходов химических производств; применение ядохимикатов и средств бытовой химии; физиологическое действие спиртов на организм человека и проблема алкоголизма; проблемы табакокурения и наркомания.
Формированию личностно-значимых нравственных норм способствуют исследовательские работы учащихся по темам: «Пищевые добавки», «Влияние нефти на рост и развитие растений», «Витамины - источник жизни», «Определение содержания витамина С в овощах и фруктах», «Аскорбиновая кислота как источник витамина С». Наряду с этим я провожу наблюдения и демонстрационные опыты экологического содержания.
Наблюдения. Для доказательства роли кислорода в жизни даю учащимся 8 классов летние задания наблюдать за растительностью в зелёной зоне города и в запылённых, загазованных районах (вблизи завода ДААЗ и пр. Автостроителей). Учащихся распределяю по группам: I группа проводят наблюдения за травянистыми цветковыми растениями, II группа-за кустарниковыми. Фиксируют следующие показатели: внешний вид растений, запылённость листьев, цвет, окраска, высота растений, размеры листьев и цветков. Полученные результаты сравниваются с контрольными растениями в загородной зоне.
Демонстрационные опыты
№1 При изучении темы «Серная кислота » на конкретном примере показываю влияние SО2 на растения. В полиэтиленовый пакет с отверстиями для воздуха ставлю горшочек с традесканцией, рядом укрепляю пробирку с концентрированной H2SO4. На протяжении 7 дней растение почти погибло: сначала на листьях появились мелкие пятна, затем они начали буреть и обесцвечиваться и постепенно отмирать. SO2 очень опасен для растений.
№2 Демонстрационный опыт №2. В течении недели 1-ое растение хлорофитума поливали водой, содержащей примесь NaCl, 2-ое растение-обычной водой. Через несколько дней 1-ое растение начинает вянуть: заметно, что тургор клеток ослаб и листья стали мягкие, полегли.
№3 Чтобы показать влияние продуктов коррозии на растение беру 3 химических стакана. 1-й контрольный-только гвоздь: 2-й-железный гвоздь и олово; 3-й-гвоздь и медь. В каждый стакан помещаю растение из аквариума и заливаю водой. Уже на второй день начинается сильная коррозия, а на 5-ый день вода мутнеет, приобретает гнилой запах, растения покрываются слизью.
Я стремлюсь к тому, чтобы знания учащихся по химии находили применение для объяснения явлений, происходящих в природе и жизни человека. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, обеспечивает осознание учащимися актуальности знаний. Формирование духовно-нравственных качеств школьников при обучении химии позволяет учителю грамотно и эффективно работать над развитием гармонически развитой личности, способности учащихся к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, то есть личностной и профессиональной самореализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
2. Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А.В. Введение в экологическую химию. М.:Высшая школа, 1994.
3. Израэль Ю.А., Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984