РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ 1-4 КЛАССЫ (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Читаем вместе»
1-4 классы
2016-2017
Пояснительная записка.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана рабочая программа для учащихся 1-4 классов «Читаем вместе» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
формировать интерес к литературному чтению,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
знакомиться с различными типами текстов;
3 год
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
4 год
развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра.
В 1 классе – 32 часа, во 2 классе-32 часа, 3-4 классы по 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Читаем вместе»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование
1 класс (32 часа)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
1
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Пересказ сюжета по вопросам учителя.
Инсценирование одного эпизода по выбору.
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение)
1
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
1
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг.
Книги о Родине и природе.
1
Учимся читать о природе, о Родине.
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
Книги современных писателей о детях.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
1
Разучивание потешок, шуток и считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.
9.
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку»
1
Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование
10.
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку»
1
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».
11.
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника
12.
В. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника
13.
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева».
1
Чтение, слушание и рассматривание книг – сборников
14.
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
1
Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».
15.
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
1
Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.
16.
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
1
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».
17.
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
1
Слушание, чтение и рассматривание книги.
18.
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги. Инсценирование отдельных историй.
19.
Книги С. Маршака. Выставка книг.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
20.
Книги-сборник произведений К. Чуковского.
1
Рассматривание книг-сборников, выразительное чтение. Заучивание отрывков произведений наизусть.
21.
Е. Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг.
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книг.
22.
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.
23.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
1
Чтение, слушание и рассматривание книги.
24.
В гостях у сказки.
1
Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников.
25.
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
1
Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников.
26.
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
1
Чтение отрывков произведений наизусть
27.
Дети – герои книг детских писателей.
1
Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников
28
Литературная игра «Вопросы и ответы»
1
29
Книги В. Бианки,
Г. Скребицкого.
1
Слушание, чтение и рассматривание книг-сборников.
30
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
1
Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Заучивание отрывков произведения наизусть.
31
По страницам любимых книг. Выставка книг.
1
Литературное слушание, рассматривание книг: содержание, иллюстрации; творческое чтение.
32
Итоговое занятие.
Игра – викторина «Угадай сказку»
1
Универсальные учебные действия:
-находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-формировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-овладеть правилами поведения в общественных местах (библиотеках)
-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
класс (32 часа)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1.
Роль книги в жизни человека.
1
Знакомство с ролью книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.
2.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
Экскурсия в типографию или книжный магазин. Знакомство с появлением книги и первопечатником И. Фёдоровым.
3.
Структура книги (элементы книги)
1
Оформление книги, художественные книги, художники-оформители, иллюстрации в книге и их роль.
4.
Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую)
1
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Поиск книг по каталогам. Назначение библиотечного каталога.
5.
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
6.
Выставка книг о детях. Структура книги.
1
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр..
7.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника
8.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги. Чтение и рассуждение о прочитанном. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.
9.
Книги Н. Носова. Типы книг.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.
10.
Книги В. Драгунского. Аппарат книги.
1
Слушание, чтение и рассматривание книги. Обзор различных изданий одного произведения
11.
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
1
Слушание, чтение и рассматривание книг. Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.
12.
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
1
Отработка связи «писатель - книги – тема». Слушание, чтение и рассматривание книги
13.
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
1
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых пословиц, воспроизведение тех, которые запомнили.
14.
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
1
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.
15.
Скороговорки и чистоговорки.
1
Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых скороговорок и чистоговорок, воспроизведение тех, которые запомнили
16.
Книги с литературными (авторскими) сказками.
1
Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.
17.
Писатели-сказочники.
1
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
18.
Герои сказок. Викторина.
1
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
19.
По страницам сказок Х.К. Андерсена.
1
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге.
20.
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»
1
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
21.
Книги о детях. Выставка книг.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
22.
Герои книг В. Осеевой.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
23.
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.
1
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.
24.
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Выделение для себя нравственных качеств.
25.
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.
1
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке.
26.
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
1
Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.
27.
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.
1
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Обратить внимание на связь «тема – автор».
28.
Народные сказки на страницах детских журналов.
1
Чтение и рассматривание журналов, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
29.
Книги о семье.
1
Устанавливать связь «автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.
30.
Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
31.
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
32.
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя»
1
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Универсальные учебные действия:
-знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
-ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
-пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
-заполнять каталожную карточку;
-систематизировать книги по авторской принадлежности;
-составлять список прочитанных книг;
-выделять особенности учебной книги;
-работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
-аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
-классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны:
знать/понимать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
класс (33 часа)
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1.
Книги-сборники былин, легенд, сказов.
1
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».
2.
Первые книги. Библия. Детская библия.
1
Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию
3.
Летописи. Рукописные книги.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
4.
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
1
Экскурсия в типографию или книжный магазин. Знакомство с появлением книги и первопечатником И. Фёдоровым
5.
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина»
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть
6.
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
7.
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Грим «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.
8.
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.
1
Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
9.
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.
1
Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
10.
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.
1
Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
11.
Герои басен. Инсценирование басен.
1
Знакомство с баснями, с авторами, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
12.
Родные поэты.
1
Отражение биографии и интересов поэта в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения. Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн
13.
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
1
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений.
14.
Проект «Краски и звуки поэтического слова»
1
Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов
15.
Книги Л.Н. Толстого для детей.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
16.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
17.
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»
18.
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю»
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
19.
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
.
20.
Художники-иллюстраторы книг о животных.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.
21.
Дети – герои книг. Типы книг.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении
22.
Книги-сборники произведений о детях.
1
Детальный анализ произведения. КВН «С героями Н. Носова» Составление вопросов по произведению.
23.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг – твоих сверстниках»
1
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении
24.
Книги зарубежных писателей.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
25.
Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.
1
Библиотечный урок, читальный зал. Справочный аппарат книги-сборника.
26.
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
27.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
28.
Кто они – дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
1
История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.
29.
Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.
1
Библиотечный урок. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в парах)..
30.
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.
1
Что такое периодика. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей.
31.
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.
1
Что такое периодика. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей. Знакомство с электронными периодическими изданиями.
32.
Создание классной газеты «Книгочей»
1
Творческая работа в парах, группах. Создание газеты или журнала.
33.
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.
1
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.
Универсальные учебные действия:
-работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
-сравнивать басни по структуре и сюжету;
-выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
-собирать информацию для библиографической справки об авторе;
-составлять таблицу жанров произведений писателя;
-выполнять поисковую работу по проекту;
-презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
-готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
-находить по каталогу нужную книгу;
-заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-писать отзыв о книге или героях книги;
-пользоваться библиографическим справочником;
-рассматривать и читать детские газеты и журналы;
-находить нужную информацию в газетах и журналах;
-собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»
-готовить материал для классной и школьной газеты;
-пользоваться электронными газетами и журналами.
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 класс (33 часа)
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№
Тема занятия
Кол - во
часов
Основное содержание работы
1.
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
2.
Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.
1
Книги Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первопечатник Иван Фёдоров.
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.
3.
Библия. Библейские предания.
1
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений.
4.
Творческая работа: история книги.
1
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
5.
Героические песни о героях России. Песня-слава.
1
Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.
6.
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
7.
Русь великая в произведениях фольклора.
1
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.
8.
День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.
1
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг
9.
Мифы народов мира. Книги-сборники.
1
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».
10.
Мифологические герои.
1
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».
11.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
1
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок. Сборники сказок.
12.
Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок»
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
13.
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
1
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных произведений.
14.
Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках и знциклопедиях.
15.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках и знциклопедиях.
16.
Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
1
Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.
17.
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
1
Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.
18.
Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы»
1
Для проекта сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
19.
Дети – герои книг писателей ХIХ века.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
20.
Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим.
21.
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
1
Сбор информации об авторов произведений для детей, оформление постера(стенда) с собранными материалами
22.
«Хранители слов»-словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово»
1
Знакомство со словарями. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-словарях.
23.
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
1
Знакомство с газетами и журналами для детей. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.
24.
Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной литературой.
1
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
25
Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн
26.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине и родной природе. Структура книги.
1
Чтение и рассматривание книги, чтение отрывков. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн
27.
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе»
1
Чтение и рассматривание книг, чтение отрывков наизусть.
28.
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.
1
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
29
Встреча с корреспондентом местной газеты.
1
Знакомство с корреспондентом газеты, с тематикой его творчества. Анализ статей газет.
30
Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или любимой книге.
1
. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.
31.
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота»
1
Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.
32.
Детские газеты и журналы.
1
Знакомство с газетами и журналами для детей. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.
33.
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
1
Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.
Универсальные учебные действия:
-составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-различать виды и типы книг;
-писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
-знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
-пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
-задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
-выполнять роль библиотекаря – выдавать книги и заполнять формуляры;
-собирать. Систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии живой журнал, конкурсы и т.д.);
-работать с детскими газетами и журналами.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Используемая литература:
1. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой Мю, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
2. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
5. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
9. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
10. Интернет-ресурсы с литературными презентациями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 142315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615