Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском фольклорном коллективе в условиях ФГОС

АДМИНИСТРАЦИЯ СУЗЕМСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»






ДОКЛАД
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском фольклорном коллективе в условиях ФГОС»







Подготовил:
Педагог дополнительного образовани
Соловьев М.В.





Суземка
2016

Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc466633774" 14Введение 13 PAGEREF _Toc466633774 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc466633775" 14Глава I. Теоретическое описание эффективности здоровьесберегающих технологий 13 PAGEREF _Toc466633775 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc466633776" 141. Место здоровьесберегающих технологий в реализации ФГОС нового поколения 13 PAGEREF _Toc466633776 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc466633777" 141.2 Реализация технологий здоровьесбережения в условиях дополнительного образования 13 PAGEREF _Toc466633777 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc466633778" 14Глава II. Здоровьесберегающие технологии в моей практике 13 PAGEREF _Toc466633778 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc466633779" 142.1. Практическое обоснование эффективности применения здоровьесберегающих технологий. 13 PAGEREF _Toc466633779 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc466633780" 142.2. Использованиие здоровьесберегающих технологий в свободное время 13 PAGEREF _Toc466633780 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc466633781" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc466633781 \h 14141515
15













Введение

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Понятие « здоровьесберегающие» технологии.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – технологии воспитания культуры здоровья воспитанников, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель: создание необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, формирование общей культуры учащихся через внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях детского объединения.

Задачи:
сохранение и укрепление здоровья детей через верные представления о предмете;
улучшение их двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и способностей через игровые действия
формирование позитивного отношения участников образовательного процесса к здоровьесберегающей среде;
профилактика простудных заболеваний;
подтверждение положительного влияния здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся;
содействие просвещению родителей и педагогов.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:
доступности (использование технологий в соответствии с возрастом);
систематичности (использовать постоянно);
оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
комплексного воздействия (совместного педагогического воздействия - педагога, родителей)
творческий характер процесса обучения, способствующий развитию личности.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Теоретическая и практическая значимость.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.
Материалы данной работы могут быть использованы в практике педагогов дополнительного образования - концертмейстеров на занятиях фольклорных коллективов.











Глава I. Теоретическое описание эффективности здоровьесберегающих технологий

1. Место здоровьесберегающих технологий в реализации ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
1.  Условия обучения ребенка в ОУ (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. Рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
3. Соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
4. Необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в занятие исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Создание благоприятного психологического климата во время занятий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого учащегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе коллектива; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения упражнений без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому учащемуся, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.












1.2 Реализация технологий здоровьесбережения в условиях дополнительного образования

На занятиях в дополнительном образовании рационально организовывается внеурочная деятельность обучающихся, создаются условия для снятия перегрузки, через труд и отдых. Соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объему занятий на кружках и секциях. Также используются методы и методики обучения, которые соответствуют возрастным возможностям и особенностям обучающихся (используются методики, прошедшие апробацию); применяются любые инновации; индивидуальные занятия происходят с учетом индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности; ведется систематическая работа с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья; педагоги используют динамические перемены, физкультминутки, которые способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, организовывают совместную работу с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья.
Программы по здоровьсбережению в дополнительном образовании реализуются на специальных занятиях культуры здоровья с применением здоровьесберегающих педагогических технологий к которым относятся: коллективные способы обучения, модульное обучение, проектная деятельность, использование интерактивных методов обучения (взаимообучение, защита проектов, деловые и ролевые игры).
Итак, в основе практико-деятельностного подхода в формировании у участников образовательного процесса навыков здоровьесбережения лежит идея о том, что только от самого субъекта, мотивированного к данного рода деятельности, можно ожидать творческой активности, заинтересованности в самореализации своих, заложенных природой потенциальных возможностей, активности в плане получения знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения.

Глава II. Здоровьесберегающие технологии в моей практике
2.1. Практическое обоснование эффективности применения здоровьесберегающих технологий.

С целью повышения знаний о здоровьесберегающих технологиях у учащихся, свою работу строю в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и навыков, не причиняя вреда здоровью. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам дополнительной образовательной программы.
Вместе с учащимися на занятиях в коллективе веду активную работу по здоровьесбережению. Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании работы в нашем коллективе. Одной из форм организации отдыха являются занятия на свежем воздухе, организация туристических походов. Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.
Во время занятий использую фольклорную арт-терапию. В фольклорном пении прослеживается ближайшая связь с речевым интонированием. С помощью органичности и естественности народных песен налаживается координация слуха и голоса, оказывающих позитивное влияние на точность интонирования. Приемы свободного движения под фольклорное пение развивают музыкально - творческие способности обучающихся. Пластичность движений при выполнении элементов народных танцев имеет релаксационный эффект, позволяющий «выплескивать» негативные эмоции и накопившиеся зажимы.
1.Упражнения: «Музыканты», «Кто на чем играет».
2. Инсценирование народных песен.
Использование описанных выше здоровьесберегающих технологий ориентировано на продуктивную реализацию задач сохранению и укреплению здоровья обучающихся при организации занятий по фольклорному пению.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся в танцах и пении.
- Повысить мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
- Повысить динамику состояния здоровья учащихся.
В содержании методологических подходов для формирования у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни опираюсь на основные принципы здоровьесбережения:
- принцип приоритета - использование программ, методик и технологий, которые обладают здоровьесохраняющим и здоровье развивающим потенциалом.
- принцип преемственности – обеспечение образовательного процессацелями, содержанием, формами и методами, для развития физического и психологического ресурса личности.
- принцип непрерывности - обеспечение непрерывного здоровьесберегающего процесса и обучение здоровому образу жизни на всех этапах образовательного процесса.
- принцип индивидуализации – отдельное использование форм, методов и средств, для достижений идеалов здоровьесбережения.
- принцип целостности - развитие, эмоциональной и личностной сферы учащихся направленный на здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании могут быть использованы как один из способов организации и последовательности действий в ходе организаций занятий по фольклору с учетом индивидуального здоровья обучающихся, их возрастных и психофизических особенностей.
Может ли педагог по фольклору с помощью здоровьесберегающих технологий сохранить и укрепить здоровье ребенка?
Здоровьесберегающие практики при организации детской деятельности в фольклорном коллективе разнообразны по своему назначению и содержанию: освоение различных видов массажей, выполнение упражнений на постановку правильного естественного дыхания, протяжного гибкого и подвижного звуковедения; выработку отчетливой и выразительной дикции, изучение ритмотерапии и фольклорной арт-терапии.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления учащихся, в частности, в кружках дополнительного образования.















2.2. Использованиие здоровьесберегающих технологий в свободное время

Я – педагог дополнительного образования, руководитель коллектива «Околица» и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
В своей деятельности по сохранению здоровья школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашел союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, родителей, медицинских работников, а также многих сотрудников учреждений социума. Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
В выходные дни организую походы в лес, на озеро, на каток, лыжные и велосипедные прогулки.
А также посещение праздников, организованных в Брянской области. Например, «Околица» является постоянным участником «Свенской ярмарки», фестиваля «Родник славянской службы», «Славянское единство» и др.
Праздник – эффективная форма педагогического воздействия на детей. Праздникотерапия. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. Наш коллектив является участником многих районных и областных мероприятий, открытых крупных объектов в Суземском районе. Я провожу множество выездных концертов в сельских ДК, больнице, детском доме, на предприятиях, заповеднике «Брянский лес» и мн.др.
Я провожу также благотворительные концерты, которые как нельзя лучше благоприятно влияют на детскую психику. Ребята понимают важность данного направления, чувствуют не только свою ответственность, но и свою востребованность. На современном этапе, бесспорно, признается позитивное влияние благотворительной деятельности на общество и социальные процессы и во многом благотворительная деятельность понимается и выступает как ресурс, как способ и как форма решения социальных проблем, и как фактор личностного развития и самореализации благотворителя.
В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях фольклорного коллектива.













Заключение

Итак, для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях дополнительного образования, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение, песенка и т.д.
Понимание здоровьесберегающих технологии в дополнительном образовании представляется нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными элементами профилактических программ по здоровьесбережению в дополнительном образовании, могут быть всевозможные виды деятельности: акции, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия.
Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что направленность дополнительного образования на внедрение здоровьесберегающих технологий состоит в том, что:
здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
для успешности достижения этой цели воспитывается ценностное отношение к здоровью;
в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только образовательным но и оздоровительным; 
реализация оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Я рекомендую всем коллегам, как можно более широко внедрять здровьесберегающие технологии в кружках дополнительного образования. Так оздоровительные мероприятия, включенные в образовательный процесс дополнительного образования учащихся, обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, продление их творческой активности.
Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.






Литература:
1. Абдуллина, С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса/С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков [Текст] / Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2010. - № 16. - С.123 -127.
2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
3. Баль, Л.В., Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя/Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко [Текст] / Л.В. Баль. - М. : Просвещение, 2005. - 192с.
4. Вендрова Т. Е., И. В. Пигарева Воспитание музыкой.: БУМ, 2011.
5. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
6. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2014.
7. Лопатина. Е. Е. Методика музыкального воспитания. Задачи и содержание внеклассной музыкальной работы: Москва, 2009.
8. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Лотерея, 2003.
2. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Народные песни.: Минск, 2015.
8. Степанова М.И., Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы [Текст] / М.И. Степанова // Образование. -2012.-№7.-С.21-2








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615


























бђ Заголовок 1Qђ Заголовок 215