Мини-проекты в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII видаМини-проекты в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Мини-проекты в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Кочкаева К.А воспитатель
Одной из важнейших проблем современной школы, в том числе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.
Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования, в том числе специального (коррекционного), к их жизни, к их потребностям и интересам.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали, в первую очередь новых методов обучения.
В обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовали бы принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблеме.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Из истории метода проектов.
Метод проектов, или метод проблем, возник и получил распространение в 20-е годы прошлого столетия в США. Разработали метод американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразно с его личными интересами. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. В практику отечественной школы метод проектов входит в 20-х годах XX столетия. Современная школа использует метод проектов наряду с другими активными методами обучения, такими как интерактивные методы обучения, технологии коллективного взаимообучения, личностно-ориентированное обучение и др. Одно из ведущих мест среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов нашел распространение, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми начальной и средней школы.
В воспитательной работе ГОУ “Школа-интернат № 3” г. Сыктывкара метод проектов стал применяться воспитателями с 2005–06 учебного года.
Специфика воспитательной работы в ГБОУ “Школа-интернат № 3” г. Сыктывкара.
ГОУ “Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида” г. Сыктывкара создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
Основные задачи по достижению данной цели:
создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребёнка с дефектом;
организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;
развитие профессиональной деятельности воспитательского корпуса в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учёта их мотивационных, потребностных и целевых установок.
Основные направления создания коррекционно-развивающей среды:
создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, игровых, спален, столовой, туалетных комнат; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы интерната, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности;
разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий;
организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, сказкотерапия, куклотерапия и т.п.);
создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учётом его личностных особенностей, его склонностей и способностей.
В школе-интернате 13 классов-групп с количеством воспитанников до 12 человек. Классы сформированы по возрастам. Группы соответствуют классам. Весь контингент детей – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (воспитанники с диагнозом олигофрения). Дети обучаются с 1 по 11 класс.
Воспитательная работа в ГБОУ “Школа-интернат №3” осуществляется по 9 направлениям:
Социальная адаптация (Жилые помещения, Культура поведения, Одежда и обувь, Ориентирование в окружающем, Отдых и досуг, Питание, Природа);
Нравственное воспитание;
Здоровый образ жизни;
Эстетическое воспитание;
Гражданско-патриотическое воспитание;
Профориентация, трудовое и экономическое воспитание;
Полоролевое воспитание;
Экологическое воспитание;
Правовое воспитание.
Воспитательные занятия проводятся воспитателями по недельной циклограмме:
Понедельник – Творческая мастерская.
Вторник – Информационный час.
Среда – Экскурсия, Индивидуальная работа.
Четверг – Час общения.
Пятница – Занятие-упражнение, Мини-проект.
Суббота – Занятия по ОБЖ. (Основы безопасности жизнедеятельности.)
Воскресенье – Урок делового общения. (УДО.)
Организация занятий с использованием технологии мини-проектов в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Система работы по организации проектной деятельности в школе описана в методических пособиях Сергеева И.С., Сохранной Н.А., Хабаровой Т.В., Кашлевой Н.В., Дмитриевой Ж.В., Игнаткиной Т.В., Ведровой Е.В., Битяновой М.Р., Бегловой Т.В., Тюминой М.В. и др. Все методические рекомендации этих авторов ориентированы на учащихся общеобразовательных школ. Воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида необходимо адаптировать метод проектов для работы с данным контингентом детей.
За 8 лет апробации проектной деятельности на воспитательных занятиях в ГБОУ “Школа-интернат №3” сложилась своя система использования технологии мини-проектов.
Особенности использования технологии мини-проектов в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Особенно это касается школьников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. И этому способствует использование мини-проектов в педагогической деятельности с данной категорией воспитанников.
Технологию мини-проектов воспитатели ГБОУ “Школа-интернат № 3” начали использовать с 2005–2006 учебного года. Педагоги адаптировали проектную технологию для работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, знакомились с технологией разработки мини-проектов на семинарах школьного методического объединения “Школа педагогического мастерства”, осваивали технологию при организации воспитательной работы с детьми.
Технология мини-проектов используется во всех 9 направлениях воспитательной работы: правовое воспитание; нравственное воспитание; здоровый образ жизни; эстетическое воспитание; социальная адаптация; гражданско-патриотическое воспитание; профориентация, трудовое и экономическое воспитание; полоролевое воспитание, экологическое воспитание. В рамках недельной циклограммы занятий (творческая мастерская, информационный час, экскурсия, час индивидуальной работы, час общения, мини-проекты, ОБЖ, урок делового общения) мини-проекты проводятся 1 раз в неделю как самостоятельная работа и как закрепление материала с часа общения. Кроме того, в форме мини-проектов проводятся и общешкольные мероприятия.
В методическую разработку включены мини-проекты с 4 по 11 классы по различным направлениям воспитательной работы.
Все занятия с использованием технологии мини-проектов проводятся по определенной структуре.
Воспитательное занятие по созданию мини-проектов состоит из 5 этапов.
1 – Обсуждение. (Что будем делать? Для чего будем делать?).2 – Составление сценария. (Как будем делать?).
3 – Работа над проектом. (Что делаем? Как делаем?)4 – Презентация. (О чем будем говорить?)
5 – Рефлексия. (Что получилось? Что не получилось?)1-й этап – Обсуждение.
Что будем делать? Для чего (кого) будем делать?
При составлении мини-проектов очень важно все обсуждать вместе с детьми. Определять, переговаривать, уточнять все тонкости. Все это ведет к творчеству, раскрытию талантов, развитию умений и практических навыков у детей
2-й этап – Составление сценария.
Как будем делать?
Особенности составления сценария мини-проекта:
– сценарий должен соответствовать цели мини-проекта,– необходимо придумать сюжет сценария так, чтобы использовать все знания по теме, которые получили дети на экскурсии или на часе общения,– важно определять критерии своей работы, контролировать и оценивать ее согласно этим критериям,– продумать функцию каждого в группе в работе над проектом (кто-то рисует, пишет, клеит),
Распределение ролей для создания мини-проектов.
Спикер. Говорит за всю группу, озвучивает результаты работы всей группы, проводит презентацию проекта.
Хранитель времени. Он следит за временем, у него есть часы, но можно их убрать, т.о. можно манипулировать временем.
Координатор. Координируют или руководит выполнением задания.
Секретарь. Ведет записи, чтобы не забыть ничего, работает на спикера.
Оформитель. Оформляет на чистовик результаты работы группы, создает проект.
Вдохновитель. Поддерживает, успокаивает. Это моральный вдохновитель, он подхватывает, поддерживает все идеи, предложенные детьми.
Полицейский (коп). Следит за речью, за речевым этикетом, чтобы обращались друг к другу по имени.
Участники мозгового штурма. Предлагают идеи, как лучше сделать проект, как его оформить.
– сценарий можно поделить на части, каждую часть составлять индивидуально или в паре, затем все приготовленные работы обсуждать в группе, чтобы выбрать для общего сценария наиболее удачную, либо из разных работ составить одну, которая устраивает всех в группе,– продумать оформление работы, необходимые атрибуты для проведения презентации (это могут быть магнитофон, детали одежды, свеча, бумага, маркеры, любой раздаточный материал и т.д.),– определить сроки выполнения работы (от 20 минут до 1 часа или более).
3-й этап – Работа над проектом.
Что делаем? Как делаем?
На этом этапе оформляется содержание мини-проекта. Содержание можно записать в форме акростиха, гороскопа, кроссворда, викторины, комикса, мультфильма, сказки и др.
Где это можно оформить? (в стенгазете, на футболке, чемодане, упаковке, в тетради, дневнике, на карте местности и т. д.)Формы, в которые будут оформляться мини-проекты, могут быть различными (Приложение 1): облако, звезда, домик, колпак клоуна, свиток, пазлы, весы, снежинка, лицо, кресло, диван, елочка, перекресток, пирамида, желе, кинокадры, торт, сердечко и др.В эти формы можно вписать любое содержание. Но очень важно знать, что иногда от формы зависит содержание, то есть сама форма может подсказать содержание.
Оформление содержания может продолжаться от 20 минут до 1 часа и больше. Если не успели оформить, то можно продолжить на самоподготовке и в любое, свободное время. Важно, как вы договоритесь с детьми.
4-й этап – Презентация.
О чем (ком) будем говорить?
Что будем показывать?
Показ или представление созданного мини-проекта может быть в устной или письменной форме. Представление проводится перед своим классом или перед детьми других классов.
Показ проводится по критериям. Можно выбрать критерии до того, как начали работать. А можно перед самой презентацией (для наших детей лучше выбрать этот вариант).
Как определять критерии презентации?
– Можно спросить у детей, как будем оценивать;– Можно предложить педагогу;– Можно воспользоваться приемом избыточности.
Критерии презентации:
1. Понятная.2. Оригинальная по оформлению.3. Не слишком длинная презентация.4. Интересная.5. Яркая.6. Познавательная.7. Логичная.8. Громкая, четкая.9. Привлекающая зрителей.10. Участвует вся группа.11. Продолжительность 3–4 минуты.12. Оригинальная по форме.13. Используется оборудование.14. Полезная.15. Хорошо подготовленная.
Все эти критерии характерны для проектов, в разных проектах могут быть разные критерии. Но все критерии можно объединить в 3 группы:
– Содержание.– Оформление.– Время.
Оценивание мини-проектов во время презентации будут проходить по критериям, которые определили на занятии.
5-й этап – Рефлексия
Что получилось? Что не получилось?
Анализируется деятельность учащихся, определяется вклад каждого в проект и заслушиваются впечатления детей от работы над мини-проектом.
Методические рекомендации по проведению мини-проектов.
(Приложение 1)Формы мини-проектов.
(Приложение 2)Структура конспекта воспитательного занятия по созданию мини-проектов.
(Приложение 3)Конспект занятия с использованием технологии мини-проектов.
Мини-проект по теме “Когда труд бывает радостью” (6 класс).
(Приложение 4)Результаты использования технологии мини-проектов в воспитательной работе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Использование мини-проектов воспитателями специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида в течение нескольких лет показывает, что:
происходит сближение обучения с реальной жизнью и потребностями детей;
в процессе проектной деятельности происходит самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самореализация личности ребенка и наблюдается формирование индивидуальности и уникальности каждого воспитанника;
формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция обучающегося;
наблюдается развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных и самооценочных;
у педагогов появился интерес к проведению занятий такого вида и повысился их профессиональный уровень.
Представленные методические материалы имеют большую практическую ценность для работы с детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Данные методические материалы могут быть хорошим подспорьем для планирования работы педагогов в рамках развивающего обучения.