Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по теме: Народная культура России


Перспективное планирование
Март. Народная культура (Одежда).
Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о народном костюме и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспитывать интерес к промыслам родного края.
Пальчиковая гимнастика «Народная культура»
Вышивают девочки, сидя на траве,                              («вышивают») (приседают)
Вышивают девочки шёлком на канве.                                                 («вышивают»)
 - Это клюв! А это шпоры! А вот это гребешок!     (показывают клюв, шпоры, гребешок)
Приутихли разговоры,                                      (пальчик прикладывают к губам)
За стежком бежит стежок.                                (бегут друг за другом)
Итоговое событие: «Огород на окне»
Дни недели.
Распорядок дня 13.03.2017 14.03.2017 15.03.2017 16.03.2017 17.03.2017
Понедельник Вторник
Среда
Четверг
Пятница
«Здравствуйте дети».
Беседы. Групповое общение. Игры..Прием детей в группе.
Индивидуальные беседы как провёл выходные, что интересного увидел и что ему запомнилось. Групповое общение: «Чудо чудное ( народная игрушка)»
Рассмотреть рисунки с изображением проводов масленицы. Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Какую одежду можно назвать народной?» просмотр презентации и обсуждение Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Золотые руки мастеров»
Правила поведения в общественных местах и дома. Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Эти русские мудрые сказки»
Вызывать у детей желание использовать полученные знания при составлении своих рассказов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение «Чем отличаются народные костюмы: русский и хакасский?»
Создание условий для развития речи через умение выражать свои мысли, составлять мини рассказы из своего жизненного опыта.  
Утренняя гимнастика Картотека «Март»
Гигиенические процедуры Воспитываем навыки самообслуживания.
Тщательно мыть руки до локтей, шею. Вытирать насухо своим полотенцем. Вешать полотенце на свое место. Помогать друзьям следить за своим внешним видом.
Подготовка к завтраку, завтрак. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно. Формировать у детей знание о полезной культуре – Фасоль, из которой делают консервы, используют в супах, как гарнир, в салатах. Кушают не только зрелые семена , но и используют стручки.
ООД
Экология
Тема: Зелёная служба Айболита. (посадка огорода на окне)
С.Н.Николаева Юный эколог. подготовительная группа. стр. 118
Синтез
Тема: Знакомство с искусством – народная игрушка. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г.С., стр.65
ФЭМП « Занятие № 47» Л.С. Метлина «Математика в подготовительной группе».
ФЭМП «Занятие №48». Л.С. Метлина «Математика в подготовительной группе».
Рисование Тема: «Женский народный костюм». Разработка.
Аппликация
Тема: «Украсим сарафаны». Разработка.
Занятие физкультура на открытом воздухе. Занятие № 33 «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе» Пензулаева Л.И., стр.63
«Вместе на природу».
Подготовка к прогулке, прогулка, знакомство с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки.
Наблюдение за солнцем
Цель: дать представление об изменении продолжительности дня, усилении тепла от солнца.
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все вокруг сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
Исследовательская деятельность
Пронаблюдать где снег тает быстрее на солнечной или на теневой стороне.
Трудовая деятельность
Подготавливать цветники. Подвижные игры «Салки».
Цель: упражнять детей в прыжках на одной ноге
«Кот и мыши».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа ходьба по бревну.
Цель: улучшать технику поворотом на месте и в движении.
Наблюдаем за небом и облаками.
Цель: закрепить представление о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.
 Описание и вопросы:
Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Обратить внимание детей, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держаться на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.
Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром.
Трудовая деятельность: собрать оголившийся мусор из под снега.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры: «Веснянка»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Ход игры.
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко. Гори, гори ясно
Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей,  Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают,            Медленно приседают.
А цветочки подрастают.         Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Индивидуальная работа Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Наблюдение за птицамиЦель: Продолжать закреплять знания детей о поведении птиц во время оттепели 2.Исследовательская работа: сравнить размеры набухших почек у деревьев и кустарников, растущих на солнечной и теневой стороне.
3.Подвижные игры:«Перехватчики», «Ловишки». Цель: Упражнять детей в беге, ловкости.4.Трудовая деятельность:помочь убрать мусор на газонах. Помощь дворнику.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:Игровое упражнение « Сбей кеглю» Цель: Учить метать мяч в цель, развивать меткость, внимание.6.Самостоятельные игры с выносным материалом. Наблюдение за деревьями
Цели: закреплять знания об изменении состояния частей дерева в весенний период;
формировать интерес изменениям в природе нашего региона.
Трудовая деятельность
Уборка участка. Собрать веточки и камушки.
Цель: закреплять умения работать сообща.
Подвижные игры «Пустое место»
Цель: развить быстроту, ловкость.
Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший – водит.
Индивидуальная работа
«не потеряй снежок».
Цель: упражнять в равновесии при передвижении с препятствиями
Опыт в группе «Как дышит растение?» Цель. Выявить какой частью растение испаряет влагу. Понять, как происходит процесс испарения воды.
Материалы. Разные части растения упаковывают в полиэтиленовый пакет, наблюдают. Итоги. Вода испаряется там, где есть листовые пластинки. Наблюдение за сосульками
Цель: создание ситуации социального развития в ходе наблюдения
Загадка.
Висит она вниз головою,
Не летом растет, а весною.
Лишь солнышко припечет,
Растает она и умрет. (Сосулька)
Подвижная игра
«Ручейки у озера».
Цель — научить бегать друг за другом неболь шими группами, становиться в круг. Ход игры. Дети делятся на команды и по сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сиг налу «Озеро!» становятся в круг.
 «Попрыгунчики».
Цель — упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
 Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает на середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опас ность быть пойманными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнаш ки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пят нашкой.
Труд в природе
Накормить птиц
Индивидуальная работа
Лазанье. Цели:—развивать координацию движений;
—воспитывать смелость, решительность.
Гигиенические процедуры Закреплять культурно-гигиенические умения: намыливать руки до образования пены; тщательного промывать пальчики, запястье, мыть лицо, насухо вытирать руки, пользования  своим  полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Подготовка к обеду, обед. Совершенствовать умение пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение руки), умение брать небольшие кусочки пищи вилкой и аккуратно доносить их до рта. Помогать кусочком хлеба.
«Здоровый сон». Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать и развешивать свою одежду на стуле.
Проконтролировать последовательность одевания.
Цель: продолжать развивать умение у детей выворачивать на лицевую сторону Футболку и рубашку. Умение вежливо обращаться с просьбой к воспитателю и сверстникам: «Достаньте мне, пожалуйста…», «будь добра, помоги расстегнуть…»
Подъём. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Пробуждение под спокойную музыку. Коррегирующая гимнастика после сна. Воздушные ванны, босохождение, хождение по массажным коврикам и следовым дорожкам, элементы точечного массажа. Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний. Обратить внимание детей на то , как они заправляют пастель.
Полдник Совершенствовать умение сидеть ровно за столом. Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.
НОД Конструирование
Тема: По замыслу
Л.В. Куцакова стр97
Здоровье
Тема: «О правильном питании и витаминах». «Беседы о здоровье. Методическое пособие» Шорыгина Т.А., стр. 29 Чтение худ. Литературы. Игры сюжетно ролевые, театрализованные,
Дидактические, труд.
ЧХЛ русская народная сказка «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: создание условий для речевой активности,
Дидактическая игра:
«Вершки – корешки»
Цели: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками. Объясняет, что отвечать можно только двумя словами – вершки и корешки. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно – вершки или корешки. Дети говорят «вершки» и поднимают руки вверх, «корешки» - опускают вниз, встают или садятся.
ЧХЛ чтение сказки «Иван Царевич и Серый волк» Беседа по содержанию сказки. Способ создания образов героев в сказке.
Математическая игра:
«Дверная скважина»
Цель: развитие зрительной памяти, пространственного мышления.
Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги. Примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее рассказавшего о том, что изображено на картинке. ЧХЛ народная сказка «Мужик и медведь» Цель: создание условий для речевой активности. Создание условия для расширения представлений о народной мудрости. Составление плана для пересказа.
Игры на развитие взаимопонимания
«Разведчики»
Цель: развитие наблюдательности, коммуникабельности и организаторских способностей.
Из группы детей выбирается «разведчик» и «командир». Остальные дети образуют «отряд». В комнате стулья стоят хаотично. «Разведчик» прокладывает маршрут между стульями. «Командир» наблюдает, а потом пытается повторить проложенный «разведчиком» маршрут.
ЧХЛ русская народная сказка «Садко»
Цель: создание условий для развития речи и умения самостоятельно делать выводы. Самостоятельно зарисовать иллюстрации к услышанному.
Дидактическая игра на развитие речи «Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.
Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача: за 1 минуту придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая больше подобрала прилагательных, лучше «украсила» слово.
ЧХЛ сказка «Василиса Прекрасная»
Цель: создание условий для развития речи, умения слушать и умения делать самостоятельно выводы.
Сюжетно ролевая игра
«Детский мир игрушек»
Цели: развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения; воспитывать вежливость.Педагог выступает в роли продавца, дети становятся покупателями. Чтобы купить игрушку, ребенок должен ее назвать, описать по плану, предложенному педагогу, используя в речи вежливые обращения: «Добрый день», «скажите пожалуйста», «я хочу у вас купить игрушку», «спасибо».
Ужин. Закреплять умение мыть кисти рук. Совершенствовать умение есть ложкой, пить из бокала. Совершенствовать приобретенные умения (есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.).
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей.
Русская народная игра «Салки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
 Русская народная игра «Матушка Весна»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. 
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь, гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку  Русская народная игра «Бубенцы»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
 Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота! 
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас! 
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: опускать руки надо  быстро, но аккуратно.  Русская народная игра «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Организация предметно-пространственной среды для поддержки детской инициативы
( уголки самостоятельной активности) Рассматривание предметных картинок на данную тему.
Самостоятельная игровая деятельность: настольно-печатные игры. Ц: формировать у детей умение сам. выбирать игру, развивать сюжет, выбирать партнёров по игре.
Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бумага для оригами. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения, формировать умение находить себе занятие по интересам, конструктивно общаться со сверстниками
Предложить детям раскраски «Народный костюм» , «Хоровод», «Народная игрушка»
Предложить детям нарисовать подарок для буквы «Н» со звуком Н в слове. Составить ребус из слов, по первым звукам которого можно прочитать название народного праздника.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов ( оборудование для игр в различные профессии, атрибутика для игры в магазин, в кафе, в приглашение гостей, интервью). Совершенствовать умение детей выбирать материалы, цвета, средства выразительности в соответствии с замыслом, рассказывать о своих идеях и работах.
Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Поддержка индивидуальности ребёнка. Задание по математике «Выложи масленицу». Задание на развитие пространственного воображения, закрепление знаний о числовом значении( палочек ты использовал?) . Полина А., Полина Ф, Полина Г., Руслан, Полина Т Задание на развитие зрительного внимания «Что изменилось?». Задание на зрительное восприятие: найти и объяснить что изменилось, какой предмет появился или пропал. Составление предложений с терминами: народный костюм, народный праздник, народная игрушка. Аня, Семен, Валя, Марк, Соня. Игра «Звукоедик»
Цель: определение места звука в слове. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?Даниил, Максим , Савелий В, Дима, Артем. Задание для развития речи Игра «Где сейчас находится предмет?»
Один ребенок сидит лицом к другим, ведущий располагает предмет за ребенком ( рядом, под, около….) ребенок угадывает, наблюдающие могут говорить только да или нет. Витя, Кирилл, Соня, Полина Т. , Арина. Задание для развития речи: «Оцени поступок друга». Задание на развитие связной речи. Дети рассуждают по цепочке. Алиса, Савелий Х, Тимуджин, Марина.
Индивидуальная работа с родителями Собрать сундучок « Народной мудрости» (Стихи о народном костюме и пословицы ) .Советы родителям: «Детско-родительские отношения в современных семьях».
Консультация : «Старинные русские обычаи», «Русские промыслы».
Папка-передвижка «Народные праздники на Руси»
Тема недели с 13 по 17 марта.
Народная культура (Одежда).
Что мы знаем Что хотим знать Что нужно сделать, чтобы узнать Что мы узнали?
Русский народ отмечает народные праздники:
Коляда, Масленица, Новый год и Рождество, Приход весны и день Ивана Купалы.
Народная одежда это белые рубахи, вышитые узорами.
Много красивых головных уборов: платки, венцы, ленты, кокошники, ободки. Как называются элементы женского народного костюма?
Можно ли самим изготовить головной убор?
Как выглядит узор, которым украшали народный костюм.
Носят ли сейчас такие костюмы?  - В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
-Спросить у мамы, у папы, у бабушки.
- посмотреть в словарях и энциклопедиях.