Методические рекомендации по олимпиаде, школьный этап.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке заданий для школьного этапов
всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
Введение
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиад по физической культуре, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для их подготовки.
Методические рекомендации для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.
Организация и проведения школьного и муниципального этапа
Школьный этап
Школьный этап Олимпиады проводится организатором указанного этапа Олимпиады ежегодно с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.
В школьном этапе Олимпиады по физической культуре принимают участие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений.
Примеры заданий
Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера.
Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой и вариативной части Примерной программы по физической культуре.
Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура».
Примерами заданий могут служить практические и теоретико-методические задания региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет.
Требования к оборудованию
При проведении практических испытаний по гимнастике:
1. Акробатическое упражнение выполняется на дорожке не менее 12 метров в длину и 1,5 метра в ширину. Вокруг акробатической дорожки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,5 метров, полностью свободная от посторонних предметов.
2. Для выполнения упражнений на разновысоких и параллельных брусьях, бревне и перекладине используется комплект типового школьного гимнастического оборудования, установленный в соответствии с требованиями к безопасности проведения занятий.
При проведении практических испытаний по легкой атлетике:
1. Легкоатлетический стадион или манеж со специальными беговыми дорожками, секторами для прыжков и метаний.
2. Беговые дорожки, сектора для прыжков и метаний должны иметь зоны безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободные от посторонних предметов.
При проведении практических испытаний по спортивным играм:
Волейбол
1. Волейбольная площадка с разметкой, вокруг которой должна быть зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов.
2. Волейбольные стойки, сетка и мячи.
Футбол
1. Спортивная площадка со специальной разметкой для испытания, вокруг которой должна быть зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов.
2. Ворота с сеткой 3 х 2 м, футбольные мячи, фишки.
Баскетбол
1. Баскетбольная площадка со специальной разметкой, вокруг которой должна быть зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов.
2. Баскетбольные щиты с кольцами, баскетбольные мячи, фишки.
Список рекомендуемой литературы
1. Балашова, В. Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие / В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков. – М.: Физическая культура, 2007. – 132 с.
2. Бутин, И. М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / Под общей ред. Н. Н. Чеснокова. – М.: АПКиППРО, 2006. – 104 с.
4. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников по «Физической культуре» / Под общей ред. Н. Н. Чеснокова. – М.: Физическая культура, 2010. – 63 с.
5. Красников, А. А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта / А. А. Красников, Н. Н. Чесноков. – М.: Физическая культура, 2010. – 166 с.
6. Лагутин, А. Б. Командная гимнастика в школе / А. Б. Лагутин. – М.: Физическая культура, 2010. – 142 с.
7. Лагутин, А. Б. Гимнастика в вопросах и ответах / А. Б. Лагутин, Г. М. Михалина. – М.: Физическая культура, 2010. – 128 с.
8. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основа знаний: Учебное пособие / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.
9. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 13-е изд., перераб. и доп. / В. С. Родиченко и др. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
10. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общей ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 174 с.
11. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под общей ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 174 с.
12. Чесноков, Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Чесноков, А. А. Красников. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
13. Чесноков, Н. Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н. Н. Чесноков, В. В. Кузин, А. А. Красников. – М.: Физическая культура, 2005.
14. Чесноков, Н. Н. Программа Заключительного этапа XI-ой Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»: Видеофильм / Н. Н. Чесноков, Н. В. Грибанов. – М., 2010.
Примеры заданий
I тур
Теоретико-методический тур проводится во всех возрастных группах по тестовым вопросам. Юноши и девушки выполняют задание в разных сменах. Использование мобильных телефонов и других средств связи, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается. Задания для каждой группы составлены в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом. Продолжительность теоретико-методического испытания определяет жюри данного этапа. По окончании указанного времени участники обязаны сдать бланки ответов членам жюри или дежурным педагогам. Бланки ответов впоследствии шифруются и проверяются членами жюри.
II тур
Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой и вариативной части Примерной программы по физической культуре.
Функции организационного комитета
Оргкомитет выполняет следующие функции:
организует предусмотренные Олимпиадой состязания в строгом соответствии с настоящим регламентом;
обеспечивает участников Олимпиады и сопровождающих лиц программой проведения;
организует встречу, регистрацию;
обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;
обеспечивает жюри помещением для работы, техническими средствами (ноутбук, принтер, ксерокс);
инструктирует участников Олимпиады и сопровождающих их лиц;
обеспечивает оказание медицинской помощи участникам и сопровождающим лицам в случае необходимости;
обеспечивает безопасность участников, сопровождающих их лиц в период официальной программы олимпиады;
рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;
по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров Олимпиады, оформляет протокол;
Функции Жюри
Жюри выполняет следующие функции:
разрабатывает олимпиадные задания, критерии оценивания и материально-технические средства;
осуществляет контроль за работой участников во время Олимпиады;
составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады;
определяет победителей и призеров Олимпиады;
оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров.