Тема урока по литературе: Любовная лирика Сергея Есенина.


ФИО: Аникина Лидия Ивановна
Предмет: литература
Класс 11
Тема урока: "Любовная лирика Сергея Есенина".
Тип урока: урок-исследование.
Форма работы: групповая.
Оборудование: компьютер; мультимедиа-проектор; интерактивная доска; презентация, посвящённая любовной лирике С. Есенина; выставка книг со сборниками стихотворений поэта; стихотворения С. Есенина; аудиозапись стихотворений и романсов на стихи Есенина.
Раздаточный материал: карточки с вопросами-заданиями; таблица «Динамика развития темы любви в творчестве С. Есенина.
Опережающее групповое задание:
1)изучить любовную лирику С. Есенина  обозначенного периода творчества; 2)ответить на вопросы , анализировать, сравнивать произведения, делать умозаключения ;3)подготовить сообщения, выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть.
Цель урока:
Обучающая: показать динамику развития любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств.
Развивающая: развивать активное, творческое, ассоциативное мышление; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; отбирать материал, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения, Воспитательная: пробудить интерес к произведениям русской литературы, стремление открывать глубину чувств лирического героя в поэзии.
                                                                                               Все на этом свете из людей
                                                                                                Песнь любви поют и повторяют.
                                                                                                 С.Есенин                                                                        
                              
Ход урока:
1.Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем уроке. Мы продолжаем изучать лирику Сергея Есенина. К уроку вы получили групповое задание и должны были изучить любовную лирику обозначенного периода творчества Есенина, ответить на вопросы и подготовить небольшие сообщения. Ирина Б. и Илья С.. составили нам презентацию. На уроке будут звучать любимые нами стихи поэта, романсы, сложенные на слова Есенина. Хочу напомнить: успех правильного и красивого чтения заключается не только в знании текста, а в умении вкладывать в них собственные  чувства.
2. Работа по теме урока.
Слайд 3.
Послушаем стихотворение  «Руки  милой - пара лебедей…» в исполнении… (читает наизусть ученик, стр. 187 (1)Руки милой — пара лебедей —В золоте волос моих ныряют.Все на этом свете из людейПеснь любви поют и повторяют.Пел и я когда-то далекоИ теперь пою про то же снова,Потому и дышит глубокоНежностью пропитанное слово.3. Слово учителя.
- Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Есенина. Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем. « Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Она страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди. 
-  Итак, предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.
Слайд 4.
Ваша задача:
Знать: динамику развития любовной темы в стихотворениях поэта, понять, как Есенин чувствует и выражает в слове такое тонкое понятие, как  Любовь к  женщине.
Уметь: самостоятельно отбирать материал к уроку, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения.
- Запишите, пожалуйста,  дату, тему урока.
Слайд 5.А эпиграфом нашего урока являются строки из прочитанного отрывка стихотворения С. Есенина «Руки милой – пара лебедей…»:
                                                                                                   Все на этом свете из людей
                                                                                                   Песнь любви поют и повторяют
                                                                                                    С. Есенин                                                                           
- Как вы понимаете смысл выражения, предложенного в качестве эпиграфа? (Каждый человек в жизни хоть раз да был влюблён, когда он окрылён и ни о чём не может думать, кроме как о любимом или возлюбленной). А если вас ещё не успело посетить это прекрасное чувство, то оно обязательно впереди.
- Итак, тема урока - любовная лирика Есенина.
Слайд 6.
- Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В ней несколько глав. Познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду жизни поэта.  
 Откроем  1 главу нашей книги и назовём её условно «Ранняя лирика».  Определим специфику ранней лирики о любви С. Есенина и можем дать ей собственное название.
1-ая группа заранее получила список произведений С. Есенина и вопросы. Распределяя задания в группе и отвечая на них, она должна анализировать, сравнивать, составить связные сообщения, делать умозаключения. Определить особенности ранней любовной лирики Есенина. Выразительно читать наизусть понравившиеся стихотворения данного периода.
 Сейчас мы познакомимся с 1-ой главой книги и предоставим слово 1-ой группе.
Слайд 7.
Ваша задача: внимательно слушать товарищей и в течение урока заполнять таблицу, которая находится у вас на столах.
«Динамика развития темы любви в творчестве С. Есенина»
Период творчества поэта Стихотворения, соотносимые к данному периоду Адресаты
(кому посвящены) Образ возлюбленной представлен: Чувства лирического героя
Ранняя лирика А.«Подражанье песне», 1910г.
Б.«Выткался на озере алый свет зари…» (1910).
В.«Закружилась листва золотая», 1918 год.
Г.«Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
 1916 год.
Д. «Зеленая прическа»,  
1918.  
1.Анне Сардановской 
2.Марии Бальзамовой
 
 
3.Лидии Кашиной 1. в образе природы
2. в образе берёзки
3. в образе мечты
4. в образе дали 1. светлые,
чистые
2.сокровенные,
нежные
3.восторженные
лирические
4.фольклорные мотивы
Ответы:
А: Б: В: Г: Д:
         
Вывод: Какова специфика (отличительные особенности) ранней любовной лирики Есенина? Вывод:
2. Начало 20-ых годов. Поэтический сборник «Москва кабацкая» А. «Я усталым таким ещё не был», 1923 год.
Б. «Письмо к женщине», 1924 год.
В.«Сыпь, гармоника. Скука…Скука…», 1922 год. 1.Зинаиде Райх2.Не имеет прямых адресатов 1.«свора собачья»
2.любимая
3.милая 1.горечь,
2.душевная усталость,
3.неприкаянность, отчаяние,
4.чувство неудовлетворённости
Ответы:
А: Б: В:
     
Вывод: Какова специфика поэтического  сборника  «Москва кабацкая» Есенина?  Вывод:
 
3. Цикл стихов «Любовь хулигана» А.«Заметался пожар голубой…», 1923 год.
Б.«Ты такая ж простая, как все…», 1923 год.
В.«Не жалею, не зову, не плачу»,1921 год 1.АвгустеМиклашевской1.иконный лик богоматери
2.простая
3.необычная
4.любимая 1.одухотворённость
2.обретение веры, 3.надежды, любви 4.задушевность 5.сожаление
Ответы:
А: Б: В:
     
Вывод: Какова специфика лирики цикла стихов «Любовь хулигана» Есенина? Вывод:
4.«Любовь как песня». А.«Не глядя на её запястья…», 1923 год
 Б.«Шаганэ ты, моя Шаганэ...»,1924 г.
В.«Я спросил сегодня у менялы...», 1924
Г. «Ты сказала, что Саади...», 1924 г. 1.Айседоре Дункан
2.Шагандухт Тальян1.Родина 2.любимая 3.женщина 1.Чувство дружбы-любви
Ответы:
А: Б: В: Г:
       
Вывод: Какова специфика лирики? Вывод:
Итог:Какова эволюция темы любви в поэзии С. Есенина? Итог:
 
На слайде  8 (проецируется задание 1-ой группы).
Слово предоставляется первой группе.
Карточка №1.
1)      Где возникла первая любовь поэта?
2)      Что побудило появлению первых стихов о любви?
3)      Какие из перечисленных произведений ранней лирики С. Есенина вас заинтересовали? Чем?
4)      Кому они адресованы? Какие из них вы хотели бы прочесть?
5)      Как представлен образ возлюбленной?
6)      Какие мотивы присутствуют в первых стихах о любви?
7)      Что их объединяет?
8)      Какие особенности ранней лирики Есенина вы заметили? Сделайте вывод.
Сообщения 1 группы.
      Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относящиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными песнями. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы, например, «Подражанье песне», 1910 г. Стихотворение похоже на народную лирическую песню. С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому в первых стихах отражается  мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
Слайд 9.
       Что побудило их появлению? За первыми стихами о любви стоит его человеческая судьба, полная драматизма и противоречий. В каждой лирической строчке поэта бьется его сердце, полное любви к родному краю, ко всему живому на земле. Исполнены лиризма почти все стихотворения этого периода - «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...». Они посвящены Анне Сардановской - сестре друга детства поэта. Это о ней сказано в строчках:
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече.
На слайде 10 текст стихотворения «Выткался на озере алый свет зари...». Чтение наизусть стихотворения «Выткался на озере алый свет зари...». (Читает ученик…)
Выткался на озере алый свет зари.На бору со звонами плачут глухари.Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.Только мне не плачется - на душе светло.Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,Сядем в копны свежие под соседний стог.Зацелую допьяна, изомну, как цвет,Хмельному от радости пересуду нет.Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,Унесу я пьяную до утра в кусты.И пускай со звонами плачут глухари,Есть тоска веселая в алостях зари. 1910г.
      Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая, но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте.  И лирический девичий образ рисуется поэтом нежными и чистыми красками:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.
         Эти строки звучат в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
и посвящены Марии Парменовне Бальзамовой, с которой Есенин познакомился в 1912 году и называл её «тургеневской Лизой» за её тихий нрав и романтичность.  Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом волос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С. А. Есенин описывает свою любимую в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных...», написанном в 1916 году.
Слайд 11.
        Самые прекрасные строчки, выражающие слияние в душе поэта красоты природы и женщины, я думаю, выражены в стихотворении «Зеленая прическа», написанном в августе 1918 года.
«Зеленая прическа» (читает наизусть ученица…, стр. 98).
            Л.И.Кашиной                               
Зеленая прическа,                                                   
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".
19184. Беседа по вопросам.
- Кому посвящено это стихотворение, и что связывало поэта с адресатом стиха? (Стихотворение посвящено помещице Л. Кашиной, в которую некогда был влюблён Есенин).
 - Каким представлен лирический герой этого стихотворения? (Лирический герой –влюблённый юноша, который желает узнать тайну).
- Почему возлюбленная представлена в образе берёзы? (Потому что берёза - чистая, юная, ждущая любви девушка).
-Какой главный литературный приём использует поэт в этом стихотворении? (Главный литературный приём – олицетворение: тонкая берёзка «загляделась в пруд», «луна стелила тени»).
         В образе главной героини воплотились черты помещицы Лидии Ивановны  Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами. Образ женщины и белоствольной березки не раз сливаются воедино: то «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол», то «утратив скромность, одуревши в доску, как жену чужую, обнимал березку». Хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички - с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну ...древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, // Сияли зеленя. // За голые колени // Он обнимал меня». В духе целомудрия задумывал Есенин выдержать книгу «Стихи о любви», однако этот цикл так и не был осуществлен.       Самые светлые воспоминания жили в душе поэта о тех женщинах, которых он любил, но которые ласково говорили ему «Нет» («Но девушка в белой накидке сказала мне ласково «Нет»). Именно образ такой женщины, приблизившийся к нему и удалившийся от него, оставался для поэта «мечтой» и «песней».
Слайд 12.
         Вывод. Таким образом, любовная тема занимает значительное место в ранней лирике  С. А. Есенина. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле.
Мы завершили 1-ую главу. Переходим ко 2-й главе нашей импровизированной книги. Начало 20-ых годов. Поэтический сборник С. Есенина «Любовь кабацкая». (1923 год) – городской цикл.
На слайде 13 (проецируется задание 2-ой группы):
Карточка №2.
1)      Какая  любовь представлена в поэтическом сборнике С. Есенина «Москва кабацкая»?
2)      Что побудило появлению циничных, вульгарных стихов о любви в начале 20 годов?
3)      Какие из перечисленных произведений С. Есенина вас заинтересовали? Чем?
4)      Кому они адресованы? Какие из них вы хотели бы прочесть?
5)      Как представлен образ возлюбленной в этих стихотворениях?
6)      Какие мотивы преобладают в них? Почему?
7)      Что их объединяет?
8)      Какие особенности в поэтическом сборнике «Москва кабацкая» вы заметили? Сделайте вывод.
Сообщения 2 группы.
           В течение всей жизни любовная лирика, как и сам поэт, претерпевали значительные изменения: от первых пылких юношеских к глубоким душевным переживаниям. Пытаясь глубже разобраться в себе, своих чувствах, Есенин посвящает теме любви целые циклы стихов. Сборник стихов «Москва кабацкая» увидел свет в конце 1924 года. Он состоит из 2х  циклов: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» (1922-1923 годы).
           Совсем иная «любовь», по сравнению с ранней лирикой, появляется в «Москве кабацкой». Данный поэтический сборник не имеет прямых адресатов. В целом, название сборника говорит само за себя. Начало 20 годов - время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Деревенский песенный лиризм заменяется отчетливым резким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяжелые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душевной раздвоенности. Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской, его  «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой.
          Город оторвал Есенина от «родины-рая».  Утешения поэт уже ищет в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. Следующие строки из стихотворения «Я усталым таким ещё не был», думаю, как нельзя лучше отразят это время: Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Но от этого ль темная сила Приучила меня к вину. 
Слайд 14.
          В «Письме к женщине» Есенин признается:И я склонился над стаканом,                                                                                                        
 Чтоб, не страдая ни о ком,Себя сгубить  В угаре пьяном...
        Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума»,- пишет он в стихотворении «Письмо к женщине». Оно автобиографично. Скоропалительный брак (поженились через три месяца после знакомства) С. Есенина на 22-ухлетней красавице Зинаиде Николаевне Райх осложнялся постоянными конфликтами. Они расстались. Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую легко отдал другому. Всё это нашло отражение в стихотворении «Письмо к женщине».
Чтение стихотворения  « Письмо к женщине» (читает ученица).
ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
 <1924>
Поэт создаёт образ прошедшей, дисгармоничной любви:
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
          Есенин сумел вынырнуть из водоворота заблуждений и ошибок. В этом он исповедуется в стихотворении «Письмо к женщине», прося у когда-то любимой прощенья за все горести и возможные обиды, которые он ей причинил, находясь «в сплошном дыму, в развороченном бурей быте», когда его несло течение, движение которого он не мог контролировать. В то время он не сумел уберечь любовь, но до сих пор сохранил бесконечное уважение и привязанность к женщине, бывшей когда-то рядом с ним, терпеливо переносящей выходки пьяницы и скандалиста.
        Лирическому герою, задавленному «роком событий», познавшему кабацкую жизнь, порвать с прежней жизнью, устремиться к новому непросто. Таким образом, социальные проблемы здесь переплетаются с личными.
           В произведении чётко разграничены два временных пласта: «тогда» и «теперь». Это разные этапы в жизни героя. «Тогда» - непонимание происходящего вокруг и «теперь» - обретение смысла существования: «Я избежал паденья с кручи./ Теперь в советской стороне/ я самый яростный попутчик»,- заявляет лирический герой. Приём антитезы помогает лирическому герою подвести определённую черту в своей жизни и порвать с прошлым.
          Порочная «кабацкая » любовь — это отчаянный поэтический крик о губительной страсти кабаков. Разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки. В стихотворении «Сыпь, гармоника» поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, как защитная реакция, как отчаяние:
Излюбили тебя, измызгали –
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?           Такое неуважительное отношение к женщине появляется в творчестве впервые. Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений пробивается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность состояния души поэта: «Дорогая, я плачу. //Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в  любви.
Слайд 15.
 Вывод: Таким образом, в поэтическом цикле «Москва кабацкая» социальные проблемы переплетаются с личными, герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности.
- Спасибо. Сделайте записи в таблице, если кто не успел.
5. Учитель. - Пройдя через многие тяжёлые испытания, поэзия С. Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, обретает веру в новую жизнь.
Откроем 3-ью главу книги любовной лирики Есенина. Послушаем 3-ю группу.
Поэтический цикл С. Есенина «Любовь хулигана» (1923 год).
На слайде 16 (проецируется задание 3-ой группы):
Карточка №3.
1)      Какая  любовь представлена в поэтическом цикле С. Есенина «Любовь хулигана»?
2)      Каким настроением пронизаны данные стихи?
3)      Какие из перечисленных произведений С. Есенина вас заинтересовали? Чем?
4)      Кому они адресованы? Какие из них вы хотели бы прочесть?
5)      Как представлен образ возлюбленной в этих стихотворениях?
6)      Какие мотивы преобладают в них? Почему?
7)      Что их объединяет?
8)      Какие особенности в поэтическом цикле «Любовь хулигана» вы заметили? Сделайте вывод.
Сообщения 3 группы.
Слайд 17.
   Поэтический цикл «Любовь хулигана»(1923 г.) посвящён актрисе Камерного театра Августе Леонидовне Миклашевской. Многие стихи сборника были известны и до этого. Но здесь впервые выделен цикл «Любовь хулигана» и указан его адресат. Без любви поэт не мог. Любовь и только любовь роняла в его сердце искры, которые разжигали в душе огонь творчества. Нет любви — нет поэзии. Любовь воспринимается лирическим героем как возвращение к утраченному спокойствию, обретение душевного равновесия.
Цикл открывается стихотворением «Заметался пожар голубой…». Чтение стихотворения учеником.
Слайд 18.
Заметался пожар голубой...Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить
         Конечно, про любовь он пел не впервые, но всякий раз настолько отдавался нахлынувшему чувству, как будто оно и в самом деле было первым или последним.
             Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, //В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать //И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным". Таким образом, трагизм сменяется задушевностью.             Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.
              В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери. Есенина восхищает и поражает в ней необычное...
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях,
          Цикл  "Любовь хулигана", из которого взято это стихотворение, является центральной частью книги "Москва кабацкая". Для Есенина было важно не только и не столько нравственное "падение" его лирического героя в "Москве кабацкой",  сколько его духовное возрождение, пробуждение и утверждение в его душе и сердце вновь светлого чувства любви и надежды...
          Поэт как бы заставляет героя "Москвы кабацкой" пройти один за другим круги своеобразного Дантова ада, по которым он, в конце концов, настойчиво преодолевая в своей душе все чуждое, наносное, поднимается на ту духовную высоту, с которой счастливо открывается суть человеческого бытия, жизни и смерти, добра и зла, вечности и бессмертия...
        Завершает поэтический цикл раздел, названный «Стихотворение как заключение». Всего одно. Но зато какое! (Читает ученица)
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень уст.О моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь...Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.
Это — своего рода предзавещание: поэт точно предчувствует скорую гибель.
Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне…
      Именно этим стихотворением, бесспорно, одним из выдающихся в мировой и отечественной поэзии, завершает Есенин книгу "Москва кабацкая", изданную летом 1924 года в Ленинграде...
Слайд 19.
Вывод. Таким образом, в поэтическом цикле «Любовь хулигана» трагизм в лирике сменяется задушевностью, мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного. Впервые появляется тема вечной, истинной и настоящей любви.
Итак, мы закрыли 3-ю главу любовной лирики С. Есенина. Остаётся непрочитанной последняя глава нашей книги. Её мы назовём «Любовь как песня». Слово предоставляется 4-й группе.
На слайде 20 (проецируется задание 4-ой группы):
Карточка №4.
1)      Какая  любовь представлена в названных стихотворениях С. Есенина «Любовь как песня»?
2)      Каким настроением они пронизаны?
3)      Какие из перечисленных произведений С. Есенина вас заинтересовали? Чем?
4)      Кому они адресованы? Какие из них вы хотели бы прочесть?
5)      Как представлен образ возлюбленной в этих стихотворениях?
6)      Какие мотивы преобладают в них? Почему?
7)      Что их объединяет?
8)      Какие особенности в поэтических текстах вы заметили? Сделайте вывод.
Сообщения 4 группы.
Слайд 21.
           В 1921 году судьба связывает Есенина с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение.- это борьба, противостояние и утверждение личностей. Чаще спокойная и безмятежная любовь- недостижимое и желаемое для поэта блаженство:
Не глядя на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк,
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Любовь Айседоры Дункан не нашла отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме «Чёрный человек».
Слайд 22.
        1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с учительницей Шаганэ Тальян-Тертерян, женщиной, вдохновившей поэта на создание «Персидских мотивов». Одно за другим появляются стихотворения «Шаганэ ты, моя Шаганэ...», «Я спросил сегодня у менялы...», «Ты сказала, что Саади...».  Лирический герой предстаёт робким и застенчивым, он влюблен и хочет поведать о своем чувстве: «Как сказать мне для прекрасной Лалы // По-персидски нежное "люблю"?» Однако, истинная любовь не нуждается в словах, поэтому «О любви вздыхают лишь украдкой, //и глаза, как яхонты, горят».
      В стихотворении «Шаганэ ты, моя Шаганэ...» встреча с восточной красавицей пробуждает воспоминания о России. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине.
Чтение стихотворения «Шаганэ ты, моя Шаганэ...» учащимся.
Слайд 23.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
Шаганэ ты моя, Шаганэ!*
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ* ты моя, Шаганэ.
 
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз*,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
 
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
 
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
 
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.                                                                                                                
Ваша задача: определить, почему данное стихотворение называют «венком строф»?
(В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта антитеза имеется в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. В результате мы имеем кольцевую композицию, то есть венок строф).     Этот цикл пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино. Будучи счастлив и любим, лирический герой вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, //На тебя она странно похожа, // Может, думает обо мне». Любовь к женщине приводит его на юг:Ты меня, незримая звала. //И меня твои лебяжьи руки // Обвивали, словно два крыла.Но она не в силах заглушить другое чувство - любовь к родному краю, тоску по родине.
Слайд 24.
Вывод: Таким образом, в «Персидских мотивах»  чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино.
  В цикл «Персидские мотивы» вошло 15 стихотворений - о любви, природе и родине. Поэт создал идеальный мир красоты и гармонии, мир светлой и чистой любви к красавице Шаганэ.
     Итак, мы закрыли с вами последнюю главу и завершили чтение книги «Любовная лирика Сергея Есенина».
      Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
- Послушаем романс на слова С. Есенина «Руки милой - пара лебедей…», посвящённый  Шаганэ Нерсесовне Тальян, в исполнении Сергея Рогожина (слайд 25).
6. Итог урока. Слайд 25.
Итак, подведём итог.
- Как развивается любовная лирика в творчестве С. Есенина?(Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и всё его творчество, она автобиографичная и правдивая, в ней раскрывается личность поэта, его душа).- Что даёт нам изучение лирики Есенина?
 (Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют»).
Вот мы и ответили словами поэта на поставленный вопрос. Выставление оценок.
7. Слово учителя.
- Я благодарю всех за урок! Вложите заполненные таблицы в тетрадь и сдайте на проверку.9. Домашнее задание (слайд 26): прочитайте поэму «Анна Снегина». Индивидуальное задание: доклад «Прототипы лирики Есенина».
Слайд 27.
- Завершаем урок  романсом  на слова С. Есенина «Какая ночь! Я не могу…» в исполнении Сергея Безрукова.