Духовно — нравственное воспитание. Уроки Милосердия. ПРАЗДНИК СВЕТОЙ ПАСХИ. ФГОС Школа России 1 класс
Духовно - нравственное образование и воспитание
1 класс
Уроки Милосердия
Раздел: Милосердие к больным, сиротам
Урок 21-22. Светлая Пасха
Учебное пособие для учащихся 1-х классов (сост. Г. Д. Зубова ) с.44 – 45
(Презентация. Слайд №1)
- Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем наших гостей своими улыбками!
- Мы с вами закончили изучать раздел «Милосердие в семье».
Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое любит, милует, жалеет.
И я хочу, чтобы вы вспомнили о чём мы говорили с вами на уроках милосердия?
(О семье, об отношениях между родителями и детьми, о заботе о бабушках и дедушках, о том почему не нужно ссориться…)
- А почему не нужно ссориться?
(Потому что ссора не приносит РАДОСТЬ).
(Презентация. Слайд №2)
Милосердие – это готовность помочь кому - то, или простить кого – то из СОСТРАДАНИЯ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ.
- Сегодня мы с вами поговорим о светлом празднике, название которого мы узнаем, прочитав стихотворения на с.44 учебника.
День сегодня самый главный,
Весь исполненный чудес,
Вечной жизни, вечной славы –
Бог воистину воскрес!
- Расскажите, как в вашей семье проводится этот праздник? (ответы детей, выступление Веры Б.)
Весёлый гомон птичек
Раздаётся за окном.
Блюдо крашеных яичек
Под нарядным полотном.
Пасха – праздник праздников
Пасха – самый большой праздник в году.
Вы сами знаете, как весело весной наблюдать, как всё оживает, как ветки делаются мягкими, покрываются почками и листиками, зеленеют.
Люди всегда радовались и радуются празднику Пасха.
В праздник Пасхи люди непременно дарят друг другу пасхальные яйца.
Почему мы на Пасху раскрашиваем яйца и дарим друг другу?
Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мёртвых.
Вот снесёт курочка яичко и оно похоже на камушек, словно неживое, а в нём жизнь, живой цыплёночек, который скоро вылупится из-под твёрдой безжизненной скорлупы.
(Презентация. Слайд №3)
- У вас на партах лежат картинки с изображением яйца.- Давайте отыщем, кто спрятался в яйце?
Для этого нужно соединить точки по порядку от 1 до 25.
Кто это? Цыплёнок! (Дети обводят изображение цыплёнка.)
Учебник с. 44
Пасха озаряет душу светлой радостью. Эта радость, конечно, ощущается в храме, на Пасхальной службе.
Но в тоже время всё, что нас окружает, напоминает о ней: и первые весенние цветы – барашки на вербе (когда наступает Вербное воскресение, до Пасхи остаётся всего неделя), и крашеные яички, и звон колоколов.
И как хочется поделиться этой радостью со всеми, особенно с теми, кто болен и нуждается в любви.
- С кем хочется поделиться светлой радостью?
(… особенно с теми, кто нуждается в любви, в нашем внимании.)
Пасха – это праздник, который принято проводить с семьёй и друзьями за накрытым столом.
Но пасхальные традиции предусматривают не только праздничную трапезу, но и различные игры и развлечения, традиционные катания на качелях, особенно, если среди празднующих есть дети.
- В учебнике на с.45 мы прочитаем о любимой пасхальной игре на Руси.
(чтение вслух учеником).
Старинная игра.
Много веков любимой пасхальной игрой было катание яиц. Устраивали эту игру так: делали картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо. Ты выигрываешь то яйцо, которое тронет твоё.
- Как называется эта игра?
(Катание яиц)
-Расскажите, как устраивали эту игру?
(Презентация. Слайд №4 - №10)
Существуют и другие старинные пасхальные игры для детей и взрослых:
Кручение яиц.
Катание яиц.
«Чокание» яиц.
Выбывание яиц.
Различные конкурсы с яйцами.
Поиск яиц в доме и в саду.
- Давайте сыграем в «Поиск яиц».
(Презентация. Слайд №11)
У вас на партах раскраски. Задание: найдите и раскрасьте яйца.
- Сколько яиц вы нашли? (10)
- Прослушайте, как жили дети в старину. Рассказ «И КРАСИВО, И ПОЛЕЗНО» из журнала для семьи и школы «Незабудка», апрель, №4, 1916 г. (100 лет назад) с.126
И КРАСИВО, И ПОЛЕЗНО
Женя сделал папе и маме такой подарок на Пасху, какого ещё никто не делал! Всё это Женя начал делать в четверг на шестой неделе поста. Он взял цветочный глиняный горшок, обмотал его густо паклей (можно, если нет пакли, обмотать льном или обшить тонким войлоком). Паклю прикрепили нитками, чтобы она не сползала. Когда горшок был обмотан, Женя густо смочил паклю тепловатой водой. Заблаговременно в магазине Женя купил немного семян кресс – салата. Он их рассыпал по тряпочке и по ним покатал горшок с мокрой паклей. Семена пристали к пакле, но местами остались небольшие пробелы и лысинки. Их Женя посыпал такими же семенами. Паклю почти не видно стало, она сплошь залепилась кресс – салатом. Горшок Женя поставил в тазик, так как с него всё время понемногу сбегала вода, и отнёс в тёплое спокойное место, к няне на лежанку. Каждый день он утром, в полдень и вечером приходил в нянину комнату и до мокра обрызгивал горшок со всех сторон. После каждого обрызгивания в тазике накоплялась вода, её Женя сливал: нельзя чтобы горшок стоял в воде. В первые дни Страстной недели семена дали беленькие росточки, корешки которых уходили в паклю, как в землю. К концу Страстной недели весь горшок покрылся кудрявой зеленью и так укрыл паклю, что её было совершенно не видно. В пасхальную неделю горшок стоял зелёненький, кудрявый и украшал пасхальный стол. Каждое утро и вечер его осторожно, чтобы не замочить яички, лежащие внутри на пакле, обрызгивали водой. Все восхищались Жениным горшком и спрашивали, как он его сделал? После Пасхи мама состригала кресс – салат и добавляла его в винегрет, говоря: «Вот так подарок, и красиво, и полезно!»
Как ещё можно озаглавить этот рассказ? Придумайте новое название.
(Подарок на Пасху)
- Какой подарок приготовил Женя папе и маме на Пасху?
(горшочек с кудрявой зеленью)
Доставил ли РАДОСТЬ родителям подарок мальчика?
(Да, ведь мама говорила: «Вот так подарок, и красиво, и полезно!»)
- Я предлагаю вам выполнить работу, про которую тоже можно будет сказать: «И красиво, и полезно!»)
Работу, которая ДОСТАВИТ РАДОСТЬ вам и окружающим.
(Презентация. Слайд №12)
- У вас на партах бумажные заготовки яиц, полоски бумаги для скручивания и клей. Давайте украсим яйца скрученными полосками в технике «Квиллинг».
(Работа в паре: дети скручивают полоски и приклеивают их на бумажную заготовку яйца. Готовую работу помещают на коллективное панно «Курочка»).
(Презентация. Слайд №12)
-Наш урок хотелось бы закончить притчей «Два волка».
Когда –то давно открыл старик своему внуку важную истину:
- В каждом человеке всегда два волка борются. Один волк – это ЗЛО: зависть, злость, эгоизм, гнев, ложь.
Другой волк – это ДОБРО: мир, любовь, надежда, доброта и верность.
Внук задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
(Презентация. Слайд №13)
- Чему учит нас эта притча?
(Тому, чтобы мы были добрыми, милосердными, внимательными к ближним)
(Презентация. Слайд №14)
- Закончите предложения.
Я узнал (а)…
Мне было интересно…
Я хочу узнать больше…
Мне понравилось…
Я расскажу родным и друзьям…
- Спасибо за внимание.