Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки средствами ИКТ
нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки средствами информационно-коммуникационных технологий
В статье обозначены возможности и результаты использования ИКТ на уроках музыки. В качестве одного из эффективных средств предлагается веб-квест «Композитор всех времен и народов!» для младших школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, музыка, ИКТ, веб-квест.
В образовательной сфере достаточно часто происходят какие-либо реформы. В нашем обществе существует множество нерешенных проблем. Одной из таких острых проблем считается духовно-нравственное воспитание современной молодежи. Чем же актуальна данная проблема? Тем, что духовное здоровье молодого поколения резко снижается. Это связано с разрушающими факторами, такими как низкая нравственность, наркомания, бездуховность, грубость, преступность и многие другие пороки нашего времени [1, c. 316].
Образовательный процесс и духовно-нравственное воспитание тесно связаны меду собой [7].
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная и организованная деятельность учителей, родителей, которая направлена на формирование высших нравственных качеств у младших школьников. В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это стратегический, интегральный, интеллектуальный ресурс народов и государства в целом [2, c. 13].
В информационном веке компьютер можно сделать союзником в творческом развитии и воспитании школьников. Современные ИКТ позволяют обогатить образовательный процесс шедеврами литературы, мирового искусства, музыки, а мультимедийные возможности персонального компьютера смогут внести существенный вклад в духовно-нравственное развитие личности [4]. Образовательный процесс должен вытеснить из области интересов учащихся компьютерные игры, заменяя их на ролевые, творческие и исследовательские виды деятельности. Все это должно способствовать формированию нового типа мышления, направляя обучающихся на самообучение, саморазвитие, осознание своих потребностей и выработку их культуры [6, c. 115].
Ученые выделяют множество различных видов музыкальной деятельности, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания. Остановимся более подробно на возможностях информационно-коммуникационных технологий.
Безусловно, слушание музыки и вокально-хоровая работа являются одними из главных видов деятельности на уроке. ИКТ служат как дополнительное средство развития нравственных и духовных качеств учащихся [5; 8 c. 36]. Уроки с использованием информационных технологий не только закрепляют и расширяют полученные знания, но и в огромной мере повышают интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся [3, c. 205; 4; 5]. К примеру, в процессе знакомства с песнями Ю.С. Этнина «Кабы не было зимы» и С.Г. Козлова «Облака» можно обратиться к компьютерной осциллограмме мелодии песен. С помощью зрительного восприятия младшие школьники могут воссоздавать ритмическую, мелодическую и динамическую структуру фразы песен. Использование такой программы как Guitar Pro помогает воспроизвести звучание музыкальных произведений в разных исполнениях, например, на органе, клавесине и фортепиано.
Важнейшей целью музыкального образования считается формирование гражданской позиции и духовно-нравственной культуры современной молодежи [6, c. 113].
Считаем, что использование ИКТ в целях духовно-нравственного развития личности на уроках музыки обусловлено следующими возможностями:
создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint;
использование видео и аудио материалов;
использование ресурсов Интернета.
Мы хотим предложить веб-квест по формированию духовно-нравственной культуры личности младшего школьника, который может быть использован и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности на тему: «Композитор всех времен и народов!».
Группа «Библиографы»
1. Познакомьтесь с биографией Чайковского П.И. (all-biography.ru).
2. Найдите интересные факты из его жизни.
3. Найдите 4-5 фотографий композитора и оформите весь найденный материал в программе Microsoft PowerPoint.
Группа «Музыковеды»
1. Поработайте с сайтами, на которых размещены произведения П.И. Чайковского
2. Послушайте музыку композитора.
а) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
б) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
в) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
г) tchaykovsky.ru
3. Составьте, пожалуйста, репертуар концерта, который был бы посвящен П. И. Чайковскому.
4. Создайте программу данного концерта (рекомендуется оформить в виде буклета, использовав программу Microsoft Publisher).
Группа «Искусствоведы»
1. Познакомьтесь с музыкальным альбомом Чайковского П.И. «Времена года» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
2. Найдите историю создания данного альбома (school-collection.edu.ru)
3. Какова особенность музыкальной формы пьесы?
4. Оформите весь материал в программе Microsoft PowerPoint.
Веб-квест относится к комплексным заданиям, именно поэтому оценка за его выполнение должна опираться на несколько критериев, которые ориентируются на тип задания с указанной проблемой и форму представления результатов. Опыт показывает, что самыми беспощадными судьями являются сами школьники. Открытое оценивание работы «коллег» и собственной работы позволяет определить наиболее интересный материал, учиться быть корректными в высказывании замечаний, формулировать свои критерии оценивания [8, c. 40].
Как отмечают педагоги-практики, в результате проведения таких уроков отмечается возрастание уровня проникновения, интереса и понимания музыки младшими школьниками.
Список литературы
Акчулпанова Р. У. Средства ИКТ в духовно-нравственном воспитании студентов [Текст] / Р. У. Акчулпанова, Л. У. Жданова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014.
Артюхова И.С. Ценности и воспитание // И. С. Артюхова.- Педагогика, 2002, № 4
Наумова Т. В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова, А. В. Лезина // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 204-206.
Наумова Т.В. О возможностях формирования духовно-нравственной культуры личности младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова// Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 122-125; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35222 (дата обращения: 12.01.2016).
Наумова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в мультикультурном образовании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, Е.В. Губанихина, О.А. Зиновенко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22114 (дата обращения: 11.01.2016).
Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках музыки // Образование – 2013. – №11
Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58212 (дата обращения: 19.10.2015).
Сокол И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 12 (28). URL: http://e-koncept.ru/2013/13248.htm