Классный час по теме Великой Отечественной воны Фронтовые письма
Классный час «Фронтовые письма»
3 класс
Цель: 1.формировать представление о жизни в военное время через фронтовые письма и военную лирику.
2. развивать выразительность, внимание, все виды речевой деятельности через чтение, говорение.
3. воспитывать у мл. школьников чувство любви, гордости, уважение за своё отечество, чувство патриотизма.
Техническое сопровождение
1. фонограмма песни
2. видеофильм «Фронтовые письма»
3. презентация «Фронтовые весточки»
3. фонограмма песен «Школьный вальс», «Священная война», «Землянка», «
Вступительное слово (1 слайд)
- Какой знаменательный праздник мы отмечаем в мае?
- Когда началась В.О. война? ( 22 июня 1941г)
- Сколько лет длилась эта война? 4года
- Когда наш народ отмечает День Победы? 9 мая
- Как люди узнали о событиях войны? (через очевидцев, фильмы, книги, документы, письма)
- Зачем люди стали изучать документы, письма с фронта?
- Сегодня тема нашего кл.часа «Фронтовые письма». Через письма, стихи мы попробуем заглянуть в военное время прошлых лет и попробуем узнать, о чём писали люди, что чувствовали, какими мыслями делились.
– В ходе всего урока мы будем читать стихи, беседовать, а вы записывайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушайте и запоминайте. Эту запись вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах.
– Разделите лист бумаги на 2 части: в первый столбик вы будете записывать все слова, которые вас радуют, а во второй – огорчают.
Ведущий
Год 1941 – июньСтрана жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано
Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано.
1. ИюньКлонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2. Июнь: Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мая.
( звучит вальс танец, мелодия обрывается голос Левитана о начале войны, звучит «Священная война».) (2 слайд)
2. Основная часть
Инсценировка
1. Вы помните этот день?
2. А вы?
3. Война – 4 года.
1. 1418 дней.
2. И 20 000 000 погибших русских людей.
3. Это значит 22 человека на каждые 2м земли.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
(3 слайд) (звучит фонограмма «Землянка»).
1-ый пишет письмо на планшете
2-ой варит в котелке
3-ий чистит автомат
« Толик, привет! Скоро к тебе так просто не обратишьсяТолько «товарищ лейтенант», и не иначе. А если честно, то я тебе завидую. Бьёшь эту сволочь. Наши уже почти все там, несколько девчонок, а тут
Я не знаю, писали тебе или нет – Таня погибла. В это не возможно поверить, её расстреляли. Ну, ничего, они ещё получат»
Ведущий
Всё меньше остаётся тех, кто может рассказать, о чём думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.
Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы всё чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом
Письма с фронтаДокументы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далёкими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал
(4 слайд) (чтение стихов детьми)
На улице полночь. Свет догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне,
Сестрёнка родная
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвётся такая любовь!
Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Ты дом родной видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной
Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,
И в дом только радость войдёт.
И как – нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу, прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма,
как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтём.
Письма, которые сегодня прозвучат, взяты из архивов, книг, документов. Вот кусочек жизни Завьяловой Анны Васильевны. Она уже как 5 лет умерла, но её помнят внуки, дети, которых она учила.
Презентация
Завьялова Анна Васильевна1918-2004 гг
Анна Васильевна - ветеран труда. Во время войны Анна Васильевна работала учителем в родной деревне Пищевке, что находится недалеко от Шахи. В тылу Анна Васильевна и ее ученики высаживали и собирали урожай, чтобы потом отправить его на фронт. К этому урожаю относились рожь, пшеница, лен.Анна Васильевна получала много писем от брата и мужа, которые ушли на войну и так и не вернулись. Узнав, что муж погиб, она даже отправила письмо его бывшему командиру с просьбой уточнить, правда ли это. И это оказалось самой горькой для нее, но правдой.Учительницей она так и работала всю свою жизнь, до пенсии. Семьи у нее, кроме внуков и сестер, не осталось: муж и братья погибли на войне, а дочь умерла. Зато остались внуки и правнуки, с которыми она виделась каждый год.
Завьялов Александр Андреевич, был призван на войну ровно через месяц после ее начала, 22 июля 1941 года, он был старшиной.Александр Андреевич часто писал с фронта жене письма. В них он рассказывал, как скучает по ней, по Родине, по дому. Его жена, Анна Завьялова, однажды даже приезжала к нему на фронт, навестить.К сожалению, он не дождался окончания войны. Пройдя практически всю войну от Горького до Латвии, уже зимой 1945 года он погиб в результате удара осколком во время боя. Эту фотографию Александр прислал Анне в 1942 году, вместе с письмом.Он был похоронен в братской могиле, в деревне Яунауце в Латвии. Анна Васильевна долго не могла найти, где похоронен муж, но благодаря письму от командира нашла.Александр Андреевич за время службы получил "Медаль за боевые заслуги".
Фрагмент письма с фронта (отправлено Александром Андреевичем Завьяловым):"...Пишу и слышу, что где-то поют очень хорошую песню. И так на миг все-все забыто, отдаешься на мгновенье чему-то непонятному, прошлому. Как хотелось бы в эту минуту видеть вас, как хотелось бы быть с вами, но это только мечта, которая застряла в памяти..."
Фрагмент письма Александра Андреевича Анне Васильевне:"...Помни, Нюра, какого бы ты мнения не была обо мне, но я верю Родине, верю вам. В трудную минуту я не в силах опозорить Родину, родных и себя. Приказ Сталина - это есть ваш приказ, приказ народа, братьев, сестер, жен, матерей, отцов. Очистить родную землю - вот наша боевая задача, вот наш приказ..."
Фрагмент письма брата Анне Васильевне:"...Вчера, 19 сентября был для меня радостный день, в этот день я получил правительственную награду, в этот день меня командование и правительство Советского Союза наградило "Медалью за боевые заслуги". Ведь послушай, моя милая, меня, деревенского человека, когда-то тихого, скромного эта большая награда воодушевила на дальнейшую службу..."
Ведущий
Письма фронтовиков как бы отодвигают перед нами завесу времени, позволяют увидеть их такими, какими они были, когда торопливо, привалясь к стенке окопа, а то и просто на колене
·писали свои скупые строки. В них старались ободрить близких, знакомых, поделиться чувствами и мыслями.
-Это стихотворение написал Расторопов Александр Александрович , дедушка нашей ученицы.
Ученик
«Товарищ!
Где ты был 1 сентября?
Может, шёл в атаку? Может, лежал в обороне? В ЭТОТ ДЕНЬ Я ЕХАЛ НА ФРОНТ И ВИДЕЛ ТО, чего никогда не забуду.
Шли дети в школу. Чистенькие, нарядные, торжественно, с сумками и портфельчиками, бережно несли чернильницы в бумажках, и ручонки их были уже закапаны синими чернилами.
Мимо них проносились военные машины, проходила артиллерия. Над ними пролетали самолёты. Они закидывали кудрявые головки, бесстрашно глядели в небо: наш или не наш? Они приветливо махали ручонками нашим и показывали кулачки врагу. И продолжали свой путь в школу.
И каждый мальчик – вихрастый, смелый, сероглазый – был похож на твоего сына, товарищ. И каждая девочка – курносенькая, быстроглазая, с косичками, что мышиные хвостики, была точно моя дочка.
Товарищ! Если ты любишь Родину и своего сына, дочь, - бей, без пощады бей, без жалости бей врага!»
Сентябрь 1941год военный корреспондент.
В минуты отдыха солдаты писали письма, разговаривали о родном доме и пели песни. Такие милые и родные фронтовые весточки.
_______________ песней «_________________________»
Инсценировка
Давайте представим, что мы, живущие в 21 веке, нашли письмо из 19 века. Представим, как это письмо писали наши сверстники тогда.
1. Я шлю тебе письмо из 41
Взгляни на снимок, сверстник дорогой,
На нем я вместе с нашими ребятами.
Ты посмотри, какой я молодой.
2. Спецкор газеты фронтовой
Нас высмотрел
И щёлкнув «лейкой», адрес взял с собой,
А мы пошли, пошли туда, где выстрелы
- Девочки, нам письмо пришло. От моего брата с фронта. Хотите прочту?
- Да, да, конечно.
Девочка начинает читать остальные стоят рядом.
«Здравствуйте, мои дорогие, большой вам привет с фронта.
Девочка замолкает, выходит солдат
большой привет с фронта, сегодня затишье, у меня есть минута написать вам. Я часто думаю о вас, особенно о младшей сестрёнке и её одноклассниках. Есть у меня для них одна история и пусть Соня обязательно прочтёт эти сроки друзьям: недавно к нашему полку прибился мальчик. Молчаливый, глаза блестят, одежда на нём порванная. Голодный, измученный. Сказал, что эшелон их разбомбили. В кармане – остро отточенный нож. Маленький беспризорник. Командир сказал:»Что мне делать с тобой, парень? Ты же меньше винтовки!» А он:»Я воевать хочу!» и кулаки сжимает. Оставили мы парнишку у себя, одели его, накормили. Отправили его санитаром в медсанчасть. Вижу, что нелегко ему. Ребёнок без детства, детства его фашист лишил. Так вот, вы ребята, живущие далеко в тылу, не вздумайте убегать на фронт. Здесь воевать надо. А вы в тылу нужны, вместо нас! Вы – помощники!
1. –Ну, вот на этом и заканчиваю своё письмо. Остаюсь всегда ваш брат и сын. Николай Иванов
Р.S. Соня, передай большой привет нашей классной руководительнице Фаине Васильевне.
2. –А от моего отца нет никаких известий.
3. – Будет, будет письмо. Я это точно знаю, не переживайте.
1. – А мы опять ушли туда, где выстрелы
2. – Где взрывы бомб и мин зловещий вой
3. – Пошли вперёд, чтоб выдержать, чтоб выстоять
Все вместе пусть даже самой страшною ценой.
2. Многие из выпускников того страшного 41 года не вернулись домой к своим мамам, младшим братьям и сёстрам.
3. Мы, живущие в 21 веке, ученики, будем помнить о них всегда.
Ведущий
Самым счастливым был дом, в который пришёл долгожданный треугольник.
Каждый, кто получал заветную весточку с войны, согласится со словами Анны Александровны Песковой, сестры погибшего капитана Петухова, которая пишет: « Письма с фронта были для нас, без преувеличения могу сказать за всех, духовной пищей, радостью и большой надеждой на счастливое возращение родного человека домой».
Ученики
Эдуард Асадов
Письмо с фронта
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Не много лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровую двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Показ фильма «Фронтовые письма»
3.Заключение
В заключение нашего классного часа хочется прочитать письма, которые писали наши ученики в прошлый век фронтовикам, детям войны. Они своими письмами постарались ободрить, поддержать, сказать слова благодарности этим героическим людям.
Приложение к фильму
Письма с фронта: В годы войны это единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков, узнать скромную правду о страшных для всей страны днях. Читая в канун праздника эти письма, мя отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливое детство.
Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.
Пусть каждый, кому приходиться трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее.
Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.
Советские солдаты отстояли свободу. Они добыли победу. Они принесли счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда, будем помнить о них.
Наутро будет грозный бой.
Мне сердце говорит само,
Что может, я сейчас пишу
Свое последнее письмо.
Наутро будет шквал огня.
В окошко малое сейчас
На солнце красное гляжу
Я, может быть, в последний раз.
Я буду сокрушать врага
И как поэт и как солдат.
А коль погибну - жизнь мою
Мои детишки повторят.
Останется весь внешний мир-
Благоуханные сады
И на полянах меж цветов
Мои останутся следы.
Не надо плакать надо мной
Ведь это словно песнью спеть-
За счастье родины своей
На поле бое умереть.
Отгремела война, уже давней историей стала,Но никак не отпустит тревожную память бойца.От фугасов и мин мы очистили наши кварталы, Но какой же сапер разминирует наши сердца?В. Кочетков
Лежат в шкафу отцовские медали,
А наши дети ходят в детский сад.
А мы признаться, лишь в кино видали,
Как бьёт в броню осколочный снаряд.
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано
Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано.
3.Заключение
(В заключение нашего классного часа я предлагаю вам написать письмо на нашу тему «Фронтовые письма». Отправить письмо в прошлый век фронтовикам, детям войны. Вам помогут те слова и выражения, которые вы записывали сейчас. Своими письмами постарайтесь ободрить, поддержать, сказать слова благодарности этим героическим людям.)
В заключение нашего классного часа хочется прочитать письма, которые писали наши ученики в прошлый век фронтовикам, детям войны. Они своими письмами постарались ободрить, поддержать, сказать слова благодарности этим героическим людям.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Загребина Светлана Константиновна учитель начальных классов первой категории школы №28 г.Кирова
15