Методическая разработка открытого урока по творчеству Сергея Есенина.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза
летчика-космонавта Ю.А.Гагарина»
корпус Красково
Методическая разработка
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине»
Преподаватель дисциплины «Литературы»
Скрабатун И.С.
ГБПОУ МО «ЛЮБЕРЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ им. Героя Советского Союза летчика-космонавта
Ю.А.
г. Люберцы, 2016г.
Открытый урок
на тему «Моя лирика жива одной большой любовью –
любовью к Родине»
Цель:
установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути Сергея Есенина и эволюцией темы Родины в его произведениях.
Задачи:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической обусловленности; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.
Оборудование:
портрет С.Есенина, иллюстрации, презентация творчества С.Есенина, мультимедийный проектор, Инфоурок, аудиозапись стихотворений, выставка книг с произведениями поэта, демонстрационный стенда «Эпоха и поэт», импровизированный уголок деревенской избы: самовар, бублики, свечи, полотенца.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие
Сегодня нам предстоит прикоснуться к творчеству замечательного русского поэта С.А. Есенина. Хочется, чтобы этот урок стал для вас и праздником, и откровением, и осмыслением своего отношения к Родине, к поэзии, к Есенину.
Работа по теме урока
Слово преподавателя
Слайд 1
Название темы занятия: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине» (запись в тетрадях)
Цель: установить взаимосвязь между этапами жизненного и творческого пути Сергея Есенина и эволюцией темы Родины в его произведениях (запись в тетрадях).
Слайд 2
Задачи (проговорить вместе с обучающими):
обобщение сведений о творчестве Сергея Есенина;
развитие навыков монологической речи;
воспитание любви к родине;
пробуждение желания глубже исследовать творчество С.А.Есенина.
Слово преподавателя
Итак, сегодня на уроке, тему которого мы обозначили как «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», мы постараемся разобраться, что давало силы поэту, вдохновляло его, откуда в его творчестве редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность; мы постараемся увидеть, что угнетало поэта, какую трагедию испытал он, как свет и тени русской истории отразились в его творчестве.
Послушаем записи Инфоурока и вспомним основные моменты биографии поэта. Самостоятельно сделаем записи в конспект по примерному плану.
Слайд 3
Первый сборник стихов
Отношение к революции
Путешествие
Основные мотивы лирики
Слайд 4
Запись Инфоурока.
Слово преподавателя
Однажды поэт сказал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть! У меня – Рязань!.. Нет поэта без родины». Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Проговорим основные моменты биографии Есенина.
Слайд 5
Выступления студентов
Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.
Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.
Слайд 6
Для поэта Родина начиналась с родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез. Сергей Есенин позже признавался: « О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… Чувство родины – основное в моём творчестве».
Слайд 7
Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.
Слайд 8
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Слайд 9
Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья:
«Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре берёза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, моё сердечко,
Слушать песни гусляра!» (1911)
Слайд 10
Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.
«Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.»
Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.»
Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.
Слайд 11
Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
Слайд 12
«Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенокос нескошенный,
Лес да монастырь.»
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:
«Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.»
Слайд 13
В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.
Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты.»
Слайд 14
Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина".
Слайды 15-16
Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства
в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917-1918 годах: «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица». Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует
«революционная» вера:
«Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»
(1918)
Слайд 17
Сергей Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:
Слайд 18
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.»
Слайд 20-21
Слово преподавателя.
Именно эта мысль звучит в знаменитом стихотворении С.Есенина. Прослушивание отрывка (аудиозапись голоса Есенина).
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком…
Слово преподавателя.
Рефлексия. Ю.Тынянов, критик и литературовед, однажды заметил о лирических произведениях Есенина: «Его стихи для легкого чтения…» Согласны ли вы с таким утверждением?
Что именно для себя открыли вы в поэзии С.Есенина?
Чем помогли вам его стихи? («Для меня лирика Есенина так же ценна, как и лирика Пушкина», «Есенин научил меня любить свою родину, с которой можно разделить и счастье, и горе», «Мне нравится лирика Есенина, в ней есть что-то особенное, может быть, это искренность чувств»,- из высказываний учащихся.
Слайд 22
Патриотизм - это очень высокое, глубокое, благородное чувство, которое утверждалось в русском человеке веками.
Воспитывать чувство историзма, знания и причастности к культурному наследию своего народа.
Это любовь к своему народу, к своей Отчизне.
ІІІ. Итог занятий
Слово преподавателя (на фоне музыки И.Крутого «Ты в моём сентябре»).
Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родины. «Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то С.Есенин и, наверное, эта истина в большей степени касается его самого. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова С.Есенина стало частью нас самих. И в конце хочется сказать словами М.И.Цветаевой:
И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, все дал – кто песню дал.
Оценки за работу на уроке.
Мы очень хорошо поработали, я с большим удовольствием ставлю вам всем хорошие оценки.
Оценку “отлично” получают: ________
Ответы были полные, выразительное чтение, правильная речь.
Оценку “хорошо” получили: ________
Были речевые ошибки, надо более четко давать ответ, поработать над дикцией.