Литература, 11 класс.Лекция Валентин Распутин — рыцарь нравственного пафоса
Валентин Распутин-рыцарь нравственного пафоса. Лекция на уроке литературы, 11класс
Валентин Распутин. Писатель, гражданская позиция которого заслуживает уважения и восхищения. Он страстный проповедник добра, нравственности, сохранения семейных устоев, традиций, а вместе с тем активный борец против насилия и несправедливости. Творчество Распутина в высшей степени гуманно, так как пером писателя водит любовь к человеку и боль за него.
Распутин как писатель состоялся в годы застоя (так любим мы теперь называть семидесятые годы). Сначала появились рассказы писателя(позже он от них откажется),а потом одна за другой четыре повести, принесшие ему известность и славу: «Деньги для Марии»(1967г.), «Последний срок»(1970г.), «Живи и помни»(1976г.), «Прощание с Матерой»(1976г.).Следует в этот же ряд поставить замечательный рассказ «Уроки французского», который, право, стоит иного романа!
Счастливая литературная судьба? Все критики наперебой кричали об этом. Но критики поспешили. Недаром древние греки говорили: «Не хвали утро, пока не наступил вечер».Внезапно Распутин замолчал на целое десятилетие, а кончилось это молчание совершенно неожиданной для его предыдущего творчества, яростно публицистической повестью «Пожар»(1985г.).А далее - ряд очерков, в которых неприкрытая боль за судьбу не только отдельно взятого человека, но и (а это самое главное!) за судьбу общества, Родины, России, борьба за сохранение русской самобытности.
Как пришел к этому Распутин? По-моему, он был таким всегда. Вернемся к первым повестям .Дарья в «Прощании с Матерой»-- старая женщина, душа которой стонет, не желая покидать свою малую Родину., не желая видеть затопленными и родные дома, и родные могилы. Мудрый психолог, писатель показывает, как разрушается не только Матера, но и отеческая мораль. Дети и внуки бывших крестьян становятся «перекати – поле», в их сердцах нет тяги к отчему дому, сегодня они на одной стройке, завтра- на другой. А что ждет их дальше? Безликая квартира в каком – либо безликом городе, состоящем из «хрущоб», и ничего святого в жизни. Так Распутин уже в этой повести дает ясный ответ на вопрос, который в свое время задавал и Шукшин: «Что же с нами происходит?»Ответ точен: корни человеческой безнравственности – в безнравственности общества и тех ситуациях, которые оно, это общество, создает. Нельзя разрушить крестьянское село, это человеческое общежитие, и остаться нравственным. Поэтому Дарья - «носительница нравственного капитала, растраченного ее благополучными, но непутевыми детьми», по словам Генриха Митина. Получается, что Дарья одна выступает против всех, нравственная личность против безнравственного общества уже тогда, за десять лет до «Пожара».Как же не разглядели критики за согбенной спиной старухи поддерживающего словом и делом писателя? Ведь он открыто выступал и в печати, и перед разными аудиториями против проекта поворота северных русских рек и за спасение жемчужины Сибири –озера Байкал. И «Прощание с Матерой» -протест против варварского уничтожения великих сибирских рек и родной
земли. В этом публицистичность повести, правда, не такая яростная и открытая, как в повести «Пожар», но ясно видимая.
И вот мы слышим разговоры у постели Анны, видим ее детей, собравшихся в кои веки навестить умирающую мать.(«Последний срок»).Умирающая несет в себе тот же заряд нравственной силы и чистоты, что и Дарья. Валентин Распутин, описывая смерть старухи, ставит проблему духовного распада семьи. «Что хочет узнать, увидеть Анна в свой последний срок? Каково истинное лицо ее детей и внуков в том свете, что излучает Анна? Вот это –тема Распутина, лейтмотив его повестей,»- пишет Генрих Митин. Писатель сочувствует Анне и не жалеет сарказма для ее деятельных детей и внуков. Новое в жизни в его освещении оказывается негативным, а в старом открываются глубокие ценности.
Читателю особо импонирует то, что героини Распутина – женщины. Видимо, прочные нравственные устои нашел он в русской женщине, женщине – матери, женщине – жене, хранительнице очага. Писатель проявляет себя в какой – то мере моралистом, проповедником. Источником нравственного пафоса стала опять - таки не радость, а боль. Боль за женщину, за ее страдания и сделала Распутина «рыцарем этого пафоса, его донкихотом».Нельзя не вспомнить о героине повести «Живи и помни». Настена не может вынести своей нравственной раздвоенности. Ее гнетет чувство постоянной, непреходящей вины. Она оказывается виноватой перед всеми: и перед свекром, и перед односельчанами, но, прежде всего, перед собой. Умом она понимает,что Андрей – дезертир, сердце же знает одно: он ее муж, отец ее будущего ребенка. Сердце оказывается сильнее рассудка. Не может Настена предать мужа, и ей ничего не остается, как броситься в воду. Писатель далек от мысли оправдать Андрея Гуськова, по законам военного времени виновна и сама Настена, но Распутин, рассказывая эту трагическую историю, отдает свои симпатии Настене как личности, которая жизнью платит за радость и любовь. И мы с ним в этом солидарны. Один критик , размышляя о судьбе Настены, написал: « Как мало человеку нужно счастья , если это настоящее счастье, чтоб он заплатил за него даже жизнью!»Хочется продолжить: а много ли сейчас таких людей?
Общество изменяется, и не всегда в лучшую сторону. Оно давно живет по законам двойной морали, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Пожар в Сосновке – яркий тому пример. Повесть «Пожар» - это «художественная модель нашей жизни в прошлом и отражение пожара в душе писателя – гражданина». Этот «пожар в душе» превратил Распутина в яростного публициста, разоблачающего все то, что уродует лик родной природы и общества, что развращает людей. « Пожар для писателя – символ , огненный знак беды, неизбежное следствие все возрастающего неблагополучия в жизни»( Г.Митин)
Изменилось ли в обществе что- то за последние годы? Несомненно. Однако агрессивность, злоба, двойная мораль по-прежнему живучи. Распутин остается проповедником нравственности, «переустраивающим народную душу через воспитание народного сознания» Его гражданская позиция проявилась в серии исторических очерков, посвященных России, русскому народу, самой русской идее. Он верит в становление духовного здоровья нации и по–прежнему нравственно–взыскателен и бескомпромиссен.
Его произведения, дышащие глубокой искренностью, правдой жизни, состраданием, помогут, несомненно, возрождению общества.