ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Кто двигается вперед в знании,
но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед.
Аристотель
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что я, педагог, могу отмахнуться от этих задач. Я могу и должна сделать то, что в моих силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации я могу повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Я могу повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание моей воспитательной работы.
Воспитательная система моего 1В класса базируется на программе духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» и создана на основе требований ФГОС НОО. Прежде чем составлять воспитательную систему класса, я должна была ответить на несколько основных вопросов.
Цель: кого мы воспитываем?
Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса в понимании ОС «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. Поэтому воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Принципы воспитания «Школы 2100»:
Не «правильными словами», а включением в «дела»
Через право на свободный выбор поступка («нравственное творчество»)
Идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребенка
Взаимоуважение личности и группы
Раскрытие самоценности личности каждого
Чтобы представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника, для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
2. Задачи: что мы воспитываем?
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.
Этих ценностей много. Как правило, их группируют по 10–11 «источникам нравственности» (человек, семья, гражданственность, искусство, наука, религия и т.п.). Но в своей воспитательной системе я использую иную систематизацию ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников. Как можно назвать направления воспитания?
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые): человек и люди, семья.
СТРАНА ГРАЖДАН (гражданско-патриотическое воспитание): патриотизм, гражданственность, традиционные религии и светская культура.
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (воспитание трудолюбия, способности к познанию): труд и творчество, наука.
ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (воспитание здорового образа жизни)
ПРИРОДА – НАШ ДОМ (экологическое воспитание)
КРАСОТА СПАСЁТ МИР (эстетическое воспитание).
3. Содержание воспитательной работы.
Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.). А воспитание для педагога – это процесс целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь принять ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.
Из каких «кирпичиков» строится процесс воспитания личности?
Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.
Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.
Однако доброе дело может быть спланированным. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие».
Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.
Большинство добрых дел возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на мой взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.
Всё многообразие добрых дел, которые могут проходить в школе, я разделяю на три вида деятельности:
Учебная деятельность. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление ценностей на деле обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
Внеурочная деятельность (через беседы, классные часы, экскурсии, праздники, работу кружков).
Внешкольная деятельность (через решение реальных общественно значимых задач).
Чтобы большинство воспитательных усилий не было потрачено впустую, я согласовываю жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами. Для этого делаю две вещи: выстраиваю конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями); организовываю взаимодействие с культурными и общественными организациями.
Результаты духовно-нравственного воспитания.
Оценить результаты воспитания довольно сложно. Это не математика и не русский язык, и я думаю, что мы не быстро увидим результаты. Ведь это такой курс, который не измеряется отметками: нельзя поставить пятерку или двойку за честность или тройку за доброту, поэтому результат мы с вами если и сможем увидеть, то только в наших внуках.
Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Делать это надо осторожно, не вторгаясь в внутренний мир школьника. Так ФГОС допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников!
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявив о том, какой поступок в них они бы выбрали. А принятие духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
- оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-нибудь дела;
- оценивание осуществляет сам ребёнок (самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) в портфолио;
- допускается неперсонифицированная оценка педагогом по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.
Если всё, о чём я рассказала, объединить в одно целое, то воспитательная система моего класса будет выглядеть так.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми»
А. С. Макаренко
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Root Entry