Урок Христианские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского


Тема: Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цели:
образовательные:
организовать деятельность учащихся по нахождению и осмыслению евангельских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.
развивающие:
создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и сопоставления между текстом изучаемого романа и текстом Евангелия, для развития творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к литературе и православной культуре;
вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.
воспитывающие:
содействовать формированию нравственных качеств учащихся, воспитанию коммуникативности, привитию культуры речевого общения.
Тип урока: урок применения знаний
Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, текст романа «Преступление и наказание», текст Евангелия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Ориентировочно – мотивационный этап:
Поэтическая пятиминутка:
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Вам это никого не напоминает?
Разминка:
К чему восходят истоки романа «Преступление и наказание»?
( Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…».)Сколько лет продолжалось вынашивание замысла?
(6 лет)
История развития сюжета романа.
Когда и куда были отправлены главы нового романа?
(В середине декабря 1865 года в «Русском вестнике».)
5)Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова?
6)В чём ошибочность теории Раскольникова?
7)Закончи предложение: «Я работал с текстом Евангелия и думал…».
Реализация домашнего задания:
Дома учащиеся должны были работать с дополнительной литературой, помогающей выяснить значение ключевых слов темы урока. После сообщения учителем темы урока проверяется это задание.
Что такое мотив как литературоведческий термин?
В словаре Ожегова нашли определение: мотив – «простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства».
2) Каково значение первого слова в формулировке темы урока?
Четыре Евангелия – часть Библии. В переводе с греческого это слово означает – благая весть. Благая весть о воскресении Сына Божия была проповедана его учениками и записана четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
III. Операционно-исполнительский этап:
Чтение эпиграфа: «Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать в этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста» М.М.Дунаев.
Сформулируем основной проблемный вопрос урока, исходя из темы урока:
Какие евангельские мотивы использовал автор в своём романе?
Сформулируем основную задачу исследования:
Проследить за увязыванием смысла романа с евангельскими мотивами.
Слово учителя
Разговор о евангельских мотивах в романе Достоевского «Преступление и наказание» можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Однажды, когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте». В этой книге очень много страниц, испещрённых пометками карандашом и ручкой, некоторые места отмечены ногтём. Этими пометками, столь важными для понимания религиозных и творческих исканий великого писателя, давно заинтересовались исследователи его творчества.
Впоследствии Достоевский писал Н.Д.Фонвизиной, жене декабриста: «Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже… до гробовой крышки… Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».
Вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве великого писателя. Эта проблема оказывается в центре его лучших романов: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». По поводу романа «Преступление и наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и духовного возрождения человека, М.Дунаев справедливо заметил: «Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепрепровождение». (Ещё раз обращаемся к эпиграфу). Причин гибели души может быть много, но вот путь, который ведёт к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу.
Исследование текста романа и текста Евангелия
(Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе было дано задание исследовать определённую часть романа, найти евангельские сюжеты и прокомментировать их значение с точки зрения текста Евангелия).I группа работала с текстом первой и второй частями романа.В первой части во второй главе встречаем выражение «…всё тайное становится явным…». Мы выяснили, что это выражение восходит к Евангелию от Марка (гл. 4, ст. 22): «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу».
В этой же главе встречаем выражение «… а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Придет в тот день…»
Речь идёт о втором пришествии Христа. Сроки его, по Евангелию, неизвестны, но оно должно быть перед концом мира, когда земля исполнится беззаконий и «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 7).
Во второй части в седьмой главе встречаем выражение «Исповедь и причащение кончились».
Исповедь – признание человека в своих греховных мыслях и деяниях и раскаяние в них, с обещанием исправления; исповедь совершается перед священником. Причащение – принятие церковного вина, т.е. крови Христовой, и просфоры, т.е. тела Христова.II группа работала с текстом третьей и четвёртой частями романа.В третьей части в пятой главе встречается выражение «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и любящего сердца». Эти строки выражают один из важнейших христианских этических принципов – о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым. Мир лежит во зле, и Иисус Христос дал себя распять за грехи людей: «Так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 28). Отсюда: человек с «широким сознанием и глубоким сердцем» всегда должен помнить о Голгофе, т.е. о распятии Христа.
В четвёртой части в четвёртой главе выражение «Она бога узрит» подчёркивает душевную чистоту Лизаветы. Соня цитирует Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 8): «Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят».
III группа работала с текстом пятой и шестой частями романа и эпилогом.Часть шестая глава вторая. «Ищите и обрящете». То есть ищите и найдёте. Цитата из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст.7).
Эпилог – из сна Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу (…) Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями (…) кололись и резались, кусались и ели друг друга (…) начались пожары, начался голод. Все и всё погибло».
В основании сна Раскольникова лежит 24 глава Евангелия от Матфея и главы 8 - 17 Апокалипсиса – откровения Иоанна Богослова. Когда Иисус Христос сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики его и стали расспрашивать, «когда это будет?», когда кончится старый век и начнётся новый и «какой признак Твоего (второго) пришествия?» Иисус Христос ответил: «…услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней (…) И тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 6 - 8; 10 - 12). Достоевский, размышляя о судьбах России, Европы и всего мира, наполняет евангельский сон Раскольникова глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.
Здесь же – «Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». Ср. с Евангелием от Матфея, гл. 24, ст. 13 и 22: «Претерпевший же до конца спасётся», «ради избранных сократятся те дни». Таким претерпевшим до конца и избранным в эпилоге романа и оказывается Раскольников.
Вывод: таким образом, можно сказать, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами. (обращение к эпиграфу)
IV. Рефлексивно-оценочный этап:
Творческое задание: «Какие евангельские мотивы особенно вас тронули?»
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Мой Достоевский».