Педагогический проект «Организация работы с дошкольниками по изучению родного края в фольклорном мини-музее «Русская изба»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость»
Педагогический проект
«Организация работы с дошкольниками по изучению родного края в фольклорном мини-музее
«Русская изба»
Автор проекта:
Мельникова Е. И., ст. воспитатель

г. Белгород
2016 г.
Авторы проекта: Мельникова Е. И., старший воспитатель.
Вид проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: воспитатели средних, старших и подготовительных групп, педагоги ДОУ, родители.
По числу участников: массовый.
Сроки проекта: 17.10.2014 – 31.05.2015 уч. года.
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с фольклорным мини-музеем «Русская изба».
Задачи проекта:
1.Разработать методы диагностики детей старшего и подготовительного к школе возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
2.Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.
3.Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста с мини-музеем «Русская изба».
4.Разработать формы работы с детьми, график посещения мини-музея «Русская изба».
5.Разработать систему интегрированных видов совместной деятельности воспитателя и детей и итоговых мероприятий (развлечения, фольклорный праздник) по изучению исторического прошлого русского народа с охватом основных направлений развития ребенка: познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-личностного.
6. Формировать представления о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
7.Воспитывать любовь к народной культуре через знакомство с народными ремеслами, орудиями труда и предметами русского быта.
8.Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.
9.Повысить компетентность педагогов ДОУ по проблеме с целью интеграции материала.
Направление проекта:
Воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Гипотеза:
Участие в проектной деятельности стимулирует на сотрудничество педагогов, детей и родителей (законных представителей), повышает педагогическую компетентность, и, как следствие, повышает качество работы учреждения.
Как есть:
Возникли проблемы, связанные с ролью и местом мини-музея «Русская изба» в педагогическом процессе ДОУ. Достаточно плотный график образовательной деятельности и высокая наполняемость групп не позволяют детям систематично работать в среде музея. К тому же выяснилось, что у детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Разные поколения «отцов» и «детей» плохо находят общий язык, возникает недопонимание, так как нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Дети недостаточно ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике. Возникла необходимость в привлечении родителей к социально-значимой деятельности, в формировании нравственных качеств у детей, патриотизма, ценностного отношения к истории родного края.
Как будет:
Создана система работы с дошкольниками в интегрированных видах деятельности в условиях фольклорного мини-музея.
У детей появился интерес к народным традициям, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний.
У детей повысился уровень сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.
Созданы условия и составлен график посещения детьми среднего, старшего и подготовительного к школе возраста фольклорного мини-музея «Русская изба» МБДОУ д/с № 86.
Разработан и внедрен ряд мероприятий по обеспечению образовательного процесса в ДОУ, связанного с воспитанием традиционной русской культуры с использованием музея «Русская изба».
Материалы проекта в виде системы работы по формированию у детей знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества включены в образовательную программу ДОУ, в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Принципы в работе над проектом:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых,
- социальная значимость,
- интегративный и деятельностный подходы,
- интерактивное обучение,
- непрерывность и доступность,
- систематичность и целостность.
Пользователи результатов проекта:
Обучающиеся, воспитатели, родители (законные представители), административно-управленческий персонал (повышение имиджа МДОУ).
Основания для открытия проекта:
Оптимизация кадровых ресурсов, реализация взаимодействия с семьей, развитие образовательной среды МБДОУ.
Инициативная заявка: заведующий учреждением.
Актуальность.
Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие с законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март, 2012), разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2015 годы.
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Его самая большая опасность – разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными и у детей искажены представления о милосердии, справедливости, доброте, великодушии, патриотизме. Разрушается статус института семьи: формируются антисемейные и антиродительские установки.
Широко известен факт, что духовное здоровье ребенка «вырастает» из любви и привязанности к близким людям, т.е. из семьи, где ребенок окружен лаской и вниманием; из уважения к старикам, от которых он познает свои корни, черпает народный опыт. Но многие семьи не являются примером духовного начала для своего ребенка.
На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира семейно–обрядовой культуры. Благодаря этой культуре формировались такие качества личности как: милосердие, доброта, чувство меры, терпимость, коммуникативность, трудолюбие, отзывчивость и др.
Функционирование мини-музея «Русская изба» в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 г. Белгорода с 2005 года работает по приоритетному направлению «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами православной и народной культуры». В учреждении функционирует 13 групп, из них 9 – общеразвивающей направленности и 3 – компенсирующей направленности. В штате учреждения 25 воспитателей, имеется педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды.
В целях реализации приоритетного направления в ДОУ функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба», в котором на настоящий момент, в соответствии с паспортом музея, содержится 75 экспонатов. Наполняемость музея увеличивается силами сотрудников и родителей по сегодняшний день. В 2011 г. музей был перенесен в другое помещение и реконструирован, в связи с чем были созданы более комфортные условия для изучения детьми особенностей русского быта и ремесел.
Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа – продуктивная модель. Она осуществляется посредством реализации специально разработанной системы интегрированных видов НОД и создания развивающей среды.
Несмотря на созданные условия, стали возникать проблемы, связанные с ролью и местом мини-музея «Русская изба» в педагогическом процессе ДОУ. Достаточно плотный график образовательной деятельности и высокая наполняемость групп не позволяют детям систематично работать в среде музея. Поэтому возникла необходимость в систематизации имеющихся наработок тематических мероприятий и оптимизации форм и методов работы с детьми в условиях музея. Весь годовой цикл мероприятий строится на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций, фольклора в фольклорном мини-музее нашего ДОУ и экскурсий в историко-краеведческий музей города Белгорода.
С целью оптимизации образовательного процесса, членами творческой группы разрабатывается график посещения музея «Русская изба» для детей средних, старших и подготовительных к школе групп из расчета:
1 занятие (посещение) в месяц, начиная с января 2014года учебного года для детей среднего дошкольного возраста (7 посещений), 2 занятия в месяц - для детей старшего дошкольного возраста (14посещений). Для детей среднего дошкольного возраста длительность посещения «Русской избы» - 20 минут, для детей старшего и подготовительного к школе возраста – 25-30 минут. 
Результаты  итоговой  диагностики оцениваются по следующим параметрам:  
 - у детей повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества;
- дети овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов
народного быта в рисовании, лепке, аппликации;
 - в течение года у детей сформировался устойчивый интерес к народнымиграм, праздникам, развлечениям.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
№ п/пСодержание работ Сроки Ответственные
1. Выявить уровень оснащенности педагогического процесса методическими пособиями по теме проекта. До 05.11. 2014 г. члены творческой группы, воспитатели
2. Анкетирование педагогов с целью изучения необходимости приобщения детей к истокам народной культуры через использование мини-музея «Русская изба». До 25.11.2014 г. Мельникова Е.И.
3. Анкетирование родителей с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта. До 05.12. 2014 г. воспитатели
4. Диаг Диагностика детей старшего дошкольного возраста по выявлению у детей уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения ориентироваться в них и применять в своей деятельности. До 25.12. 2014 г. воспитатели
5. Разработка плана реализации проекта. До 20.11.2014 г. Мельникова Е.И.
2. Основной этап.
№ п/пСодержание работ Сроки Ответственные
1. Составление графика посещения мини-музея «Русская изба» До 12.01. 2015 г. Золотухина Т.Б.
2. Ознакомительные экскурсии с целью исследования устройства русской избы. Январь – февраль 2015г. Воспитатели
3. Проведение НОД по художественно-творческой деятельности и познавательному развитию. Январь – май 2015 уч. года Воспитатели
4. Разучивание с детьми произведений русского народного творчества, чтение русских народных сказок, былин. Январь – май 2015 уч.г. Воспитатели
5. Разучивание с детьми русских народных игр (подвижных, хороводных, обрядовых).
Январь – май 2015 уч. г. Воспитатели, музыкальные руководители
6. Разучивание, слушание и пение народных песен, исполнение народных танцев, игра на русских народных музыкальных инструментах. Январь – май 2015 уч. г. Воспитатели, музыкальные руководители
7. Разучивание с детьми и реализация в самостоятельной игровой деятельности сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр и игр – драматизаций по теме проекта. Январь – май 2015 уч. г. Воспитатели
8. Проведение развлечений, фольклорных мероприятий. Январь - май 2015 г. Воспитатели, музыкальные руководители
9. Разработка картотеки народных подвижных игр для использования в ДОУ. До 12.01.2015 г. Лозовая Т.И.
10. Составление фонотеки русских народных песен До 12.01.2015 г. Коротицкая С.И.
11. Составление примерного перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с фольклорным мини-музеем.
До 02.02. 2015 г. Золотухина Т.Б.
12. Разработка сценариев мероприятий, составление конспектов НОД, дидактических и сюжетно-ролевых игр, развлечений и праздников В течение учебного года Берлизева Л.В.,
Лозовая Т.И.,
Коротицкая С.И, Золотухина Т. Б. воспитатели
13. Консультация для родителей «С чего начинается Родина?» Март 2015 г. Лозовая Т.И.
14. Контролирующие мероприятия Октябрь – май 2014-2015 уч. г. Мысливцева Ж.Н.
3.Заключительный этап.
№ п/пСодержание работ Сроки Ответственные
1. Презентация опыта на педагогическом совете. Март 2015 года Мельникова Е.И.
2. Участие в конкурсах по распространению опыта, работе ГМО воспитателей, реализующих духовно-нравственное воспитание. В течение учебного года Воспитатели, участники творческой группы
3. Итоговый фольклорный праздник. Май 2015 года Коротицкая С.И.
4. Итоговая диагностика детей. Май 2015 года Воспитатели
Оценка реализации этапов проекта:
1 этап – выполнение сроков предварительной и подготовительной работы над проектом.
2 этап – выявление уровня сформированности знаний у детей о культурных и исторических ценностях родного края посредством музейной деятельности с помощью диагностики.
3 этап – результаты участия в различных детских и педагогических конкурсах по теме проекта.
Риски проекта:
1.Низкая мотивация участников проекта. Решение проблемы – заинтересовать поощрительными мероприятиями.
2.Недостаточное количество времени, выделенное на реализацию проекта. Решение – продление времени реализации проекта на следующий учебный год.
3.Загруженность мини – музея «Русская изба» другими образовательными услугами, несоблюдение четного временного графика работы музея, несоблюдение воспитателями графика посещения музея. Решение проблемы - контролирующие мероприятия администрации ДОУ четкого соблюдения графика посещения музея.
4.Недостаточная посещаемость детьми мини-музея «Русская изба» из-за того, что занятия проводятся во второй половине дня. Решение проблемы – дополнительная работа с родителями.
Библиографический список:
Тихонова Н.В., Смирнова Н.С. Красна изба… СПб., Детство–Пресс, 2004.
Волков Г.Н. Российский этнографический музей - детям, СПб., Детство–Пресс, 2001.
Жукова Р.А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет. - Волгоград, Издательский торговый дом «Корифей», 2006.
Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры/ Кенеман А.В.- М.: Просвещение «Владос» -1995.
Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., Детство–Пресс, 2010. – 304 с.
Лозовая Т.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством интегрированных видов деятельности в фольклорном мини-музее (опыт работы) – 2013.
Линник–Ботова С.И., Стрельник В.И., Казначеева Л.Г., Приставкина Т.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на материале народной художественной культуры. – Белгород, Изд-во «ГиК», 2008. -144 с.
Л. Соколова, А. Некрылова. Воспитание ребенка в русских традициях, Москва, Айрис Пресс 2003.
Мельникова М.Н. Русский детский фольклор./ Мельникова М.Н.-М.: Просвещение, 1987.
Петров В.М. Весенние праздники, игры, и забавы для детей/ Петров В.М. –М.: Сфера, 2001.
Рыжова Н.А. Музейная педагогика в детском саду. - № 5 – 2010.
И.А.Бойчук, Т.А. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством, СПб., Детство–Пресс, 2009.
Басаргина А.А. Мир традиций/ - Белгородский государственный музей народной культуры , 2005.
Приложение:
1.Приложение № 1 - График посещения мини-музея «Русская изба» на 2014-2015 учебный год.
2.Приложение №2 – Диагностика выявления у детей уровней сформированности знаний о предметах народного быта, орудиях труда, народных ремеслах, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения ориентироваться в них, и применять в своей деятельности.
3.Приложение №3 – Итоговая диагностика детей старшего и подготовительного к школе возраста.
4.Приложение №4 - Формы и методы, применяемые для организации работы с детьми в фольклорном мини-музее «Русская изба».
5.Приложение №5 - Примерный перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с фольклорным мини-музеем.
6.Приложение № 6 – Картотека народных подвижных игр.
7.Приложение №7 - Консультация для родителей «С чего начинается Родина?» (автор - Лозовая Т.И.)
8.Приложение № 8 – Фонотека русских народных песен (автор – Коротицкая С. И.).
9.Приложение № 9 - «Старину мы уважаем, старину мы бережем»
(Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ в работе с детьми подготовительной к школе группы). Автор – Лозовая Т.И., воспитатель.
10.Приложение № 10 - конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Святки» (автор – Берлизева Л.В., воспитатель).
Приложение № 1. График посещения мини-музея «Русская изба» на 2014-2015 уч. год.
№ п/пНомер группы Дни недели Ответственные
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Средняя гр. № 6 16:00 – 16:20
2 неделя месяца Воспитатели
2. Средняя гр. № 4 16:00 -16:20
4 неделя месяца Воспитатели
3. Старшая гр. №13
16:00 – 16:25
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
4. Старшая гр. № 3
16:30 – 16:55
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
5. Старшая гр. № 2
16:30 – 16:55
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
6. Старшая гр. № 7
15:30 – 15:55
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
7. Подготовительная гр. № 1 16:30 – 17:00
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
8. Подготовительная гр. № 10 15:30 – 16:00
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
9. Подготовительная гр. № 11 15:20 – 15:50
1 и 3 неделя месяца Воспитатели
Приложение № 2 . Диагностика выявления у детей уровней сформированности знаний о предметах народного быта, орудиях труда, народных ремеслах, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения ориентироваться в них, и применять в своей деятельности.
Проводится в пять этапов.
1 этап:
Знания названий и назначения предметов русского народного быта спомощью дидактических игр.
1.1.«Ремѐсла на Руси» дидактическая игра.
Ребѐнок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну
большую карту с изображением одного вида ремесла , называет предметы
и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.
За каждый правильный ответ получает 1 балл. В сумме ребѐнок может
получить 6 баллов.
1.2. «Чудесный сундучок».
Ребѐнку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет,
показывает способ применения. За каждый правильный ответ-1 балл. В
сумме-5-10 баллов.
2 этап:
Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского
народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий полепке, аппликации, рисованию.
2.1.Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить
(нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.
За правильный ответ- 1 балл.
2.2.Дидактическая игра «Народные промыслы». Детям поочерѐдно
предъявляются игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребѐнок
должен назвать вид народного искусства. За каждый правильный ответ- 1
балл.
3 этап:
Умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладноготворчества.
3.1.Дидактическая игра «Народные узоры». Предлагается ребѐнку разложить
по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном
ряду были элементы только одного вида росписи. За каждый правильный
ответ -1 балл.
3.2. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ставится 5 предметов
различных росписей: хохлома, гжель, жостово, городец и др.). Ребѐнок
должен запомнить расположение, после того, как они поменяны местами,
ребѐнок должен угадать, что изменилось. Правильный ответ- 1 балл.
3.3. «У матрѐшки день рождения». Детям предлагаются силуэты игрушек и
предметов из бумаги. Предлагается ребѐнку определить силуэт и расписать
нужным стилем.
4 этап.
Знание детьми русских народных традиций и праздников.
4.1.Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников
и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние,
летние праздники они знают.
4.2. Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народныхпраздников. Затем зачитывается описания праздника, дети должны указать
его название.
5 этап.
Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе
использования знаний о народной культуре.
5.1. Используются иллюстрации с изображением русского народного
костюма, головных уборов. Предлагается назвать виды народногокостюма.
Уровни приобщения детей к истокам русской народной культуры:
Высокий уровень: от 6 до10 баллов за каждый этап.
Средний уровень: от 3 до 5 баллов за каждый этап.
Низкий уровень: от 0 до 3 баллов за каждый этап
Приложение №3. Итоговая диагностика детей старшего и подготовительного к школе возраста
Результаты  итоговой  диагностики оцениваются по следующим параметрам:  
 - у детей повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества;
- дети овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов
народного быта в рисовании, лепке, аппликации;
 - в течение года у детей сформировался устойчивый интерес к народнымиграм, праздникам, развлечениям.
Приложение № 4. Формы и методы, применяемые для организации работы с детьми в фольклорном мини-музее «Русская изба»
Образовательная область Формы работы Условия среды
Познавательное развитие НОД, экскурсии, выставки, наблюдение, путешествия, викторины, проекты, игры-эксперименты Мини-музей; картотеки; уголок православной культуры в группе; экспериментальный центр; центр науки; ИКТ; игротеки
Социально-коммуникативное развитие НОД, экскурсии, дидактическая, режиссерская и сюжетно-ролевая игра, беседа, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры-эксперименты Мини-музей, картотека развивающих игр; серии картин, опытно-экспериментальный центр.
Художественно-эстетическое развитие НОД, рисование, аппликация, лепка,
рассматривание репродукций, народные праздники, посиделки, народные игры, развлечения, театрализация, слушание народных произведений, импровизация.Мини-музей; картотека народных игр; фонотека народных песен, кукольный театр;магнитофон, набор кассет, дисков;центр художественного творчества;
бумага, ножницы, клей, краски, кисти, фломастеры, пластилин, цветные мелки.
Чтение художественной литературы Слушание народных сказок, былин, заучивание потешек, пословиц, поговорок, закличек, попевок. Художественная литература; иллюстрации, портреты писателей.
Физическое развитие Разучивание русских народных подвижных игр, хороводов Спортивные атрибуты
Приложение № 5. Примерный перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с фольклорным мини-музеем
«Русская изба»
Средний дошкольный возраст
№ занятия Тема Содержание
1-е занятие «К нам гости пришли, дорогие пришли» Первое посещение мини-музея. Знакомство с её Хозяйкой.
Рассказ об атрибутах мини - музея.
Слушание попевок, колыбельных.
2-е занятие «Водичка, водичка, умой моё личико» Разучивание потешки «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды».
Знакомство с рукомойником, русским полотенцем, кувшином.
3-е занятие «Не красна изба углами, а горячими пирогами» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
Сказка «Колобок».
4-е занятие «Хозяйкины помощники» Знакомство с предметами обихода - коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской, веником.
Потешка «Наша-то хозяюшка сметлива была»
5-е занятие «Музыкальные инструменты» Деревянные ложки не только предметы обихода, но и инструменты старинные.
6-е занятие «На столе у хозяйки» Знакомство детей со старинной посудой и утварью – ухват, миска, чугунок, горшок.
7-е занятие «Куклы в народных костюмах» Знакомство с русским национальным костюмом.
Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст
Занятие Тема Содержание
1-е занятие «Хлеб - всему голова» Беседа « Откуда хлеб пришел»? Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом.
Пословицы и поговорки о хлебе. Беседа о старинных способах уборки хлеба.
Знакомство с жерновами и их использованием.
2-е занятие «Что так называется» Рассказ о гончарном промысле.
Подсвечники, свистульки, кувшины, крынки для молока.
3-е занятие «Пришла коляда - отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Пение колядок. Знакомство с обрядом колядования, старинным нарядом: зипун, подвески, кокошник, пояс, платки из гаруса, кафтан, кушак, картуз, шаль.4-е занятие «Светит да не греет» Беседа о разных источниках освещения.
Свечи, лампады, керосиновые настольные и подвесные лучины и фонари.
5-е занятие «Убранство избы» Половицы, лоскутные, домотканые, одеяла, настольники, рушники. Рассказ Хозяйки об убранстве комнаты, вышивках, мережках.
6-е занятие «Народные костюмы» Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в аудиозаписи). Рассмотреть русские сарафаны (саяны), кокошники, пояса, плюшки, лапти, чёботы.
7-е занятие «У самовара я и моя Маша» Старинный самовар, который разогревается углем, мухотки для мёда, крынки. Глиняные кружки.
8-е занятие «А за ним такая гладь - ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Утюг с углями, рубель, каталка.
9-е занятие «Мы – христиане» Знакомство со Святым Углом - иконы, лампадки, свечи, рукописи, старославянские книги; псалтырь, Библия, молитвослов.10-е занятие «Святки» Знакомство с русским народным православным праздником «Святки», изготовление кукол – оберегов.
11-е занятие «Старину мы уважаем, старину мы бережем»
Нравственные нормы христианской морали (послушание, выполнение заповедей), приобщение к хоровому пению
12-е занятие «Как жили на Руси» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, образными, меткими выражениями малых форм фольклора, заучивание «здравиц»
13- занятие «Скоро, девочки, Покров» Знакомство с праздником «Покрова», традиция «осенне-зимние посиделки».
14 - занятие «Бабушкин сундук» Знакомство с русскими народными старинными играми.
Приложение № 6. Картотека народных подвижных игр для использования в дошкольном образовательном учреждении.
Средний дошкольный возраст
«Гуси – лебеди».Цель: развивать интерес к народным играм. Воспитывать самостоятельность, умение действовать сообща. Ход игры: участники игры выбирают волка и хозяина. На одной стороне дом хозяина и гусей, на другой стороне живет волк под горой. Гусей выпускает хозяин, они в поле гуляют, клюют травку. Хозяин зовет гусей:Хозяин : Гуси:Гуси – гуси!Га-га-га!Есть хотите?Да-да-да!Ну, летите!Серый волк под горой, Не пускает нас домой!Ну, летите, как хотите,Только крылья берегите!Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные «гуси» выходят из игры. Последний оставшийся «гусь» - самый ловкий и быстрый, становиться волком.
«Ручеек». Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе. Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
«Пятнашки» Цель: развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе. Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора.Ход игры: Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — землю.2. «Зайки». «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.3. «Пятнашки с домом». По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от «пятнашки» в доме  — за кругом не пятнать.
«Жмурки».Цель: развивать слуховое восприятие, сноровку.Ход игры: одному из играющих, «жмурке», завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:«Апанас, Апанас! На чем стоишь? на квашне.Что в квашне? Квас.Лови мух, а не нас.»После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».
«Коршун».Цель: совершенствовать быстрый бег с увертливостью , воспитывать чувство товарищества.Ход игры: играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него:«Коршун, коршун, что ты делаешь? Ямку рою.На что тебе ямка? Копеечку ищу.На что тебе копеечка? Иголочку куплю.Зачем тебе иголочка? Мешочек для камешков сшить.Зачем тебе камешки? В твоих деток кидать, они в мой огород лазят.Так лови их.Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Старший дошкольный возраст
«Лапта».Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать ловкость, сноровку и интерес к народной игре. Ход игры: участники делятся на 2 команды. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят мяч и стараются запятнать бегущего, они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков.
«Плетень» Цель: совершенствовать навык перестроения в 2 шеренги. Развивать интерес к народной игре.
Ход игры: дети строятся в 2 шеренги и напротив друг друга, сцепив руки в положении крест накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построиться.
«Заря – заряница».Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу. Развивать память, желание играть в народные игры.Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих «заря» ходит сзади с лентой и говорит:Заря – заряница, красная девица.По полю ходила, ключи обронилаЛенты голубые, кольца обвитые –За водой пошла!С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится «зарёй». Игра повторяется.
«Краски».Цель: развивать интерес к народным играм, самостоятельность, совершенствовать быстрый бег с увёртыванием.Ход игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – «краски». Каждая «каска» придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Приходит покупатель:Покупатель: Хозяин:Тук, тук Кто там?Покупатель! Зачем пришел?За краской! За какой? За голубой!Если голубой нет, хозяин говорит:- Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад приноси.Если покупатель угадал цвет краски, то «краску» забирает себе, догоняя её. Приходит другой покупатель. Хозяином становиться покупатель, угадавший больше красок.
« Фанты».Цель: развивать творческое воображение детей, смекалку, внимание.Ход игры: игра начинается так: водящий обходит играющих и каждому говорит: «Вам прислали сто рублей, что хотите, то купите,чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите!»После того он ведет с участниками игры беседу, задает провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему свой фант, при выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания (спеть песню, загадать загадки, прочитать стихи, короткие смешные истории, прыжки на одной ноге и т.д.)«Горелки».Цель: продолжать учить выполнять игровые действия, согласно текста игры. Закрепить навык ориентировки в пространстве.
Ход игры: играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка».Играющие нараспев говорят слова:«Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Стой подоле, гляди на поле.Едут там трубачи да едят калачи, Погляди на небо: звезды горят, журавли кричатРаз, два, не воронь, а лети, как огонь!»Дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них, пока они не взялись за руки. Если «горелка» запятнала - становиться с ним в пару.
«Чехарда».Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата. Ход игры. Встать друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.
«Салки». Цель: развивать координацию движений, глазомер, меткость, пособствовать тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга.Ход игры: все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится «водилой».
«Всадники».Цель:  образ коня — это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника,Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой, держа «повод» обеими руками или только левой рукой. «Кони» бьют копытами», «всадники» сдерживают коней, натягивая повод. «Всадники» скачут галопом. Игра носит соревновательный характер.
«Костромушка-Кострома».Цель: учить детей произносить речитативы нараспев. Воспитывать гостеприимство.Ход игры: Вначале игры выбирается водящий, он – «Кострома». Дети идут по кругу, приговаривая:
-Костромушка- Кострома, ты боярыня моя!
Буйная голова на пригороньке спала.
Дома ли, Кострома? Дома!
Здорова ли Кострома? Здорова!
Я не сплю, не лежу, на улицу не хожу.
Я – хозяйка – Кострома! Наварила киселя
Кисель с молочком, ложка крашеная.
_-Костромушка – Кострома, дай отведать киселя!
-Подходите до меня – дам отведать киселя!Дети сужают хоровод, а водящий - Кострома угощает все «киселем».Народные игры Белгородской области
«Зайчик» - старинная игра с. Подсереднее Алексеевского районаЦель: познакомить детей со старинными играми их земляков. Развивать ловкость, быстрый бег.Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится «Зайчик». За кругом ходят два «волка». Дети то поднимают, то опускают руки, впускают и выпускают «зайчика», «волки» могут поймать его только за кругом. Затем выбираются новые «зайчик» и «волки».
«Горюющий пень» - с. Афанасьевка Алексеевского района.Цель: совершенствовать быстрый бег с ориентировкой на местности.Ход игры: игроки становятся парами по кругу. Водящему не хватает пары. Он ходит вокруг игроков приговаривая: «Горюю, горюю, пень».-По ком горюешь? По красной девке.- Какую тебе? Красивую.Водящий выбирает себе одного из детей, и они бегут в разные стороны вокруг детей. Кто прибежит первым, становится на пустое место, а оставшийся без пары, становится водящим.
«Собачка» - с. Кочетовка Ивнянского района.Цель: совершенствовать ловкость в метании и ловле мяча.Ход игры: игроки становятся в круг, выбирая водящего «собачку». Задача водящего - поймать мяч. Остальные играющие перекидывают его друг другу, чтобы его не поймала «собачка».
«Сковорода» - Белгородский район.Цель: развивать силу, воспитывать смелость и сноровку.Ход игры: участники становятся в кружок и берутся за руки. У самых ног чертят круг «сковороду». Затем все идут или бегут вокруг круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», а сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испекся». Затем все снова бегут вокруг круга. Эта игра продолжается до тех пор не останется одного или двух не «испекшихся», они - победители.
«Баба Яга».
Цель: совершенствовать прыжки на одной ноге с продвижением, развивать координацию движений.
Ход игры: один из играющих, выбранный по жребию Бабой Ягой становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:
Баба Яга, костяная нога,
с печки упала,
ногу сломалаПошла в огород,
испугался народ,побежала в баньку,
испугала зайку.В руках у Бабы Яги веточка вербы. Она начинает прыгать на одной ноге, стараясь осалить (хлестнуть веточкой) убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой Ягой.
Приложение № 7. «С чего начинается Родина?»
(консультация для родителей)
Цель: знакомство с обрядами, обычаями нашего края.
Воспитатель:
Уважаемые родители!
Чтобы наши дети поистине любили свою малую Родину, в которой они живут, необходимо познакомить их с обычаями, традициями, обрядами своих предков. Обряд – это унаследованный, создаваемый традициями способ поведения. Обычаи несмотря на их общепринятость, традициозность, не есть нечто застывшее, неизменное.
К сожалению, многие увлекательные, весёлые, красочные, элементы старинных обычаев незаслуженно забыты.
Исстари народ больше доверял приметам, знаниям, передаваемым из поколения в поколение, чем застывшим данным календаря, «Кто по календарю сеет, то редко веет». Живыми, одушевленными были в глазах человека не только земля, растения, водоемы, явления природы(град, мороз).
«Жили у братца три сестрицы: весна-молодица, зима - белолица, и осень водяница.
Основой новогодних обычаев - был обряд колядования. Пением колядок и обрядом колядования начинался год. Эти заклинальные песни исполнялись во время зимнего возрождения солнца. Колядкой на Белгородчине величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания.
Коляда! Коляда! Накануне Рождества!Вы скажите, прикажите! У ворот нас не держите,Не дадите пирога, мы корову за рога…
Колядующие просят и получают особую обрядовую еду.
Авсень – посевание, Авсень - канун Нового года(обряд обсевания)
Вечерами белгородские девушки пели под окнами каждого:
Авсень! Авсень» Завтра новый деньОтворяйте ворота, дайте нам пирога,Не дадите пирога- мы корову за рогаНе дадите пышку- свинью за лодышку,Со двора уйдём, всё с собой унесем!
Вместе с песнями обсыпали хозяев и их дом зерном. За время празднования Авсеня поется много песен, вот например:
Ай во боре, боре, стояла сосна.Зеленая, кудрявая.
Масленица.
Все дни масленицы имеют своё собственное название.
Понедельник – встреча;Вторник – заигрыш;Среда – лакомка;Четверг – Разгул, перелом;Пятница – тещины вечеринки;Суббота – золовкины посиделки;Воскресенье – прощальный день.На третий день с утра выходят на улицу строить снежные горки. Завершив строительство, они скороговоркой прочитывают: «Звал, звал - позвал честной Семик широкую масленицу к себе в гости во двор». «Приезжайте в гости к нам на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» После этого дети сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» Во все дни ходили в гости друг к другу, угощались блинами. Ряженые люди запрягали ряженых коней и продолжалось веселье: вокруг поезда пели, играли, плясали скоморохи. Вечером после всех гуляний и забав, сжигали чучела из соломы.
Весенние праздники. Кликанье весны.
22 марта - время весеннего равноденствия. Все хозяйки пекут из тест фигурки «жаворонков». «куликов» и раздают их детям, которые залезают на самые высокие места, закрикивают коротенькие «веснянки». Веснянки обращались к весне с просьбой принести «хлеба вольного, лета теплого». После пения веснянок, «куликов», «жаворонков» съедают так, чтобы эти обрядовые фигурки принесли благополучие.
Праздник кукушек. Кукушка принадлежит к певчим птицам, предвещающим добро и зло своим голосом. Кто услышит в первый раз её кукование в лесу. Имея при себе деньги, тому верная примета, что они круглый год не будут у него переводиться. Её голос служит оракулом для того, кто её спрашивает о чём-либо.
На белгородчине сохранилась песенка:
«Ты сестрица дорогая, пестрая кукушка:Корми коней ратных, мотая нити шелковые,Скажи мне, скоро ли мужа достану?»
Сколько раз после этого вопроса прокукует кукушка, значит через столько лет должно и свершиться желание.
Вербная неделя.
Вербная неделя у нас оживляется праздником начало весны: верба не давшая ещё листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всех живущих на земле новыми благами.В вербное воскресенье возвращались из церкви с освященными прутьями вербы, хлещут ими детей, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз»…
Великий четверг.
Ранним утром в Великий четверг девушки кличут весну, входят в реку и одна за другой, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна, красна, приди весна с милостью, великой благостью». Это великий день обновления, все до восхода солнца должны искупаться, чтобы все болезни ушли от вас,»чистый четверг».
Пасха.
Святая Пасха празднуется самым торжественным образом. Пасхе предшествует длительный семинедельный «великий пост». Яйцо считалось самым святым. Пекут калачи, пасхи, которые освящают в церкви. Если празднование приходилось на теплое время- ходили в лес, где катали яйца с горки.
Радоница – красная горка.
Красная горка – это время, когда, по народному поверью, души наших предков возносятся светло и тихо над землей и слышат, и незримо касаются угощений, которые мы приносим, чтобы их радовать. Мол, вот, милости просим от нашей хлеб - соли, от нашей жизни.
Троица.(семик)
В этот день украшают строения: в доме веточками березы, клена. В доме усыпали пол пахучими травами.
Семейные праздники и обряды.
Рождение ребенка.
Родильницы всегда получают подарки т близких. Русские крестят младенца, имя нарекают случайное, но могут и по названию святого, память которого случилось в день рождения. При крещении на новорожденного надевают медный крестик, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь.
Именины.
Гости в день рождения по приглашению сходятся на именинный стол, приносят подарки.
Колыбельные песни.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка- колыбельные- идет от от основы «колыбать» (колыхать, зыбать). В народе дорожат колыбельным песенным материалом. Едва дочка начинает забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «баюкать». «Баю, баю покой, Саша глазоньки закрой!».
Приложение № 8 – Фонотека русских народных песен
(автор – Коротицкая С. И., музыкальный руководитель)
1 Жил был у бабушки серенький козлик (р.н.п) №4 Диск «Праздник каждый день» старшие группы, д№1
2 Полянка (р.н.м) №6 3 Белолица круглолица (р.н.м) №9 4 Бай-качи, качи (р.н.прибаутка) №12 5 Шел козел по лесу (р.н. песня-игра) №13 6 Плетень №15 7 Как под яблонькой (р.н.м) №20 8 Ворон (р.н. прибаутка) №30 9 Займи место (игра) №34 10 Топотушки (р.н.м) №35 11 Лиса по лесу ходила (прибаутка) №15 Диск «Праздник каждый день» подготовительные группы, кн 1 д№1
12 На горе-то калина (хоровод) №16 13 Как пошли наши подружки (р.н.п) №27 14 Русские народные наигрыши №37 15 Соловушка (р.н.п) №1 Диск «Народные песни для детей»
16 Козлик (р.н.п) №2 17 Баю-баюшки (колыбельная) №3 18 Таусень (р.н.п) №5 19 Солнышко выгляни (р.н.п) №6 20 Ой, Овсень (колядка) №7 21 Утушка луговая (р.н.п) №8 22 Ах, усыньки, усы (р.н.п) №9 23 Исходила младешенька (р.н.п) №10 24 Перевоз Дуня держала (р.н.п) №11 25 Плывет, плывет лебедушка (р.н.п) №12 26 Патока с имбирем (р.н.п) №13 27 Курица мохнонога №14 28 У зари-то, у зореньки (р.н.п) №15 29 Ой, прилужку (р.н.п) №16 30 Как у наших у ворот (р.н.п) №17 31 Калинка (р.н.п) №18 32 Дрема (р.н.п) №19 33 Байновская кадриль №5 Диск «Топ, топ каблучок»
34 Детская кадриль №6 35 Кадриль с семечками №7 36 Травушка-муравушка (р.н.м) №11 37 Ах, Самара (р.н.м) №12 38 Прялица (р.н.п) №13 39 Нижегородские потешки №1 Диск «Народный ансамбль ложкарей «славяне»
40 Ай, все кумушки домой (р.н.п) №2 41 Субботея (р.н.п) №3 42 Светит месяц (р.н.п) №4 43 Во поле орешина (р.н.п) №5 44 Зайграй моя волынка (р.н.п) №6 45 Ой вставала я ранешенько№7 46 Яблочко №8 47 Посею лебеду на берегу (р.н.п) №9 48 Утушка луговая (р.н.п) №12 49 Волга-реченька №14 50 Частушки №15 51 Ой прилужке (р.н.п) №16 52 Молода я молода№17 53 Барыня №18 54 Банька (р.н.п) №19 55 Сормачок №20
Приложение №9. «Старину мы уважаем, старину мы бережем»
(Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ в работе с детьми подготовительной к школе группы).
Автор – Лозовая Т. И., воспитатель
Цель: приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи: учить различать добро и зло, показывать ситуации, когда можно творить добро, формировать чувство любви к Родине через изучение национальных культурных традиций, развивать способность воспринимать и анализировать обычаи и традиции края.
Приобщать к хоровому пению. Пополнять словарный запас детей.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали (послушание, выполнение заповедей).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Социализация».
Оборудование: русские народные костюмы по количеству детей, народные музыкальные инструменты: жалейка, трещотки, балалайка.
Предметы обихода старины, семейный фотоальбом, свечи по количеству детей, аудиозапись, мультимедийное оборудование.
Комната, оформленная горницей в стиле старины.
Словарная работа: пополнить словарь детей: жалейка, трещотки, заповеди, горница, сваи, сарафан, кокошник.Ход НОД:
Психогимнастика:
За высокими горами, за глубокими морями,
Стоял в поле теремок, на дверях висел замок.
А мы ключик возьмем, эту дверь отопрем
И гостей позовем!
Воспитатель: Гости к нам уже пришли, в дом наш радость принесли.
Дидактическое упражнение «Давайте знакомиться».
«Меня зовут Екатерина, а тебя? Меня зовут Дмитрий, а тебя?.(Дети, берясь за руки, называют свое полное имя по Святцам).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, у вас хорошее настроение, передайте свое хорошее настроение друг другу (дети делятся). Мы с вами одна большая дружная семья. Мы – русские люди, а большинство русских людей - христиане. Почему? (Нас крестили в церкви).
Воспитатель: Мы носим святые имена, расскажите, почему они называются святые? (У Бога есть друзья, это - Святые, которые прославились добрыми делами).
Дима: есть святой Димитрий, и меня зовут Дмитрий.
Лиза: есть святая Елизавета и меня зовут также и т.д.
Воспитатель:- Кто же нам помогает по жизни, охраняет? (Ангел-хранитель).
-А что нам помогает творить добро? (Божьи заповеди)
-Давайте вспомним о них.
Пальчиковая гимнастика «Строим мост на крепких сваях»
Строим мост на крепких сваях
Божьи заповеди знаем:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем сваи забивать.
Первая свая - Богу молиться.
Свая вторая – на совесть трудиться.
Третья свая - послушными быть.
Четвертая свая – других не судить,
Всегда за собою вину находить.
Пятая свая – чужого не брать!
Свая шестая – не врать!
Воспитатель: вот мы и вспомнили все заповеди. Ребята, чтобы делать добрые дела, эти заповеди надо выполнять.
Дети, а что за одежда на вас сегодня? (Это старинная одежда - сарафаны, кокошники) Работа над словарем.
«Старину мы уважаем, старину мы бережем» - составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц на мультимедиа.
Детей приглашают в горницу.
Рассказы детей о горнице, предметах старинного быта, о народных костюмах. Тем самым раскрывается смысл фразы «старину мы бережем».
Воспитатель: А как вы старину уважаете? (рассказы детей о том, что в семьях хранят старинную одежду, книги, музыкальные инструменты, крестят детей в церкви, венчаются их родители (показ фотографий), поют народные песни, называют детей именами прабабушек и прадедушек и т.д.)
Дети:
Старину мы уважаем ,Старину мы бережем:
Храним традиции, обряды,
Песни русские поем.
Фольклорный ансамбль «Коляда» (Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Коляда»).
(В исполнении детей звучит песня «Ой ты, Порушка-Параня»).
Затем дети показывают музыкальные инструменты: жалейку, трещотки, балалайку. Слушают, как они звучат.)Воспитатель: - Что ещё вы знаете об обычаях нашего края? Ведь во время Крещенских праздников было много традиционных обычаев.
Дети: На Рождество колядовали, посевали, ходили по дворам - желали хозяевам добра, здоровья, богатства, пели колядки:
Авсень! Авсень! Завтра новый день
Отворяйте ворота, дайте нам пирога!
Не дадите пирога, мы корову за рога.
Не дадите пышку- свинью за лодыжку.
Со двора уйдем, все с собой унесем!
А как только одаривали певчих, то они благодарили хозяев:
Спасибо Вам, хозяюшка!
Живите вместе лет до двести!
Желаем добра, злата, серебра.
Пышных пирогов, сладких блинов.
Доброго здоровья, маслица коровья!
Воспитатель: - А как играли на Руси в народные игры, знаете?
Русская народная игра «Костромушка-Кострома»
Все ведут хоровод, в центре – Кострома. Дети идут по кругу и приговаривают:
Костромушка-Кострома, ты боярыня моя!
Буйная голова на пригороньке спала.
Дома ли, Кострома?
Кострома:
- Дома!
Здорова ли Кострома?
Кострома:
– Здорова!
Я не сплю, не лежу, на улицу не хожу.
Я – хозяйка – Кострома! Наварила киселя
Кисель с молочком, ложка крашеная.
-Костромушка–Кострома, дай отведать киселя!
Кострома:
-Подходите до меня – дам отведать киселя!
Воспитатель: молодцы ребята. С задором играли. А знаете ли вы, что в праздники на Руси еще всегда ходили в храмы.
(Воспитатель зажигает свечи и предлагает детям с ними подойти к образу Спасителя).
Дети: (с зажженными свечами) по очереди читают стихотворение Елены Богушевой:
Попросить грехов прощенья,
В неудачах утешенья:
Чтоб родные не болели,
Чтоб росли мы и умнели.
Мы «Спасибо!» скажем Богу,
Без него не до порога.
Наша мама говорит:
«Бог спасает и хранит,
Бог нас любит и прощает
И с небес благославляет!»
Мы ему помолимся, до земли поклонимся.
Воспитатель: «Господи, прости всех, кто ненавидит.
Господи, прости всех, кто нас обидит.
Пожалей нас, Господи, Ты же это можешь.
Сохрани, Спаси, Помилуй
И прости нас Боже!»
Приложение № 10 - конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Святки».
(Автор – Берлизева Л.В., воспитатель)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа.
Расширять словарь за счёт имён существительных (святки, комплимент, колядки, гурьба, оберег).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к народному творчеству, к традициям своей Родины.
Развивающие задачи.
Развивать первоначальные представления об особенностях фольклора, монологическую форму речи, стимулировать речевое творчество детей.
Материалы и оборудование.
- русские народные костюмы для мальчиков, девочек и воспитателя;
- белая ткань 20*20 см.на каждого ребёнка;
-кусочек поролона круглой формы(на каждого ребёнка);
-тесёмочки 10-15 см. по 4 шт. на каждого ребёнка;
- запись народной музыки.
Предварительная работа.
Родители вместе с детьми дома готовят угощения для праздника (печенье, конфеты). Заучивание колядок, закличек, игр народных. Подготовка народных костюмов. Изготовление заготовок для кукол-оберегов, вместе с детьми, завязывание узелков на ленточках. Рассказывание детям о народных традициях, о праздновании Святок на Руси.
Ход НОД.
Оргмомент.
Дети и воспитатель в народны костюмах стоят в кругу.Воспитатель: - Ой, до чего же мы сегодня красивые, да нарядные.
Щедрый вечер! Добрый вечер!
Дарить нечем-
Были крошки,
Съели кошки! Что ж такое происходит?
Дети говорят, что наступили Святки(дни после Рождества, когда люди много веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки, играют в разные игры, колядуют, угощают друг друга сладостями).
Введение в тему:
Воспитатель: - И хотя на улице зима и холодно, в эти святые дни у всех на душе становится теплее и светлее, потому что родился Иисус. Ну, а если это такие радостные и весёлые дни, то и мы пожелали друг другу хорошего настроения и добра.
Упражнение: «Комплимент»
Дети, касаясь друг друга ладошками, улыбаясь, говорят друг другу комплименты.
Воспитатель: - Ребята, вот и поделились мы друг с другом хорошим настроением, теплом своих рук. Да, зима, Святки и вы, наверное знаете зимние святочные игры. Дети предлагают игры. Например,
«Кружатся снежинки»- речевая игра.
Снежинки, снежинки по ветру летят,
(лёгкий бег врассыпную)
Снежинки, снежинки на землю хотят
(Приседают)
Злой ветер всё дует сильней и сильней,
(Медленно кружатся)
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
(Быстро кружатся)
Но ветер утих, получился сугроб (Сели)
Налетела вдруг вьюга,
Закружила, унесла,
Всех девчонок вправо,
Всех мальчишек – влево.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как вас вьюга унесла, мальчики в одной стороне, девочки в другой. Это мы наверно приготовились для колядок Рождественских.
Русские народные Рождественские колядки.
Сеем, сеем, посеваем.
Воспитатель вместе с детьми говорит слова, и выполняют движения.
Мальчики идут навстречу девочкам со словами:
- Сеем, сеем, посеваем.
С Новым годом поздравляем,
Открывайте сундучки,
Доставайте пяточки.
Девочки идут навстречу мальчикам, говорят:
- Трещит на улице Мороз,
Он продирает нас до слёз,
Мы ручками похлопаем,
И ножками потопает.
Мальчики идут на прежнее место с теми же словами.
Девочки отвечают:
-Эх топну ногой,
Да притопну другой!
Святки к нам пришли сегодня,
Веселимся мы гурьбой!
Ролевая игра «Подбери рифму».
Воспитатель: – Дети, Святки это ещё и немножко волшебные дни. В это время люди годают, настраиваются на добрый, удачливый, счастливый год. Давайте и мы с вами произнесём такие волшебные заклинания.
- От-от-от – Наступил Новый год.
- Ни-ни-ни – Горят весёлые огни.
-Ок-ок-ок – На ёлочке флажок.
-Да-да-да – Мне весело всегда.
- Ду-ду-ду – Будь счастлив в этом году!
Молодцы!
Динамическая пауза.
Воспитатель: - Я знаю, что Егор знает ещё одну святочную игру. Дети вместе с воспитателем делают движения в соответствии с текстом:
« В Святки я Мороз не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!»
Продуктивная деятельность: «Изготовление кукол-оберегов».
Воспитатель: - Ребята, мы с вами много играли, веселились, желали, чтобы Новый год был для всех счастливым, проигрывали колядки. А сейчас, как велось издавна на Руси, давайте сделаем подарки, куклу-оберег, которые будут охранять нас от злых людей и всяких неприятностей.
(Воспитатель вместе с детьми садится за общий стол и изготавливают кукол из ткани).
Подведение итогов.
Воспитатель: - Ну вот, ребята, и подходит к концу наши Святки. Но мы ещё кое-что забыли с вами (Ответы). Да, конечно, угостить наших гостей и друг друга чем-нибудь вкусненьким. (Раздают сладости).
Спасибо, девочки-хозяюшки, мальчики-помощники!