Выступление на тему: Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников
МБОУ Михневская НОШ
Уроки литературного чтения
и
духовно-нравственное воспитание школьников
Выступление
учителя начальных классов
Л.В.Лаврухиной на районномметодическом объединении учителей 4 классов
09 февраля 2016 года
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В новых стандартах разработана концепция воспитания. Одна из главных задач педагогов: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чётко обозначена сущность духовно-нравственного воспитания. Воспитание духовное определяется как воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных моральных требований и норм.
Знакомство с духовно-нравственными понятиями, формирование основных духовно-нравственных качеств личности – одна из задач уроков литературного чтения.
Я представляю опыт работы по учебнику Валерии Алексеевны Лазаревой. Программа предмета «Литературное чтение» разработана данным автором в контексте системы развивающего обучения Л.В.Занкова, нацеленной на разностороннее развитие обучающихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.
Цель данного курса – нравственно-эстетическое воспитание и развитие обучающихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание.
А главной задачей данного курса является освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности.
Главным условием решения данной задачи является организация личностно-значимого для обучающегося полноценного чтения и анализа художественных произведений. Ведь читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности обучающихся, публичные моменты сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений обучающихся путём осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
(программа по литературному чтению В.А.Лазаревой)
Нравственные представления и качества
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Патриотизм
Любовь к природе родного края
(Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,
А.С.Пушкин «…Под голубыми небесами…»,
А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»,
Г.М.Новицкая «Берёза»)Родной дом, родители, малая родина
(И.З.Суриков «Детство»,Т.М.Белозёров «Пельмени»)Ответственность за красоту природы, за животных и птиц
(Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»,В.Ю.Драгунский «Он живой и светится…»,
М.Вейцман «Лилия»)Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность
(бытовые сказки,народная сказка «Деревянный орёл»,
П.П.Бажов «Серебряное Копытце»)Защита Родины – великая традиция нашего народа
(былины,русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»,
С.Г.Георгиев «Дедушка»)Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»,Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»,
С.Я.Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»,
Ю.И.Коваль «Чистый Дор»)Участие детей в социальной жизни общества
(В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»,Э.Н.Успенский «25 профессий Маши Филипенко»)Гуманизм,
человечность,
великодушие,
сердечность, милостливость, добродушие Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
(К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»,И.А.Крылов «Чиж и голубь»,
Л.Н.Толстой «Лев и мышь»)Сердечность, забота друг о друге
(Т.М.Белозёров «Пельмени»,В.А.Осеева «До первого дождя»,
В.К.Железников «Солдат на посту»,
А.И.Приставкин «Портрет отца»,
Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён»)Деятельная любовь
(Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»)
Милостливость, безусловность материнской любви
(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,В.П.Астафьев «Белогрудка»)Добродушие, юмор
(В.Д.Берестов «Бабушка Катя»,В.В.Голявкин «Как я под партою сидел»,
В.Ю.Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Великодушие
(П.П.Бажов «Серебряное Копытце»,Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту
(русская народная сказка «Баба Яга»,японская сказка «Земляника под снегом»,
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»)Самопожертвование в любви, жертвенность
(Г.Х.Андерсен «Ромашка»,Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»)Вера в победу добра, в великодушие человека
(В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»,Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»,
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»)Героизм,
отвага,
верность Решительность, настойчивость
(русская народная сказка «Лиса и заяц»,И.П.Токмакова «Я ненавижу Тарасова…»)Смелость как преодоление страха
(Л.Н.Толстой «Прыжок»)
Верность в дружбе
(В.Ю.Драгунский «Друг детства»,Я.Л.Аким «Друг»,
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»)Способность на поступок
(В.К.Железников «Рыцарь»,С.Г.Георгиев «Дедушка»)Основа героизма – любовь к Родине, родному народу
(русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»,былины)
Отвага, благородство, честь
(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,Ю.П.Левитанский «Мальчики»,
Н.М.Языков «Пловец»)Героизм обыденности
(А.П.Платонов «Неизвестный цветок»,В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»)Долг,
ответственность Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого(И.П.Токмакова «Это ничья кошка…»,Д.Биссет «Орёл и овечка»,
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»,
В.А.Осеева «Сыновья»)Ответственность за дело
(М.М.Зощенко «Пора вставать!»,Ответственность за другого(русская народная сказка «Гуси-лебеди»,В.Д.Берестов «Если хочешь пить…»,
Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён»,
А.П.Платонов «Ещё мама»,
Л.Н.Толстой «Прыжок»,
Я.Л.Аким «Мой верный чиж»)Ответственность за свою судьбу
(К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»,
Э.Н.Успенский «Неудачник»)Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц»,
В.Д.Берестов «Мужчина»,
Ю.И.Коваль «Чистый Дор»,
Н.И.Дубов «Беглец»,
Г.И.Полонский «Никто не поверит»)Сплочённость, коллективизм Забота и помощь в семье
(Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»,В.Осеева «Хорошее»)Дружба, дружеские отношения
(С.Я.Маршак «Друзья – товарищи»,В.А.Осеева «До первого дождя»)Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви
(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,В.К.Железников «Солдат на посту»)Общинность русского мира и сознания
П.П.Бажов «Серебряное Копытце»,
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,
С.Г.Георгиев «Дедушка»,
Н.М.Рубцов «Хлеб»)Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»,А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,
А.И.Куприн «Бедный принц»,
В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»,
Ю.П.Левитанский «Мальчики»)Совесть,
совестливость Бессовестность
(русская народная сказка «Лиса и козёл»)
Формирование совестливости через внешнее моральное требование
(Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек») Стыд за плохой поступок, формирование самооценки
(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,А.И.Приставкин «Портрет отца»,
Б.В.Заходер «Серая звёздочка»)Формирование самооценки, самоконтроля
(Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»,К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,
Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)Нравственная норма как мотив поведения
(А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц»,
Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»,
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»,
В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»,
О.Е.Григорьев «Витамин роста»)Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включённые в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий. К завершающему этапу начального литературного образования дети учатся, читая художественный текст, представлять картины, рисуемые автором, откликаются эмоционально на переживания героев произведения, оценивают их поступки, понимают мысль автора, видят отношение его к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвёртому году изучения литературы должно сформироваться желание и умение осмысливать и оценивать свои впечатления от прочитанного и в разных формах делиться с другими людьми своими мыслями. Поэтому урок литературного чтения превращается в диалог, вернее – в полилог, заинтересованных нравственными проблемами людей, в сотворчество учителя и обучающихся, где каждый хочет поделиться своими открытиями.
Развитие учащихся идёт сразу по двум главным направлениям: нравственному и филологическому. К 4 классу ведущей является нравственная линия. И уровень постановки проблем, очевидная неоднозначность их решения соответствуют возросшим возможностям четвероклассников и приобретённому ими жизненному опыту.
Ведущие нравственные понятия к концу изучения курса литературного чтения обобщаются – это семья, родные (отец, мать), ребёнок в семье (сын, дочь), народ, родина. Центральной нравственной проблемой, цементирующей содержание учебника, его литературный материал, является проблема ответственности, деятельной любви и заботы о любимых. Эта проблема проходит через все годы обучения, но в 4 классе хочется надеяться на то, чтобы дети поняли и свою ответственность, осознали свои возможности в деле улучшения жизни и мира, в котором они живут; чтобы наши ученики познакомились с героями произведений, которые, как и они, ещё только дети, но уже способны помочь взрослым, особенно в трудную минуту, и вырасти в добрых делах от проблем родной семьи – до народных.
Читая и размышляя над содержанием литературных произведений, школьники получают первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя – так организовать работу над художественным текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, ученики испытывали сильное эмоциональное воздействие: волновались, радовались, огорчались.
В своём выступлении я хочу показать, как задачи духовно-нравственного воспитания могут быть решены в ходе изучения «Повести о Петре и Февронии Муромских».
До начала изучения повести учитель знакомит учащихся с праздником Семьи, любви и верности:
«8 июля все православные отмечают день святых Петра и Февронии. Праздник, бывший религиозным, с 2008 года стал общероссийским. Его официальное название – День семьи, любви и верности.
Идея возродить древнюю традицию отмечать день Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома, где в XIII веке княжили святые супруги Пётр и Феврония. Были они образцом супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта известная многим фраза именно про них). Там же в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря покоятся чудотворные мощи святых Петра и Февронии, которые уже помогли многим верующим настоящую любовь, создать и сохранить семью, бездетным до этого парам – родить детей. Эту идею поддержали депутаты Госдумы РФ, а также все традиционные религиозные организации России».
После ознакомления с историей праздника можно приступить к проведению урока литературного чтения на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей православия;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Нравственные представления детей на уроках литературного чтения формируются в процессе чтения прекрасных художественных произведений и наших постоянных разговоров о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, человечности и бесчеловечности. Не надо скрывать от детей присутствие в жизни беды и горя, несправедливости, возможности непонимания, даже со стороны близких людей. Взрослеющему ребёнку, по сути дела младшему подростку, мы честно говорим, что всё это в жизни человека бывает. И на примере жизни литературных героев мы показываем, как человек, даже маленький, справляется с проблемами, откуда он черпает силы и на чём основывается вера в победу добра – уже не в сказке, а в реальной жизни.
Слово писателя обязательно отзовётся в душе ребёнка и заложит фундамент дальнейшего нравственного развития и воспитания детей.
Обладая знаниями различных методик, можно достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. «Сказать: я – человек, не трудно, намного труднее быть им». Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.