Конспект урока литературы в 11 классе на тему Любовная лирика Сергея Есенина
Конспект урока литературы в 11 классе на тему:
«Любовная лирика Есенина»
Цели урока:
показать динамику развития любовной лирики Есенина;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.
Итак, тема урока – любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах.
Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-1925 гг.) – попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы.
2.Чтение и комментирование стихотворений.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ»
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью: Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне. Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы».
Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ,
которое перетекает в мысль героя о Родине
Шаганэ ты моя, Шаганэ, Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе: Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому что я с севера, что ли.
И третья строфа становится композиционным центром произведения: Я готов рассказать тебе поле. Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи — Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы. В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине: Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»: Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальный.
Но неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шагане.
«На тебя она страшно похожа…» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? О ком «думал» и «скучал» поэт, находясь на Кавказе? Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении идет о Галине Бениславской . Большинство писем, написанных Есениным во время пребывания на юге, адресовано Галине Артуровне Бениславской .
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.
3.Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты на столах учащихся.
Прослушивание поэмы.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924 г.) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
- Какова основная тема этого произведения? (Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)- Сколько частей в поэме? (Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).- Как называется этот прием? (Антитеза – художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.)- От какого лица идет повествование? (От первого)
Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».
- Чего искал герой? (Понимания, любви).
Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности – «вольность и светлый труд».
Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне…
Живите так,
Как вас ведет звезда…
4.Заключение. Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…», «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой. (Звучат романсы, песни в исполнении Н. Кадышевой).
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!
8. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Есенина.