ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ»
Казанцева Т.И., Яценко О.И, Прокопьева Л.В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»
Современная ориентация образовательно- воспитательной системы дополнительного образования детей направлена на развитие творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Именно ориентация на потребности, интересы и запросы детей, а не приспособление к ним, делает систему дополнительного образования детей привлекательной и значимой в деле становления личности. В условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно – эстетического образования.
Музыкальное образование и воспитание является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие личности ребенка. Знание о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию детей образовательную широту и идейность. Система музыкально –эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня детей и подростков.
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводниками музыкальной культуры, педагоги музыкально- фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества города Абакана чувствуют себя ответственными за духовно – нравственное воспитание своих воспитанников. Основная цель, которую решают педагоги - музыкально- духовное развитие личности ребенка через приобщение детей к народным традициям, детскому песенному творчеству, инструментальному исполнительству и детскому фольклору. Образовательная система студии «Гармония» создаётся усилиями всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. В процессе их взаимодействия формируются цели и задачи, определяются пути их реализации и организации деятельности. Наш опыт работы показал, что в развитии интереса к занятиям нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Для того чтобы разбудить у воспитанников активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. В настоящее время педагоги студии все более осознанно используют новые образовательные технологии, методы и формы, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Главное, создать на занятии атмосферу увлечённости, заинтересованности, так, чтобы музыка смогла завоевать души воспитанников. Этому способствует всё, что будит воображение детей: музыкальный материал, песенный фольклор с её детскими попевками, частушками, потешками. Это увлекает детей, вызывая у них положительные эмоции. Включаясь в музыкально - художественную деятельность, воспитанники получают возможность реализовать, оценивать себя через соучастие к героям музыкальных сказок и песен, они учатся сопереживать, формировать суждения, сравнивать.
Приобретённый воспитанниками опыт музыцирования, создаёт благоприятный фон для формирования личностных свойств развития интеллектуально- творческого потенциала. Хороший результат предметного и личностного роста детей дают творческие и развивающие виды деятельности за счет введения новой информации, используя при этом методы показа игры педагога на музыкальном инструменте, словесный диалог, общение, прослушивание музыки разных жанров. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Эффективный результат дает использование на учебных занятиях технологии проблемного обучения. Творческие задания составляются с учетом всех видов деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, например «Рисуем музыку» - дети подбирают стихи и музыкальное произведение, у которых совпадают ритм и мелодика, художественная и музыкальная деятельность соприкасаются с изобразительной и даёт возможность детям отразить в своих рисунках музыкально- художественный образ; написание мини-сочинения – учащиеся, размышляя о музыке, которую исполняют на инструменте, раскрывают смысловое содержание музыкального произведения в художественном слове; «Занимательная музыка» - задания, способствующие развитию творческой фантазии (через стихи, сказки, игры); «Загадка - творчество» (отгадать мелодию, импровизировать, сочинить); «Инсценирование песен» (игровые и театрализованные мини- сценки).
Важную роль играет подбор репертуара, отвечающего всем требованиям: доступностью, художественным содержанием, яркостью музыкального образа. Каждое музыкальное произведение, которое ребенок исполняет на инструменте, вызывает у него определенное настроение, образы, формирует черты характера. При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы, предусматривается его ориентация на развитие музыкальной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству, раскрытие содержания музыки через её интонационную сущность, последовательность и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда, знакомой детям музыки; включение в него музыки различных направлений стилей школ.
Адаптировалась и успешно развивается в студии технология проектной деятельности, которая способствует готовности учащихся к исследованию, приобретению навыков опыта и самостоятельности. Формируя через проектную деятельность учебно-познавательные компетенции, мы придерживаемся следующих принципов: не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления, не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания. Сегодня мы создаём учебные мини-проекты. Они удобны тем, что могут быть реализованы внутри коллектива студии и интегрированы. Проекты по времени рассчитаны на 2 – 3 занятия и дают возможность для активного включения учащихся в процесс реализации проекта. С помощью педагогов и родителей воспитанники подготовили творческие мини- проекты: «Музыкальная сказка», «В стране музыкальных загадок», «Портрет русской народной музыки», поисково-исследовательский проект «Песни, опаленные войной». Практикуются краткосрочные творческие мини-проекты: «Интеграция народного вокала и современной хореографии» на базе детского образцового хореографического ансамбля «Каприз» и народно-певческого ансамбля «Берегиня», вокально-хореографический проект « Русская зима» в сотворчестве ансамбля «Берегиня» и детского музыкального театра «Веселые человечки». Уникальные возможности интегрированного обучения позволяют педагогам познакомить детей с историей народной песни и танца, содействовать развитию дружеских творческих контактов, получать дополнительную информацию по изучаемому в коллективе материалу.
Воспитанники студии приняли активное участие в презентации учебных мини – проектов «Я - исследователь». Учащиеся провели исследовательскую работу о истории музыкальных инструментов, творчестве композиторов, а также исполнили музыкальные произведения на инструментах. Самый младший участник студии Давиденко Дима с достоинством представил презентацию праздника «Иван- Купала», выразив свою точку зрения о значимости и нужности сохранения традиций красивого народного праздника от поколения к поколению. Презентации учебных мини- проектов перспективны. Они открывают для детей возможность реализовать себя в поиске самостоятельного выбора, творческого самовыражения и успешности. Столкнувшись с проблемой отсутствия информации у детей об истории родного края, коллектив студии счёл необходимым создать проект регионального типа социального партнерства студии «Гармония» с национальной школой. Уже третий год реализуется проект «Национальная мозаика». Цель проекта: сформировать отношение воспитанников к этнокультуре, традициям и истории своей малой Родины. В рамках проекта проведены тематические мероприятия «Край, в котором ты живёшь», « По страницам старины». Участники проекта соприкоснулись с традициями и культурой русского и хакасского народа, узнали много нового о жилище, костюмах, музыкальных инструментах, обычаях и укладе жизни народов России и Хакассии. Дети подобны цветку, который тянется к солнышку и задача педагогов - помочь раскрыть их богатый внутренний мир талантливости и увлечений. Вместе с воспитанниками и родителями проводятся досуговые мероприятия, конкурсные и развлекательные программы, где дети проявляют свою активность, любознательность, умение. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Особое внимание уделяется подготовке сценическо - обрядовых праздников. Педагоги, используя доступный материал, открывают перед воспитанниками новые страницы истории, приобщая их к традициям народной культуры и творчества. Это «Русская кухня в народных традициях», обрядовый праздник «Рождественские традиции культур разных народов». Подготовка и организация таких праздников и мероприятий не только активизирует творческое проявление детей, но и несёт воспитательный потенциал, формируя такие качества как гражданственность и патриотизм, уважение и толерантность к традициям и обычаям народов разных культур. Главное, что включаясь в процесс работы, дети становятся духовно богаче, учатся ценить и любить свою малую Родину, понимать её значимость и красоту. Современное время диктует, чтобы наши дети были адаптированы в социуме. Нам, педагогам, очень важно развивать у детей такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность. В воспитательную работу включаем тематические мероприятия, творческие встречи, концертные программы, которые дают возможность воспитанникам реализовать себя, развить художественно – коммуникационные компетенции сотворчества с другими коллективами и учреждениями. Традиционными стали совместные мероприятия с городской детской библиотекой, концертные выступления педагогов и воспитанников на площадках города и республики. Результатом достижений является участие воспитанников в конкурсах и фестивалях разного уровня. Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей в образовательной системе студии «Гармония» способствует расширению сферы деятельности воспитанников, развитию творческих способностей и дарований каждого ребёнка, формированию духовно - нравственного самоопределения детей.
Литературы.
1.Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973г.
2. Крюков В.В. Работа с детскими коллективами – важнейшее направление в системе музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 2002 г.
15