Конспект открытого занятия в объединении «Тестопластика» Тема: «Божья коровка из солёного теста»
Конспект открытого занятия в объединении «Тестопластика»
Тема: «Божья коровка из солёного теста»
педагог дополнительного образования:
Костарнова Ольга Александровна
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: традиционная.
Цель: Научить основным способам лепки божьей коровки из соленого теста.
Задачи:
образовательная: обучить способам лепки из солёного теста; ознакомить с характерными признаками насекомого (голова, брюшко, точки на жестких крылышках).
воспитательная: воспитывать любовь к окружающему, умение видеть прекрасное во всем многообразии, умение высказывать точку зрения, воспитать навыки аккуратной работы с солёным тестом, стеком и кистью.
развивающая: развивать кругозор, усидчивость, наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
Методы: словесные, наглядные, демонстрация схем, использование ТСО, практическая работа.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.
Деятельность учащихся: изучение нового материала, самостоятельная творческая деятельность (в процессе лепки).
Средства обучения: соленое тесто 2-х цветов (черное и красное), стеки, салфетки, кисти, стаканчики с водой, зеленые листья из картона, черный фломастер, черный и белый бисер, кусочки лески, схема «Этапы выполнения лепки божьей коровки», черный и белый хлеб, готовый образец божьей коровки, презентация о насекомом.План занятия:
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
3. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Практическая работа.
6. Физкультминутка.
7. Продолжение практической работы.
8. Выставка и просмотр работ. Уборка рабочего места.
9. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ольга Александровна Костарнова, и сегодня мы с вами познакомимся с приёмами лепки из соленого теста.
Мотивация.
Педагог: Ой, ребята, а что это у нас на столе? - два кусочка хлеба: черный и белый. Интересно откуда это? Ребята, как вы думаете, кто это принес?
Варианты ответов детей.
Педагог анализирует ответы детей и дает следующую подсказку – загадку.
- Давайте я вам немного подскажу.
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
Варианты ответов детей.
Педагог: Верно Божья коровка.
На экране появляется презентация божьей коровки.
Педагог: Все помнят присказку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого»? Наверное, это она и принесла нам хлеб?
- А вы встречались с божьей коровкой когда-нибудь, ребята?
- Где же можно встретить этого красивого жучка?
Варианты ответов детей.
Педагог: В саду или в лесу, на огороде, в поле или на лугу всегда можно встретить божьих коровок, летающих в самые жаркие часы суток.
- Почему же божью коровку так назвали, вы знаете, ребята?
Варианты ответов детей.
Педагог: Мало кому маленький жучёк может напомнить бурёнку, пасущуюся на лугу. Происхождение такого названия связано с тем, что божья коровка может давать молоко, причем не обычное, а рыжее. Такая жидкость выделяется в случае опасности из пор на сгибах лапок. Она очень неприятна на вкус и имеет отпугивающий врага запах.
Редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое случается, она долго чистит клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»
- И, все-таки, почему именно «божья»?
Варианты ответов детей.
Педагог: По древним поверьям, коровка напрямую связана с Богом, так как большую часть своей жизни она проводит в воздухе на высоте. Кроме того, это насекомое выполняет роль настоящего посланца, у неё можно узнать, какая будет погода и удастся ли урожай.
- А чем же она питается?
Варианты ответов детей.
Педагог: Питается божья коровка вредителями сада – тлёй. В день она может уничтожить до сотни таких вредителей.
- А вы знаете, куда деваются божьи коровки с приходом холодов?
Варианты ответов детей.
Педагог: Зимуют коровки в лесной подстилке, под комками почвы, под корой деревьев, под корнями и в других укрытиях.
Фронтальная беседа с детьми – анализ божьей коровки (примерные вопросы):
- Скажите, а какие характерные черты вы можете выделить у божьей коровки?
- Какие части тела можно выделить?
- Какую форму имеет голова?
- Какого цвета голова?
- Какую форму имеют крылья?
- Какого они цвета?
- Сколько лапок у божьей коровки?
- Как они расположены?
- Сколько усиков у божьей коровки?
Педагог указывает и презентует божью коровку: Итак, божья коровка имеет черную овальную голову, овальное выпуклое тело красной окраски с черными точками, 6 лапок и 2 усика. Много интересного мы с вами узнали о божьей коровке, но я хотела бы вам показать ещё и одну историю об этом замечательном насекомом. Посмотрим ребята?
Презентация мультфильма о божьей коровке.
Фронтальная беседа с детьми о мультфильме (примерные вопросы):
- Понравился вам мультик, ребята?
- Как вы думаете, чему учит нас этот мультик?
- Скажите, как себя ощущала коровка в коробке?
- А чего ей не хватало там?
- Жалко вам стало маленькую букашку?
- А вы ловили когда-нибудь маленьких беззащитных насекомых?
- А будите ещё ловить?
- Так чему же вас научил этот мультик?
- Правильно – бережней относиться ко всему, что нас окружает, ведь каждая букашка – это живое существо, которому может быть и больно, и страшно, и у него, возможно, есть детки, которые ждут и любят его! Верно?
Актуализация знаний и способов действий, конструирование.
А теперь давайте слепим из цветного соленого теста композицию «Божья коровка»
Скажите сколько цветов теста нам понадобится для того что бы слепить Божью коровку?
Варианты ответов детей.
Педагог : Верно, нам нужно только 2 цвета. Красный и черный.
Все видят перед собой принадлежности? Давайте проверим, что у нас имеется. Перед вами стоят коробочки с тестом красного и чёрного цвета, бисер белого и чёрного цвета, кусочки проволоки ( по 1 на каждого), зелёные листочки из картона, стаканчики с водой (аккуратно, не пролейте её), стек и кисточка(по 1 на парту), – это колющие предметы, поэтому обращайтесь ними аккуратно и не крутите в руках, а берите только по надобности.
Итак, а пока сядьте ровно на стульчиках, спинки ровно, ручки перед собой, давайте посмотрим, как мы с вами будем лепить нашу божью коровку.
Презентация техники выполнения работы:
Показ техники выполнения работы сопровождается рассказом педагога.
Скатывание красного кусочка теста кругообразными движениями ладоней до получения колобка.
Раскатывание, получившегося красного колобка, до яйцевидной формы.
Скатывание черного кусочка теста кругообразными движениями ладоней до получения колобка.
Раскатывание, получившегося черного колобка, до яйцевидной формы.
Перенос заготовки из красного теста на зеленый листок и сплющивание.
Перенос заготовки из чёрного теста к красному и соединение их, используя воду.
Продавливание указательными пальцами луночек для глазок, вставка белого бисера в центр лунок.
Нанести стекой полоску: отделение крыльев.
Работа с бисером: нанесение в виде точек на крыльях.
Работа с леской: усы.
Рисование черным фломастером ножек на листочке и подписываем работу.
Пальчиковая гимнастика:
Педагог: Ну что, ребятки, давайте немного разомнём наши пальчики и приступим к работе? Повторяйте за мной.
Божья коровка, красная спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
(Пальцы сжаты в один кулачок)
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
(Пальцы обеих рук бегают по столу)
К пахнущему медом
Яркому цветку.
(Ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Практическая работа.
Педагог: Вы немного отдохнули, подготовили свои пальчики к работе, а теперь самостоятельно, каждый сделает свое насекомое.
Показ слайдов поэтапно. И выполнение практического задания.
Педагог: Берём кусочек теста красного цвета…
*В процессе выполнения лепки педагог контролирует действия каждого ребенка, если возникли сложности помочь выполнить задание. По желанию, ребенок может дополнить некоторые элементы в своей работе.
Физкультминутка.
Педагог: Итак, ребята, все справились с заданием? Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнёмся немного. Встаем из-за своих рабочих мест и повторяем за мной.
Божья коровка, черная головка,
Улети на небко, принеси нам хлебка,
Если дождик, то сиди,
Если солнышко лети.
(Во время физкультминутки дети произносят слова и выполняют движения.)
- А сейчас ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Сядьте ровненько, ручки подружились, глазки смотрят на меня. Продолжаем нашу работу.
Продолжение практического задания.
Выставка и просмотр работ. Уборка рабочего места.
Ребята, какие вы у меня молодцы - все справились с заданием? Умнички, теперь прибираем рабочие места, складываем принадлежности в коробочки, а затем свои поделки выставляем на выставочный стол. Давайте все полюбуемся нашими божьими коровками! Какие замечательные они у нас получились – яркие, симпатичные, добрые и счастливые! Присаживаемся на свои места.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Фронтальная беседа с детьми (примерные вопросы):
- Сегодня все вы справились с заданием, молодцы, я горжусь вами.
- Скажите, а вам было трудно сегодня или легко?
- Весело или грустно вам было на занятии?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Все запомнили, как меня зовут?
- Надеюсь, что сегодня у вас у всех было хорошее настроение.
- Мне с вами тоже было очень интересно и легко сегодня?
- В преддверии праздника пасхи мы с вами сделали таких красивых божьих посланцев, вы можете забрать их и принести домой, как символ света и добра. И пусть в ваших домах всегда будет любовь и благополучие.
- На этом наше занятие подошло к концу, до свиданья.
Примерная схема самоанализа занятий:
1. Общие сведения о занятии:
краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия и др.
2. Тема занятия:
место в учебном курсе;
степень сложности в целом и для данной группы в частности.
3. Цель занятия:
образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
4. Содержание занятия:
соответствуют ли цели занятия;
проведена ли его дидактическая обработка;
развивает ли творческие способности детей;
способствовало ли развитию интереса к обучению;
формированию каких знаний и умений способствует.
5. Тип занятия:
какой тип занятия избран;
как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
6. Структура занятия:
этапы занятия;
их последовательность;
как обеспечивалась целостность занятия.
7. Методы обучения:
соответствуют ли цели занятия;
в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
какова их эффективность.
8. Система работа педагога:
умение организовать работу детей;
управление группой;
определение объёма учебного материала;
поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы обучающихся:
организованность, активность;
отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
умение творчески применять знания и умения.
10. Общие результаты занятия:
выполнение запланированного объёма;
степень реализации цели занятия;
общая оценка результатов и эффективности знания;
саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Итак, а пока сядьте ровно на стульчиках, ручки подружились, глазки смотрят на меня.
Пальчиковая гимнастика:
Педагог: Ну что, ребятки, давайте немного разомнём наши пальчики и приступим к работе? Повторяйте за мной.
Божья коровка, красная спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
(Пальцы сжаты в один кулачок)
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
(Пальцы обеих рук бегают по столу)
К пахнущему медом
Яркому цветку.
(Ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Физкультминутка.
Божья коровка, черная головка,
Улети на небко, принеси нам хлебка,
Если дождик, то сиди,
Если солнышко лети.
(Во время физкультминутки дети произносят слова и выполняют движения.)
- А сейчас ребята садитесь, пожалуйста, на свои места.
Сядьте ровненько, ручки подружились, глазки смотрят на меня. Продолжаем нашу работу.
Продолжение практического задания.
Выставка и просмотр работ. Уборка рабочего места.
Ребята, какие вы у меня молодцы - все справились с заданием? Умнички, теперь прибираем рабочие места, принадлежности передаем на первые парты, а свои поделки выставляем на выставочный стол. Давайте все полюбуемся нашими божьими коровками! Какие замечательные они у нас получились – яркие, симпатичные, добрые и счастливые!
Итог занятия. Рефлексия.
Фронтальная беседа с детьми (примерные вопросы):
- Сегодня все вы справились с заданием, молодцы, я горжусь вами.
- Скажите, а вам было трудно сегодня или легко?
- Весело или грустно вам было на занятии?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Все запомнили, как меня зовут?
- Надеюсь, что сегодня у вас у всех было хорошее настроение.
- Мне с вами тоже было очень интересно и легко сегодня?
- В преддверии праздника пасхи мы с вами сделали таких красивых божьих посланцев, вы можете забрать их и принести домой, как символ света и добра. И пусть в ваших домах всегда будет любовь и благополучие.
- На этом наше занятие подошло к концу, до свиданья.