«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе из начальной школы в среднее звено
ГБОУ ШКОЛА №810
«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе
обучающихся из начальной школы в среднее звено»
Выступление на
объединенном заседании МО учителей начальных классов и МО учителей среднего звена
«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»
Подготовил учитель
начальных классов
Фольц В.С.
2015г
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самoценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый клаcc – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Причины возникновения проблемы:
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
существенное изменение родительского отношения к школе:
откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
рост числа малообеспеченных семей;
увеличением количества социально-обездоленных детей.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.
В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
В нашей школе маленький педагогический коллектив, который сформировался много лет назад. Мы тесно сотрудничаем друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов
По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:
посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем
Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
Родительское собрание- «Впереди у вас – 5-ый класс»
Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5го класса.
На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента, проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного образовательного процесса между ступенями начальной и основной школы и другие. Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:
- нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,
- трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебику, построенному по принципу мини-макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде. Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и литературе;
- невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не позволяет работать школе в единой образовательной системе.
Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.
Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.
Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ
Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.
Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Проведение родительского собрания.
Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.