Программа работы в Ансамбле ложкарей

Министерство культуры Российской Федерации
ГОУСПО «Балашовское музыкальное училище»
Детская музыкальная школа






«Ансамбль ложкарей»

Экспериментальная программа для начальной ступени обучения детской музыкальной школы










Балашов
2008 г.
Пояснительная записка

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре или в ансамбле.

«Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но
весьма нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет
эту любовь через всю жизнь»
Н.Г.Кононова

Постоянно применяя на занятиях в воскресной школе музыкальные игрушки и инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания с деревянными ложками и другими музыкальными инструментами. Кроме того, работая с детьми в фольклорном
направлении, видя живой отклик на народное творчество, появилась идея создания в нашей школе ансамбля ложкарей.
Вначале мы рассмотрели фотографии ансамблей ложкарей, прослушали в записи русскую народную песню «Ах, вы сени» в исполнении оркестра русских народных инструментов, а также русскую народную песню «Светит месяц» в исполнении ансамбля ложкарей.
Затем, я выяснила, кто из детей хотел бы научиться играть на ложках. Согласились не все дети. Но желающим сразу дала возможность попробовать свои силы, остальные просто наблюдали. Уже после двух – трех занятий к нам присоединились все дети.
В процессе разработки конспектов занятий я пришла к выводу, что занятия удобней строить по схеме: 1. Упражнения.
2. Теоретическая часть.
3. Музыкально-дидактическая игра на закрепление темы.
4. Работа над репертуаром.
В ходе работы ансамбля, каждый из этих разделов «обрастал» все новыми и новыми идеями, дополнялся новым материалом. Мне хотелось бы поделиться тем, что из этого получилось.










Программа

Раздел «Упражнения»:
Включает в себя разминочный комплекс по приемам игры на ложках, которые я придумывала сама, опираясь на «Методическое руководство по игре на музыкальных инструментах» и используя свой творческий опыт.



Раздел «Теория музыки»
Я включила несколько вступительных бесед («Что такое оркестр?», «Наши помощники», «Народные инструменты»), далее использовала материал из учебников: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Первые шаги в мире звуков» Малаховой, «Рассказы о русских народных инструментах» Васильевой-Широковой и «Детский оркестр» Бублей. В этом разделе знакомила детей с элементами музыкальной теории и грамоты, с различными музыкальными инструментами.

Раздел «Музыкально-дидактические игры».
Этот раздел неразрывно связан с предыдущим разделом и направлен на его закрепление. Я использовала музыкально-дидактические игры, предложенные программой по дошкольному воспитанию («Угадай на чем играю?», «Чудесный мешочек», «Волшебные часы», «Музыкальная шкатулка» и др.), а также придумывала своё.
В них я старалась сохранить фольклорную направленность. Так возникли – «Русское лото», «Шарманка», «Ярмарка», «Колесо удачи», «Веселая Дуняша».
В дальнейшем большим подспорьем стала книга Зяблиной «Музыкально-дидактические игры».

Раздел «Репертуар»
В этом разделе мы работаем над музыкальными произведениями, причём
Произведения подбираю по степени нарастания сложности. Так вначале дети исполняли произведения в простой 2-х частной форме, с простой аранжировкой и несложными приёмами игры (рнп «Калинка», «Утушка луговая», «Во поле берёза стояла»).
На сегодняшний день мы исполняем более сложные произведения по форме, инструментовке, с элементами хореографии и вокала, с более разнообразными приёмами игры («Светит месяц», «Посею лебеду на берегу»).
В ходе работы ансамбля я включила в план проведения занятий ещё несколько разделов в целях их улучшения, разнообразия и стройности.


Раздел «Поклон»
Всегда открывает и закрывает занятия. Это собирает внимание детей. Они
Учатся правильному, синхронному поклону, красивой посадке.

Раздел «Разминка»
Он включает в себя два вида гимнастики:
1. Пальчиковую гимнастику, где дети развивают подвижность пальчиков.
Материал взят из журнала «Дошкольное воспитание» (1988, 1989, 1994-96)
2. Психогимнастику, где дети развивают мышцы лица. («Музыкальный
Букварёнок» Емельяновой Т.С.)

Раздел «Творчество»
Этот раздел я включила в занятия эпизодически, по мере надобности.
Здесь детям даются небольшие задания на развитие творчества.
На занятиях дети учатся играть не только на ложках, но и на других народных инструментах: коробочке, колотушке, трещотке, треугольнике, металлофоне и т.д.
Венцом наших занятий стали концертные выступления. На предворительных репетициях играющих рассадили в шахматном порядке в три ряда. Дети с огромным удовольствием всегда выступают.
Занятия с ансамблем сплотило детский коллектив, повысило у детей чувство ответственности, помогло многим преодолеть неуверенность в себе.
У детей развивается чувство ритма, музыкальная память, дети учатся слушать исполнение друг друга, анализировать ошибки. Занятия имеют большую роль и в развитии творчества, прививают детям уважение к народным традициям и обычаям.
Таким образом, предполагаемая программа «Ансамбля ложкарей» представляет собой уроки – игры, которые служат цели раннего развития
музыкальных способностей ребёнка 3 – 5 лет.
Главные задачи педагога, работающего по этой программе:
1 – воспитывать в детях любовь и эмоциональное отношение к народной музыке и русским народным инструментам;
2 – развивать первоначальные навыки музицирования.
В процессе обучения по этой программе ребёнок знакомится с азами русского фольклора, приобретает навык игры на простейших русских народных музыкальных инструментах. Кроме того, на занятиях развиваются все стороны эмоциональной жизни ребёнка, он учиться работать целенаправленно, внимательно, у него развивается познавательный интерес, развиваются навыки общения, взаимоуважения, формируется самоутверждение личности.
Методической основой программы является соединение принципов методик отечественной детской музыкальной педагогики (Ветлугиной Н.В., Бороздинова А.А., Королёвой Е.А., Малаховой И.Н.) и личного опыта автора.
В программе нашли отражение идеи методики Емельяновой Т.С. «Музыкальный Букваренок», элементы пальчиковой и мимической гимнастики.
Музыкальная основа программы – различные жанры русского детского фольклора, народные песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.
Средства музыкально-творческого обучения - музыка, слово, движение, музицирование.
Учебное музицирование – это обучение простейшим приёмам игры на ложках:
1) «ложка к ложке» - удары одной ложкой о другую, напоминающие хлопки в ладоши, в ритмах («та» - четверь, «ти» - восьмая);
2) «ложка – колено» - чередование удара одной ложкой о другую с ударом двумя ложками о колено;
3) «ложка – 3 колена» - тоже, что и «ложка – колено», но с тремя ударами о колено;
4) «солнышко» - удар «ложка к ложке» в чередовании с движением ложками по кругу, напоминающим солнце;
5) «топотушки» - ложки лежат на коленях, ноги выполняют притопы под музыку;
6) «домик» - удары «ложка к ложке» над головой;
7) «ложка с ложкой об ладошку» - удары ложками по ладошкам, ложки держат в одной руке между пальцами тыльными сторонами друг к другу;
8) «мячики» - то же, что и предыдущий приём, но удары выполняются то об
ладонь, то по колену;
9) « палочки» - удары черенками ложек друг о друга.

Творческое музицирование – это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя приобретённый опыт и собственную фантазию.
Концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений, специально подготовленных и аранжированных для концертного выступления.
Каковы же основные качества и умения педагога, работающего по этой программе:
– обладать желанием заниматься с детьми;
– иметь терпение, выдержку, чтобы умело сочетать требовательность и поощрения;
– уметь провести занятия эмоционально, увлечённо, живо, интересно;
– направлять внимание детей на качество выполнения задания;
– давать оценку качества только на положительных интонациях.

«Главное – найти подходящий ключик к прекрасной музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребёнка, – писала И.Н.Малахова,
– Любого! А не только одарённого. Найти этот ключик просто необходимо».
На мой взгляд, основным источником музыкального воспитания детей и является народное искусство. Основываясь на своём опыте могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Народное творчество становиться для них близким и любимым, способствует воспитанию в детях любви в родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа и его быту.





































Поурочные планы.
I полугодие:

Занятие №1
Тема: «Народные музыкальные инструменты».
Цели и задачи: Познакомить детей с различными народными музыкальными инструментами, послушать звучание каждого из них, а также в оркестре народных инструментов. Выявить желание детей, на каких инструментах они хотели бы играть.

Ход занятия:
1) Рассказ о народных музыкальных инструментах с показом иллюстраций.
( смотреть пособие Васильева – Широкова.)
2) Слушание в записи русских народной песни «Ах, вы сени мои сени»
в исполнении оркестра русских народных инструментов.
3) Выявление желания детей играть на каких-либо музыкальных
инструментах. Предложить детям поиграть на одном из простейших
инструментов – «ложки».
4) Первый опыт игры на ложках – р.н.п. «Как у наших у ворот»
(При этом раскрыть содержание песни, прочитав стихотворение).

Занятие №2

Тема: «Что такое оркестр».
Цели и задачи: Дать понятие «оркестр», «дирижёр», «ансамбль». Учить детей правильной посадке, восприятию знаков - «внимание», «стоп» (вступление, снятие), «поклон».

Ход занятия:
1) рассказ педагога «Оркестр и дирижёр», просмотр иллюстраций из серии «Музыкальные инструменты».
2) Слушание р.н.п. «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов.
3) Понятие «Ансамбль ложкарей». Показ фотографий из журнала «Дошкольное воспитание» 1991, №9; 1988 №5.
Рассказ об этом коллективе.
4) Первый опыт репетиционной работы:
а) посадка,
б) отработка поклона, знаков: «вступление», «снятие», «внимание»,
в) простейшие приёмы игры на ложках: «ложка к ложке»,
г) «До свидания» - поклон.
Занятие №3.

Тема: «Наши помощники»
Цели и задачи: Восприятие музыкального звука на слух, умение вслушиваться и различать музыкальные звуки, а затем воспроизводить.

Ход занятия:

1) Рассказ педагога о музыке и царстве музыки («Музыкальный букварь» Ветлугина), Просмотр картинок из «Музыкального букварёнка».
2) «Кто нам помогает воспринимать музыку?»
Музыкально-дидактические игры:
а) «Что я вижу?» - глаза.
б) «Что я слышу?» - уши,
в) «Что я ощущаю?» - руки.
(И.Н.Малахова «Первые шаги в мире звуков»)
3) «Мы учимся играть»:
а) поклон, посадка,
б) упражнение «Ложка к ложке»,
в) игра на ложках под фонограмму р.н.п. «Светит месяц».
4) Поклон.

Занятие №4
Тема: «Будем заниматься гимнастикой»
Цели и задачи: Объяснить зачем тренировать уши и руки, глаза и губы.
Продолжить работу по обучению игре на ложках. Воспринимать звучание.

Ход занятия:

1) «Здравствуйте» - поклон.
2) Посадка.
3) Гимнастика лица (Облачко №54).
Упражнения: «Сыр» - радость, «Изюм» - удивление.
4) Пальчиковая гимнастика (Облачко №52)
Упражнения: «Пальчики здороваются», «Пальчики пляшут»
5) Слушание р.н.п. «Во поле берёза стояла» в записи в исполнении на аккордеоне. Просмотр иллюстрации с изображением гармони.
6) Приём игры: «ложка к ложке».
7) Отрабатывание этого приёма на фоне песни «Светит месяц».
8) Поклон.


Занятие №5

Тема: «Как шагает музыка»
Цели и задачи: Чувствовать равномерную пульсацию музыки и передавать в игре на ложках.

Ход занятия:

1) «Здравствуйте» - поклон,
2) Посадка,
3) Гимнастика лица: Облачко №51,50 (радость и удивление)
4) Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «Ладошки», «Человечек».
5) Рассказ педагога о равных долях в музыке (большие шаги «Та»,
маленькие «Ти»). Слушание р.н.п. «Калинка» в записи в исполнении оркестра народных инструментов с иллюстрированным показом педагога на ложках (I часть – «та-та-та»II часть – «ти-ти-ти»).
При повторном прослушивании – дети играют в игру «Большая и маленькая погремушка», разделившись на две группы.
6) Игра р.н.п. «Во поле берёза стояла».
7) «До свидания» - поклон.

Занятие №6

Тема: «Музыка умеет рассказывать».
Цели и задачи: Чувствовать и различать характер музыки, передавать это игрой на ложках. Учиться громкому и тихому звукоизвлечению, равномерному пульсированию.

Ход занятия:
1) «Здравствуйте» - поклон, упражнение «ложка к ложке» - 8 р.
2) Посадка,
3) Гимнастика лица (облачко №52)
4) Пальчиковая гимнастика (облачко №45)
6) Рассказ о контрастности в музыке (весело и грустно):
а) слушание пьес Е.Тиличеевой «Солнышко и дождик» («музыкальный букварь» Ветлугиной)
б) Аналогия «Солнце катиться» («ти-ит» на f) и «Дождик стучит»
(«ти-ти» на p), приёмы быстрой и медленной игры на ложках.
в) музыкально-дидактическая игра «Весёлые матрёшки» на закрепление
темы (дети играют на погремушках, маракасах)
7) Работа над репертуаром (по желанию).
8) «До свидания» – поклон.
Занятие №7

Тема: «Средства музыкальной выразительности» (динамика, темп)
Цели и задачи: Учить различной игре на ложках (громко – тихо, медленно – быстро) Познакомить с новым приёмом игры «ложка – колено»


Ход занятия:

1) «Здравствуйте» - поклон, посадка.
2) Гимнастика лица, гимнастика пальцев (облачка №49, 45)
3) Приёмы игры:
а) «ложка к ложке» - 8 раз,
б) шаги – «та» и «ти»,
в) музыкально-дидактические игры «Барыня – сударыня»
и «Громко – тихо».
4) Слушание пьес Е.Тиличеевой «Гроза» (f, быстро) и
«Мама поёт» (p, спокойно) – из «Музыкального букваря» Ветлугиной.
5) Знакомство с новым приёмом игры – «ложка – колено» на примере
р.н.п. «Утушка луговая»,
6) Работа над репертуаром: р.н.п. «Калинка», р.н.п. «Во поле берёза стояла»,
7) «До свидания» – поклон. (Д/з раскрасить пианино)

Занятие №8

Тема: «Музыка – язык чувств» (настроение, характер)
Цели и задачи: Учиться понимать музыку, закреплять приёмы игры на ложках. Соотносить характер музыки и своё исполнение, передавая характер.

Ход занятия:

1) «Здравствуйте» – поклон, посадка.
2) Приёмы игры:

· а) «ложка к ложке»,
б) «ложка – колено»,
3) Гимнастика лица, гимнастика пальцев – облачка №43, 45.
4) Беседа «Музыка – язык чувств» («Гроза» и «Мама поёт» Е.Тиличеевой)
а) Разобрать по характеру, по цвету, сравнить (разбор средств музыкальной выразительности),
б) Творческие задания: придумать приёмы к данным пьесам.
5) Работа над репертуаром: р.н.п. «Калинка», р.н.п. «Во поле берёза стояла»
6) «До свидания» - поклон. (Д/з раскрасить бубен и треугольник)
Занятие №9

Тема: Репетиционное занятие.

Ход занятия:

1) Тщательная отработка «поклона»,
2) «Отшлифовка» простейших приёмов игры «ложка к ложке»,
«ложка – колено».
3) «Прогон» концертных номеров:
а) р.н.п. «Калинка»,
б) р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Занятие №10

Концертное выступление, посвященное Международному Дню матери.


Занятие №11

Тема: «В гостях у королевы Музыки»
Цели и задачи: Учить детей чувствовать и понимать музыку бодрую и спокойную, соответственно передавая это громкой и тихой игрой. Продолжать осваивать приёмы игры на ложках.

Ход занятия:
1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица, гимнастика пальцев (облачко №40)
4) Приёмы игры на ложках:
а) «ложка к ложке»,
б) «ложка – колено»,
в) новый приём – «ложка + 3к.»
5) Слушание пьес из «Музыкального букваря» Ветлугиной:
Е.Тиличеева «Мы шагаем на парад», «Человек идёт».
а) Разбор характера и средств выразительности в пьесах (темп, динамика),
б) Игра «Громко-тихо»,
в) музыкально-дидактическая игра «Ярмарка».
6) а) знакомство с р.н.п. «Утушка луговая»,
б) исполнение знакомого произведения по желанию детей, с последующим анализом.
7) «До свидания» – поклон.
Занятие №12

Тема: «Звенит треугольник»
Цели и задачи: Продолжение освоения простейших приёмов игры на ложках, играть ритмично, слушая музыку. Знакомство с новым инструментом – «треугольник». Развивать чувство тембрового различия треугольника и ложек.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и гимнастика пальцев (Облачко №39, 38)
4) Приёмы игры а) ложка к ложке; б) ложка – колено; в) ложка – 3 к.
5) Знакомство с треугольником:
а) объяснение и показ,
б) первый опыт игры (музыкально-дидактиченская игра «Давай познакомимся»),
в) Слушание песни «Во поле берёза стояла» в сопровождении треугольника.
6) Работа над репертуаром – р.н.п. «Утушка луговая»,
Музыкально-дидактическая игра «Карусель».
7) «До свидания» – поклон.

Занятие № 13.

Тема: «Дудочка».
Цели и задачи: Знакомство с новым инструментом, слушание звучания дудочки. Учить обыгрывать стихотворение, передавая текст с помощью мимики лица, закрепление навыков игры на ложках.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте», поклон – посадка.
3) Работа над мимикой – стихотворение Дукулаева «Колыбельная»
4) Пальчиковая гимнастика – «шагают пальчики».
5) Приёмы игры на ложках, ранее пройденные.
6) Знакомство с инструментом – «дудочка»:
а) загадка,
б) просмотр инструмента,
в) слушание записи песни Майкапара «Пастушок» с иллюстрированным показом,
7) Повторение предыдущей темы. Творческая игра «Треугольник и я – стали друзья!» (Один ученик играет придуманный на треугольнике ритм, а другие повторяют на ложках)
8) Работа над репертуаром по желанию детей.
9) «До свидания» - поклон.

Занятие № 14.

Тема: «Волшебница Флейта и принц Фагот»
Цели и задачи: Знакомство детей со звучанием флейты и фагота, продолжение работы над мимикой лица и развитием пальчиковой моторики, Отработка приёмов игры на ложках. Начало работы над новым произведением.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) Поклон – посадка.
3) Работа над мимикой (Стихотворение «Вопрос – ответ».
4) Работа над пальчиковой моторикой (потешка «Пальчики – мальчики»)
5) Приёмы игры на ложках – прежние.
6) Рассказ о Флейте и принце Фаготе. Рассматривание иллюстраций из книги А.Клёнова «Там, где музыка живёт»
7) Слушание пьесы Александрова «Медведь танцует под флейту».
8) повторение предыдущей темы – игра-пляска:
«Как без дудки вот беда, стучат ложки не туда,
А как дудочку почуют, сами ложечки танцуют»
(Преподаватель играет на дудочке первую долю, а дети играют на ложках
играют остальные доли. По колену играется р.н.п. «Барыня».) 9) Работа над репертуаром: а) «Утушка луговая»; б) «Я на горку шла».
10) «До свидания» - поклон.


Занятие №15.

«Новогодняя ёлка»




II полугодие.
Занятие №1
Тема: «Путешествие в страну сюрпризов»
Цели и задачи: Воспринимать музыку в различных регистрах: высоко – низко. Передавать это в игре на ложках и чтении стихов.

Ход занятия:
1) Музыкальное приветствие.
2) Поклон – посадка.
3) Работа над мимикой: стихотворение Вайнилайтис «Про утят».
4) Пальчиковая гимнастика (облачко №28,29)
5) упражнения для ложек.
6) Слушание: «Пастухи играют на ложках».
7) Музыкально0дидактическая игра «Играют мальчики и девочки».
8) Игра «Музыкальные загадки»
9) Работа над репертуаром:
а) р.н.п. «Утушка луговая»,
б) р.н.п. «Я на горку шла» (с движением)
10) «До свидания» - поклон.

Занятие №2

Тема: «Дон, дон – весёлый звон»
Цели и задачи: Знакомство с новым инструментом – металлофоном.
Продолжение работы над мимикой, развитием пальчиков, обучения игры на ложках. Начало работы над новым произведением.

Ход занятия:
1) Музыкальное приветствие.
2) Поклон – посадка.
3) Пальчиковая гимнастика и гимнастика лица (облачко №24,25,27)
4) Рассказ и металлофоне, показ иллюстраций из книги А.Клёнова «Там, где музыка живёт».
5)Приёмы игры на ложках (прежние).
6) Музыкально-дидактическая игра «Рулетка» (играет тот ученик, чей номер выпал на рулетке).
7) Работа над репертуаром: а) р.н.п. «Утушка луговая» (преподаватель играет на металлофоне); б) р.н.п. «Калинка» (повторение); в) р.н.п. «Я на горку шла» (с движением).
8) Просмотр Книги – сюрпризов.
9) «до свидания» - поклон.

Занятие №3
Тема: «Подарки бабушки Марфы».
Цели и задачи: Приобщение учащихся к старинным русским народным инструментам (кокошник, барабан, рубель). Знакомство со свистулькой.
Разучивание нового приёма игры на ложках «Солнышко».

Ход занятия:
1) Музыкальное приветствие.
2) Поклон – посадка.
3) Работа над мимикой (облачка №1-4 – инструмент свистулька)
4) Пальчиковая гимнастика (облачко «Дождик»):
а) стучат по коленям; б) стучат по воздуху.
5) Приёмы игры на ложках (прежние).
Разучивание нового приёма «Солнышко» (на раз – удар, на два – рисуем круг в воздухе).
6) Визит «бабушки Марфы». Рассказ о кокошнике, барабане, рубеле (книга Васильева, Широкова стр.17).
7) Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик».
8) Работа над репертуаром:
а) р.н.п. «Утушка луговая»(солирует один из учеников),
б) р.н.п «Калинка» (+ новые инструменты)
в) р.н.п. «Я на горку шла» (вариант №1)
9) «До свидания» - поклон.

Занятие №4
Тема: «Клоун Вася к нам пришёл».
Цели и задачи: Знакомство с различными погремушками, слушание и сравнивание из звучания. Продолжение работы над мимикой, над развитием пальчиковой моторики. Обучение игре на ложках.

Ход занятия:
1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон, посадка.
3) Гимнастика пальчиков и лица (облачко №7-9)
4) Приёмы игры на ложках – повторять на счёт «8».
5) Появление Клоуна (слушание пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского).
Знакомство с самодельными погремушками. Музыкально – дидактические игры «Весело – грустно», «Книга – гармошка».
6) Работа над репертуаром:
исполнение для Клоуна р.н.п. «Утушка луговая», «Калинка».
7) Работа над р.н.п. «Я на горку шла» (с движением, с погремушками).
8) «До свидания» - поклон.
Занятие №5
Тема: «Коробочка и палочки».
Цели и задачи: Знакомство учащихся с русским народным инструментом «коробочкой», а также с ритмическими палочками. Учить учеников правильно и чётко выстукивать несложный ритмический рисунок, чётко и ритмично играть на ложках.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и пальцев (облачка №53,49,48)
4) Приёмы игры на ложках: а) ложка к ложке (та – ти); б)ложка + колено;
в) ложка + 3к.; г) «Солнышко».
5) Слушание р.н.п. «Ах, вы сени» в исполнении балалайки ( в записи).
Музыкально-дидактическая игра «Весело – грустно».
6) Визит бабушки Марфы (рассказ о коробочке, палочках).
Музыкально-ритмическая игра «Ритмическое эхо».
7) Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» (шагают матрёшки)
8) Работа над репертуаром:
а) р.н.п. «Я на горку шла»,
б) отработка игры с движением.
9) «До свидания» - поклон.

Занятие №6
Тема: «Весёлая Дуняша» (темп)
Цели и задачи: Вспомнить пройденный материал на всех этапах работы. Знакомство с новой музыкально-дидактической игрой «Дуняша».

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика пальцев и лица (облачка №39,11,50,54)
4) Повторение пройденных приёмов игры.
5) Рассказ о различных темпах в музыке (медленно – быстро) на примере
музыкально-дидактической игры «Дуняша». Слушание р.н.п. «Калинка».
Термин – темп.
6) Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чём играю?»
(погремушка, рубель, трещотка, ложки, коробочка)
7) Исполнение детьми любого репертуарного произведения по желанию.
8) «До свидания» - поклон.

Занятие №7
Тема: «Путешествие в волшебную страну».
Цели и задачи: Знакомство детей с музыкальной терминологией высотности
звуков. Восприятие звучания различных регистров и передача этого в игре на ложках.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и пальцев (Облачко №50,54,60).
4) Повторение пройденных приёмов игры на ложках, а также знакомство с новым приёмом - «Над головой».
5) Рассказ о различной высоте в музыке на примере
музыкально-дидактической игры «Высоко – низко».
Дети играют на ложках над головой. Термин – «регистр».
6) Исполнение детьми р.н.п. «Утушка луговая», р.н.п. «Калинка».
7) Музыкально-дидактические игры «Играют мальчики и девочки»,
«Весёлая Дуняша».
8) «До свидания – поклон.
Занятие №8
Тема: «Урок начинается, и сказка продолжается».
Цели и задачи: Обучение детей чувству периодичности и законченности музыкальной фразы, знакомство с музыкальной терминологией, продолжение работы по обучению игры на ложках.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и пальцев (Облачка №17,10,39)
4) Повторение приёмов игры:
а) ложка к ложке («та» и «ти»);
б) ложка + колено;
в) ложка + 3к.;
г) «солнышко»;
д) «над головой».
5) Объяснение новой темы на примере знакомой песни «Я на горку шла».
(«В перелеске у пригорка», «Лесенка»)
6)Музыкально-дидактическая игра «Русское лото» на закрепление знания музыкальных терминов. (Приход бабушки Марфы)
7) Работа над репертуаром, разучивание новой песни «Ах, вы сени».
Повторение – «Утушка луговая», на металлофоне играют разные дети.
8) «До свидания» - поклон.

Занятие №9
Праздник, посвящённый Международному женскому дню
8 марта.

Занятие №10
Тема: «Играй вместе с нами» (практическое занятие)
Цели и задачи: Обучение детей игре на музыкальных инструментах, отработка слаженной ритмической игры в работе над репертуарными произведениями.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие,
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и пальцев (Облачка №17,3,4)
4) Повторение прежних приёмов игры.
5) Визит бабушки Марфы и показ русских народных инструментов (ранее пройденных). При этом педагог повторно разъясняет приёмы игры на них.
6) Работа над р.н.п. «Калинка», р.н.п. «Я на горку шла», р.н.п. «Ах, вы сени».
7) «До свидания» - поклон.

Занятие №11
Тема: «Я по лесенке иду» (движение в музыке).
Цели и задачи: Чувствовать движение в музыке, уметь передать движение рукой вверх и вниз. Продолжение работы над навыками игры на ложках.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика лица и пальцев (Облачка №3,51,54)
4) Повторение приёмов игры на ложках.
5) а) Объяснение темы, движение звуков в музыке с помощью лесенки («Лесенка» Е.Тиличеевой);
б) «Чудесный домик» (металлофон);
в) Музыкально-дидактическая игра «Пальчики шагают по лесенке».
6) Музыкально-дидактическая игра, на закрепление предыдущей темы «Фраза», «Играют мальчики и девочки» («В перелеске у пригорка»).
7) Работа над репертуаром – р.н.п. «Утушка луговая», «Ах, вы сени»:
1 куплет – играют,
2 куплет – поют 1 куплет песни без игры,
3 куплет – играют (фактура усложняется),
4 куплет – выходит солистка и поёт, а ансамбль играет как в 1 куплете,
5 куплет – солистка танцует, а дети играют как в 3 куплете.
8) «До свидания» - поклон.

Занятие №12

Тема: «Делай как я!» (практическое занятие).
Цели и задачи: Обучение детей играть вместе, слушая друг друга, а также солирующую партию фортепиано. Освоение игры на бубне с бубенчиками.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон,
3) Пальчиковая гимнастика и психогимнастика (Облачка №40,43,45)
4) Отработка пройденных приёмов игры.
5) Работа над репертуаром:
а) повторение пройденных произведений,
б) р.н.п. «Ах, вы сени».
6) «До свидания» - поклон.

Занятие №13

Тема: «Какие бывают звуки?» (высотность звуков, регистр).
Цели и задачи: Продолжение обучения игре на ложках, развитие чувства различия звуков разных регистров.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие.
2) «Здравствуйте» - поклон.
3) Гимнастика пальцев и психогимнастика – комплекс «Алый цветок».
4) Повторение приемов игры на ложках.
5) Объяснение темы на примере музыкально-дидактических игр «Угадай кто поёт?», «Угадай на чём играю?».
6) Закрепление темы «Фраза в музыке» на примере игры на ложках, в песне «Ах, вы сени».
7) «До свидания» - поклон.

Занятие №14

Тема: «Музыкальные часы» (практическое).
Цели и задачи: Продолжение обучения игре на ложках, отработка ритмичной игры, а также игры на других инструментах: коробочке, колотушке, рубеле, погремушках и др.

Ход занятия:

1) Музыкальное приветствие (с колотушкой).
2) «Здравствуйте» - поклон.
3)«Пальчиковая гимнастика и психогимнастика» - комплекс «Часы».
4) Отработка приёмов игры на ложках:
а) «ложка к ложке»;
б) «ложка + колено; в) «ложка+ 3 к.»;
г) «солнышко».
5) Работа над репертуаром:
а) р.н.п. «Калинка»;
б) р.н.п. «Утушка луговая»;
в) р.н.п. « Я на горку шла»;
г) р.н.п. «Ах, вы сени».
6) Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные часы».
7) «До свидания» - поклон.


Занятие № 15

«Выпускной праздник»
Концертное выступление.
13PAGE 15


13PAGE 142015




15