Проект Логопедическое сопровождение в период перехода от дошкольного к начальному общему образованию


Проект «Логопедическое сопровождение в период перехода от дошкольного к начальному общему образованию»


Цель Проекта: сформировать системный подход к обеспечению условий для адаптации и развития обучающихся 1-х классов с нарушениями в развитии речи и оказание помощи учащимся этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, ФГОС.

Общая характеристика Проекта

Коррекционная работа в рамках данного Проекта обеспечивает своевременную специализированную помощь в адаптации учащихся первых классов с ФФНР и ОНР в условиях общеобразовательного учреждения; в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В содержании данного Проекта учтены общие и специфические особенности психического развития учащихся, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания учащихся 1-х классов с разными проявлениями речевой патологии.

Задачи:

1. Своевременное выявление учащихся 1-х классов с нарушениями в развитии речи;
2. Определение особых образовательных потребностей учащихся с нарушениями в развитии речи;
3. Определение особенностей организации образовательного процесса в адаптационный период для учащихся1-х классов с нарушениями речевого развития в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
4. Создание условий, способствующих своевременному предупреждению и преодолению трудностей в освоении учащимися с нарушениями в развитии речи основного Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и их интеграции и адаптации в образовательном учреждении;
5. Осуществление индивидуально ориентированной логопедической помощи учащимся с нарушениями в развитии речи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
6. Разработка и реализация индивидуальных и (или) групповых учебных планов;
7. Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для учащихся с нарушениями в речевом развитии для коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи;
8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учащихся с нарушениями в развитии речи по разъяснению специальных знаний по логопедии.

Направления работы

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с нарушениями в развитии речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся начальной школы в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность логопедического сопровождения учащихся с нарушениями в развитии речи и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий адаптации, обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.



Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Проект предусматривает обеспечение достижения учащимися 1-х классов логопедического пункта следующих результатов:
формирование и развитие основных видов универсальных учебных действий:
- личностных универсальных учебных действий (личностного, профессионального, жизненного самоопределения,
действия смыслообразования, действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания)
- регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
- познавательные универсальных учебных действий (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем)
- коммуникативных универсальных учебных действий (планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка);
положительную динамику результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими речевое недоразвитие;
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении;
включение в систему коррекционной работы МБОУ взаимодействия с другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии речи;
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии и ФГОС.