Социально-гуманитарный аспект компетентной модели выпускника в условиях обновления содержания образования в РК.
Социально-гуманитарный аспект компетентной модели выпускника в условиях обновления содержания образования в РК.
Савенко Е.И.
Педагог-психолог высшего уровня квалификации
Без категории
Наши учащиеся в большинстве своем – прагматики. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться по жизни и, еще лучше, прямо сейчас. В области компьютерных знаний некоторые из них обошли своих преподавателей. Девочки запросто расскажут и покажут, как делать макияж, прическу, возможно даже бижутерию и другие аксессуары своими руками. География им неинтересна – достаточно купить билет на самолет, и он домчит в точку назначения, а в путешествии на автомобиле выручит навигатор. Музыка холодных цифр им не слышна, если нет необходимости посчитать стоимость покупки или выгоду при совершении небольшой сделки. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети. Даже будущую профессию они выбирают из расчета будущего трудоустройства и получения хороших денег. Самая престижная работа для них – свой бизнес. Фраза из фильма Сергея Бодрова: «Сила в деньгах, брат!» - стала девизом сегодняшних детей. Согласно социологическим исследованиях, так думает каждый второй подросток. Каждый четвертый полагает, что сила – в разуме, и лишь 18 процентов подрастающего поколения верят, что миром правит любовь.
Подростки не шлют записок, они обмениваются краткими сообщениями. Они не фотографируют природу и достопримечательности, они снимают сами себя и отправляют фото друзьям. Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины. Лучший способ расслабиться и отвлечься для них – компьютерная игра, лучший способ доказать свое превосходство – она же.
Подростки постоянно слушают музыку – это их любимое времяпровождение. Причем слушают все подряд – настоящих фанатов одного направления и уж тем более одной группы, одного исполнителя среди тинэйджеров немного. Следом за ним идет просмотр телевизора. Только на третьем месте – общение с друзьями. Небольшой процент подростков смотрит видео, чтение же – один из самых редких способов проведения досуга. Единственное, что может заставить тинэйджера взять в руки книгу – недавний просмотр фильма по его мотивам, или же то что в тренде.
В моде – поверхностность, экстрим, жажда развлечений. Этакая «ранняя социализация» при общем инфантилизме поколения. Удовольствие подросток стремится получить не от труда, глубины и содержательности во всех сферах жизнедеятельности, а от быстрой смены различных новых острых ощущений. В бездонную бочку сознания вливаются неиссякаемые потоки красиво оформленной пустоты. В итоге возникает раннее разочарование в жизни, в друзьях, любви.
Общение утратило свой смысл, проще написать сообщение, а зачем писать «Здравствуйте» если можно написать «Здрасте». Давайте обратим внимание на сленг сегодняшних детей. Очень модно сегодня сокращение слов, так например с ДР, что означает с днем рождения, с НГ, также ЧД, что означает что делаешь, СПС, у тя, у мя ,что означает у тебя, у меня. Такие выражения как «ЛОЛ», «ОРУ» это все означает смешно. И таких примеров очень много.
Именно таких детей мы с вами обучаем и воспитываем на данный момент.
Но хотелось бы, чтоб выпускник школы обладал совокупностью ключевых компетенций: · способен анализировать· знает свои способности, склонности и интересы · умеет контролировать свои эмоции, действия и поступки · знает и выполняет правовые нормы государства · умеет поставить цель и организовать ее достижение · умеет самостоятельно добывать информацию; · владеет универсальными базовыми знаниями в соответствии с обязательным минимумом (стандартом) общего образования;Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.