Урок русского языка в 11 классе на тему:«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г.Вольска Саратовской области»
Урок русского языка в 11 классе
на тему:
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
(С-ЕГЭ)
Провела:
учитель русского языка и литературы
Боякова Н.Н.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»
Бояковой Надежды Николаевны
«Методика подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста»
Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.
Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.
Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Цели и задачи:
формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;
формирование навыков комплексного анализа текста;
углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;
формирование речевой и коммуникативной компетентности.
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
владеть нормами литературного языка и грамотного письма;
анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;
пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;
обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;
приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.
Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический , и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.
На изучение буквы з-с на конце приставок;
Правописание приставок пре-, при-;
Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.
Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.
В старших классах (10-11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала.
Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.
В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ экзамен в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.
Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников.
На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ. Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если по программе на изучение русского языка 10-11 классов отводится один час?
Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся?
Эти проблемы я решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:
1) В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. 2) В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста. 3) Предложены все виды разборов. 4)Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. 5) Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста. 6) Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта учтена степень трудности. Таким образом, тексты, предлагаемые мною, являются не только способом проверки знаний учащихся, но выполняют одновременно познавательную, воспитывающую, обучающую функцию и служат средством интеллектуального развития личности школьников.
Приведу в качестве примера урок в 11 классе, в основе которого лежит комплексный анализ текста по произведению Ф. Абрамова «Поездка в прошлое». Текст по статье В.Распутина, предложенный для комплексного анализа, как бы является продолжением разговора о творчестве Ф.Абрамова, начатого на уроке литературы, что помогает старшеклассникам в создании сочинения-рассуждения. В то же время текст составлен таким образом, что позволяет повторить на первом этапе урока и орфографию, и пунктуацию, и словообразование, и лексику, все виды разборов.
Урок русского языка в 113 классе
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (С-ЕГЭ)
Цели урока:
Обобщение знаний по теме: “Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложениях”
Подготовка к написанию сочинения рассуждения (задание С из ЕГЭ)
Ход урока
Комплексный анализ текста
1) Русская литература всегда жила проблемами человечности проблемами совести и сострадания и в числе писателей поставивших в центр своего творчества тему взаимосвязи памяти и нравствеой жизни человека можно назвать Ф. Абрамова. 2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину что без высоких (духовно) нравствеых цеостей и обогщёых сегодняшней практикой национальных традиций Россия нкогда (не) будет ни великой ни свободной. 3) Поэтому в повести “Поездка в прошлое” автор говорит о совест и чест долге проявленном не только в экстрмальных условиях но и повседневной жизни.
4)Заглавие повести должно подвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни. 5) Долгое время мы првыкали мечтать о будущем делая его смыслом нашего существования и уходя от насущных проблем настоящего. 6) Но прошлое всегда с нами и оторватся от него (не) возможно в нем и память поколений и наши собствеые прступления перед совестью которые (не) могут растворится во времени и прошлое становится нашим судьёй самым грозным и бепощадным.
7) По мнению писателя обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека так как совесть это память к которой прсоедняется моральная оценка соверше.ого. 8) Именно поэтому будущее нашего Отечества будет зависть от тех до кого всё же достучалась наша российская память.
(По Распутину)
I. Объявление темы и цели урока
II. Опрос
1) Работа с эпиграфом (записано предложение без знаков препинания и с пропусками на месте орфограмм 1 человек у доски)
Совесть – сила, которая сдрает с человека всё (не)гативное: и эгизм, и затхлость, и равнодушие (Федор Абрамов).
- Вставить орфограммы на месте пропусков, объяснить написание.
- Расставить знаки препинания, объяснить их. Вычертить схему однородных членов.
- Дать характеристику предложения (общую).
- Рассказать о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2) Чтение текста (работа с классом)
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Прочитайте выразительно текст.
3) Беседа по тексту
- о чем говорится в тексте?
- как можно озаглавить текст?
4)Орфографическая пятиминутка
- Вставить пропущенную букву в указанных словах:
I вариант – в 1абзаце,
II вариант – во 2,3 абзацах.
- Какие слова показались наиболее трудными для написания?
- Какие виды орфографии повторили?
5) Проверка работы у доски (с эпиграфом)
III. Самостоятельная работа (по вариантам):
Задания по тексту (по основным разделам курса русского языка)
I в.
1. Сделать синтаксический разбор предложения №1 (расставить знаки препинания, дать характеристику, вычертить схему)
2. Разобрать по составу слово – сострадания.
3. Выписать из предложения словосочетание со связью – согласование.
II в.
1. Сделать синтаксический разбор предложения №2.
2.Сделать морфологический разбор слова - истину
3. Выписать из предложения словосочетание со связью – примыкание.
III в.
1.Сделать синтаксический разбор предложения №3
2. Указать количество звуков и букв в слове – сердца.
3. Выписать из предложения словосочетание со связью – управление.
Вопросы по теории:
– Какие члены предложения называются однородными?
– Когда ставится запятая между однородными членами предложения?
– Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?
- Чем обусловлена высокая насыщенность текста однородными членами? (они помогают привлечь внимание читателя в проблемам, поднятым в тексте)
Ваша задача - на примере анализа текста В. Распутина научиться и в своем сочинении-рассуждении по данному тексту использовать однородные члены с той же целью, что и писатель.
IV. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста
1. О чем говорится в тексте? (тема текста)
Автор в своей статье размышляет о:
взаимосвязи памяти и нравственной жизни человека;
о роли памяти в жизни человека;
о человеческой душе.
2. Какое название точнее всего отражает главную мысль текста?
1) Важнейшая духовная потребность человека.
2) Память и совесть
3) Роль прошлого в нашей жизни.
3. В каких предложениях выражена главная мысль текста?
1) № 2,7
2) № 3
3) № 6
4) № 1
4. В чем, по мнению В. Распутина, состоит главная заслуга Ф. Абрамова?
1) Абрамов раскрывает “нравственное” значение понятия “память”: человек с памятью – это человек с душой, а беспамятный лишен способности совершать добрые поступки.
2) Показывает губительное влияние зла на душу человека.
3) Объективно изображает прошлое.
5. Какое высказывание правильно отражает позицию автора?
1) Автор развивает мысль о нравственной сущности памяти: человек, лишенный способности помнить, становится безответственным, он утрачивает связь с прошлым, он не думает над тем, как отзовется его поступок в будущем.
2) Память является важнейшим свойством бытия.
3) Память – это просто способность запоминать.
6. К какому выводу нас подводит автор?
Автор подводит нас к тому, что память и совесть, память и душа – это близкие понятия. Обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека, и будущее нашего Отечества зависит от тех, кто умеет помнить.
Прошлое и будущее неразрывно связаны.
Надо забыть прошлое, если в нем были неприятные события.
7. Укажите стиль и тип речи текста.
1) Публицистический, повествование.
2) Художественный, описание.
3) Публицистический, рассуждение – размышление.
4) Художественный, рассуждение.
8. Какие из указанных средств выразительности помогают автору ярче выразить свою позицию?
1) Оценочные эпитеты.
2) Оксюморон.
3) Смысловые антонимы.
4) Ряды однородных членов.
5) Олицетворения.
6) Сравнения.
7) Вводные слова.
8) Неполные предложения.
V. Повторение сведений о сочинении-рассуждении.
- Как строится сочинение рассуждение?
- В результате коллективной работы записываем следующую схему сочинения-рассуждения:
Сочинение-рассуждение
Вступление
Тема текста
Главная мысль текста
Проблемы, поднятые автором текста
Основная часть
Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?
Как главная мысль текста развивается далее?
Каково отношение автора к поднятой им проблеме?
Какие средства художественной выразительности позволяют автору ярче выразить свою позицию?
К какому выводу приводит нас автор текста?
Заключение (свое отношение к поднятым проблемам + аргументы)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. Распутина.
В тексте (на листках) расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы (если все задания не успели выполнить на уроке).
Дополнительно для сильных учащихся:
Указать № предложения, соответствующего схеме, расставить в нем знаки препинания.
Рисунок 115