Статья на тему :Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе интеграции краеведения и музейной коммуникации
Цабренко Г.Н.
учитель истории и обществознания
МОУ «Майская гимназия Белгородской области»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ КРАЕВЕДЕНИЯ И МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Согласно ФГОС общего образования в качестве первостепенной задачи рассматривается необходимость формирования в личности современного выпускника таких качеств, как гражданственность, патриотизм; духовные, нравственные ориентиры с учётом этнокультурных, конфессиональных ценностей. Поэтому возрастает значимость использования краеведения, музейной коммуникации в контексте использования музейной педагогики, интеграцию которых можно рассматривать как фактор решения задач духовно-нравственного воспитания.
Целью гражданско-патриотического воспитания обучающихся на ступени общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее свой страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, 11].
Задачи краеведческого образования: способствовать расширению информированности учащихся о социосреде, культурном и природном пространстве региона; содействовать достижению учащимися краеведческой компетентности (использовать знания, умения не только в образовательной сфере жизнедеятельности, но и в других: коммуникативной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой); способствовать формированию духовно-ценностной ориентации учащихся к региональному культурному наследию; формированию общекультурной и краеведческой компетентности юных белгородцев на базе познания социосреды, культурного и природного пространства Белгородчины.
Цель краеведческого образования – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
В ХХI в., в информационном обществе, стала развиваться коммуникативная модель отечественного музея, произошли изменения в реализации образовательной деятельности музея. Образовательная деятельность музея – «специфичная форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами» [2, 53]. Она является следствием использования музейной педагогики.
В настоящее время в содержании образования в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования происходит углубление краеведческого аспекта на основе культурно-исторического подхода, использовании возможностей региональных музеев, в том числе и школьных.
Школьные музеи области стали центрами духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Регулярно проводятся конкурсы по краеведению, выставки декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, результатом которых являются научно-исследовательские работы учащихся (рефераты, доклады), оригинальные творческие работы детей.
Здесь целесообразно выделить уникальный опыт Майской Гимназии Белгородского района – школьного центра сохранения и трансляции региональных патриотических традиций.
В результате кропотливой работы членов Совета музея были установлены адреса и создана картотека ветеранов, воссоздана история, в том числе участие в освобождении Белгородчины.
Художественное оформление музея отвечает современным требованиям музейного дизайна. В музее весьма успешно проходят уроки, в том числе интегративного характера, по всем предметам гуманитарного цикла на основе музейной педагогики, а также экскурсии с элементами драматизации. Музей стал центром единения педагогов, учащихся, родителей, ветеранов, всех, кому дорога история своей большой и малой Родины.
Средствами музейной педагогики осуществляется гражданское, военно-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание обучающихся. Школьный музей аккумулирует все основные направления воспитательной работы в гимназии на основе диалога поколений, значительно обогащая воспитательную компоненту начиная с начальной школы.
На уроках гуманитарного цикла и во внеклассной работе дети знакомятся с известными фактами исторического, духовного, художественного краеведения: с героями-белгородцами, знаменитыми земляками. Например, в ходе беседы о Великой Отечественной войне учащиеся узнают, что в то время на территории посёлка Майский (Павловка) проходили ожесточённые бои. Местность переходила из рук в руки дважды – в октябре 1942, марте 1943. В октябре 1941 года, когда немцы пришли в Павловку, потянулись чёрные дни оккупации. Несмотря ни на какие трудности, жители стойко пережили военное время.
В школьном музее учащиеся открывают для себя страницы истории Белгородского района. На территории Майского поселкового округа находятся два памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Братская могила расположена на юго-западной стороне посёлка Майский на трассе Москва-Симферополь. Учащиеся Майской гимназии осуществляют постоянный уход за состоянием монумента.
Нравственные беседы с опорой на жизнь и деятельность таких выдающихся белгородцев, как Ватутин Н.Ф., Шухов В.Г., Горин В.Я., Щепкин М.С., Павловский Е.Н., Косенков С.С., Бокарёв Д.С. – в младших школьниках формируют эмоциональную отзывчивость, эстетическую восприимчивость. Чему также способствует использование возможностей школьного радио (цикл радиопередач «Дни воинской славы», «Маленькие герои большой войны»).
Обучающиеся принимают участие в благотворительных акциях в дни празднования Дня Победы 9 Мая, в операции «Поиск», уроках мужества, в волонтерском движении (акция «Наши дела – Святому Белогорью), что способствует формированию социальной активности детей.
Эффективной воспитательной формой гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания являются экскурсии в храмы, по местам боевой славы, к памятникам, обелискам, в музеи. Традиционные воспитательные события в жизни школьников гимназии – конкурсы знатоков истории Отечества, родного края; игра-путешествие по станциям семейной викторины: «Что знаю я о Родине своей», неделя толерантности «Пою моё Отечество», просмотр фильмов, спектаклей на военную тему развивают патриотические чувства ребят.
Широко используется краеведческий материал в организации внеурочной деятельности с учётом требований ФГОС НОО.
Учебно-тематическая экскурсия «Мы помним – мы гордимся» в период празднования 70-летия Курской битвы была направлена на развитие познавательных способностей детей, позволив ответить на многие вопросы, интересующие представителей подрастающего поколения.
В настоящее время реализуется проект «Святое Белогорье», где учащиеся после создания макета карты «Белгородские Святыни», постоянно дополняют свои знания по духовному краеведению.
Итак, духовно-нравственное воспитание школьников при использовании краеведческого материала и музейной коммуникации будет наиболее оптимальным при выполнении следующих условий:
1) систематическое включение краеведческого материала в систему уроков и во внеучебную деятельность;
2) использование принципа наглядности при опоре на музейные предметы – носители краеведческих знаний и эмоций;
3) учёт возрастных особенностей духовно-нравственного воспитания школьников;
4) адекватный возрасту отбор содержания краеведческого материала.
Таким образом, в современных условиях возрастает значимость интеграции краеведения и музейной коммуникации в процессе актуализации задач духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственных представлений, чувств, нравственного поведения, а также социализация личности растущего человека наиболее продуктивны при учёте местных историко-культурных условий.
Литература
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспи-тания личности гражданина России // А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., Просвещение, 2011 – 24 с.
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пос. / Б.А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.