Комплекс условий в муниципальной образовательной среде, необходимый для развития вокальных навыков пения в ансамбле, как часть развития всесторонней личности обучающегося и педагога.
Представление опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ «СШ №3» Сониной Надежды Ивановны на тему:
Комплекс условий в муниципальной образовательной среде, необходимый для развития вокальных навыков пения в ансамбле, как часть развития всесторонней личности обучающегося и педагога.
Вокальные навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, в основе которого лежит создание и укрепление условнорефлекторных связей, образование систем этих связей – динамических стереотипов с переходами от одной системы к другой.
Автоматизм навыков дает возможность при пении решать более важные – исполнительские, художественные эадачи.
Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — совместное исполнение несколькими участниками музыкального произведения предназначенного для небольшого состава исполнителей.
Правильно организованная и тщательно продуманная работа вокального ансамля способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.
Исполняемая музыка оказывает усилинное глубокое влияние на формирующуюся личность, что позволяет успешно использовать это в воспитательных целях.
Для развития вокальных навыков пения в ансамле, необходимы следующие условия:
Помещение для репетиций и занятий, оснащённое необходимым оборудованием:
Фортепиано,
Акустическая активная система,
Микшерный пульт,
Вокальные микрофоны,
Компьютер,
Дополнительно возможно на усмотрение учреждения проектор, подставка для нот (пульт), небольшой подиум.
Организация концертов и выступлений перед различной публикой для реализации результата обучения и совершенствования овладеваемого мастерства, самореализации личности и личностных качеств в вокальной концертной деятельности.
Педагогические кадры – педагоги по вокалу или музыкальные руководители, которые профессионально будут выстраивать занятия, репетиции, концертную деятельность в соответствии с психологическими, возрастными, индивидуальными и вокальными особенностями каждого обучающегося, а также заинтересованными в качественном достижении высокого результата в соответствии с целями и задачами программы обучения по предмету, а также целями образовательного учреждения.
Заинтересованность административного состава в данном виде деятельности, как направлении развития личности обучающегося и педагога.
Немаловажную роль играет заинтересованность и поддержка родителей, окружения, друзей, одноклассников, педагогического окружения и родственников обучающегося.
На успешность достижения цели в данном направлении могут повлиять принятые нормы, социальная атмосфера, устои, традиции окружающей среды обучающегося.
В своей работе разделяю вокальные навыки на индивидуальные и хоровые. Строю занятие по следующей схеме:
упражнения на дыхание, опору звука,
артикуляцию
упражнения на развитие индивидуальных вокальных навыков
упражнения на развитие хоровых вокальных навыков
работа с репертуаром
работа над образом произведения
Из хоровых вокальных навыков применяю в своей работе такие как строй, унисон, ансамль.
Остановлюсь подробнее на самых сложных – это ансамбль и унисон.
Обращаю особое внимание на фактуру произведения – это полифоническая и гомофонно-гармоническая. С полифонической фактурой работаю лишь фрагментарно, например фрагмент канона в песне. В остальнхых случаях – это гомофонно-гармоническая фактура, которая предполагает наличие главной мелодии и аккомпанемента. В нашем случае – это главная тема и подголоски.
В работе над ансамблем и унисоном выделяю наличие ведущего голоса внутри партии и ведомого, в обще-хоровом исполнении – это наличие темы и подголосков.
Стремлюсь в своей работе к пению а капелла, как к вершине вокального мастерства. В 2016 году выпустила коллектив, который успешно справлялся с пением а капелла на 4 голоса смешанным составом.
На данный момент работаю с коллективом, который имеет стаж обучения один год.
В произведении, которое мы с обучающимися вам представим – это Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгения Дога в переложении для хора Г.Мещанинова.
(Ноты на слайде)
Вокально-хоровая работа:
приемы работы с навыками ансамля и унисона
исполнение произведения.
В работе над образом использую такие приемы как «ассоциации», пение с закрытыми глазами.
Помимо работы с обучающимися являюсь руководителем ансамбля учителей нашего учреждения.
Рассмотрим приемы работы над образом в произведении Сергея Трофимова «За тихой рекою»
(Ноты на слайде)прием «ассоциации»
пение с закрытыми глазами.
исполнение произведения.
В заключение хочу сказать, что успех раскрытия таланта ребенка зависит от условий, которые мы для этого создадим.