Тестовые задания по обществознанию : Вопросы для закрепления знаний по обществознанию
Вопросы для закрепления по обществознанию.
Задание 1.
1. Назовите понятия, общие для приведённых ниже слов, объединяющее их:
1. прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность
2. сбор налогов, защита границ, издание законов
3. страта, класс, сословие
4. православие, католицизм, протестантизм
2. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным:
1. людей, находящихся вне основных социальных групп, называют люмпенами
2. судьи Конституционного суда избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ
3. общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем ним понятие «индивидуальность»
3. В случае согласия с утверждением напишите «да», если не согласны – «нет»:
1. народ России через референдум не может внести поправки в Конституцию РФ
2. хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними
имеется существенная разница
3. вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан,
регулируются нормами трудового права
4. социальная стратификация – это разделение общества на малые и большие социальные группы
5. кривая производственных возможностей отражает ограниченность экономических ресурсов
6. любой человек, не имеющий работы, относится к категории безработных
7. помилование осуществляется Президентом РФ, а амнистия – Государственной думой РФ
8. харизматическому типу господства присущ аффективный тип социального действия
9. место жительства – признак социального статуса
10. при расторжении брака обязательства по кредитному договору, заключённому один из супругов,
поровну делятся между бывшими супругами
4. Выпишите порядковые номера общественных явлений, относящихся к:
А) форме правления;
Б) политическому режиму;
В) государственному устройству
1. территориальное единство
2. соблюдении е прав и свобод человека
3. политический плюрализм
4. передача власти главы государства по наследству
5. наличие системы сдержек и противовесов
6. отсутствие разделения властных полномочий между центральной властью и регионами
7. всеобщие выборы законодательного органа власти при тайном голосовании
8. власть и личность связывают партнёрские отношения
9. формирование органов власти находится в компетентности главы государства
10. наличие у регионов органов законодательной власти
5. Что является лишним в ряду? Ответ поясните:
1. Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность
2. Пол, возраст, профессия, национальность
3. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление
4. Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение
6. Вставьте пропущенное понятие:
1. _______ - это предприятие, специализирующееся на приёме от населения денежных вкладов для
проведения финансовых операций кредитования, учёта.
2. ______ - показатель, который определяется как доля численности безработных в численности
экономически активного населения.
3. ______ - способность актива легко и быстро обмениваться на любой другой актив.
4. ______ - мера воздействия, важное средство социального контроля.
5. ______ - соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его
устремлениям.
6. ______ - самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство
товаров или услуг с целью получения прибыли.
7. ______ - это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определённую
сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение
определённой важной потребности общества.
7. Решите логическую задачу:
Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхающих под деревом. Странные это были
существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни
недели. Единорог же вёл себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во
все остальные дни недели. Они высказывали следующие утверждения:
Лев – Вчера был один из дней, когда я лгу.
Единорог – Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.
Из каких двух высказываний Алиса сумела вывести, какой день недели был вчера. Что
это был за день?
8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, следующие ситуации:
1. Семнадцатилетний Игорь, готовясь к встрече Нового года, решил приобрести в магазине бутылку
шампанского. Зная о том, что продажа алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена
законом, он предъявил продавцу помимо паспорта копию решения суда об объявлении его
полностью дееспособным.
Что в этой ситуации обязан сделать продавец? Свой ответ обоснуйте.
2. Пятнадцатилетний Василий нанёс на здание, в котором располагалась некоммерческая организация
«Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты».
После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая
организация действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными
организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.
Квалифицируйте деяние Василия.
3. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился тринадцатилетний Андрей. Он подал заявление с
просьбой принять его на работу в свободное от учёбы время. Родители Андрея согласны, чтобы их
сын работал.
Будет ли в данном случае подросток принят на работу. Свой ответ аргументируйте.
4. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан
России.
Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на
обсуждение Государственной думы? Свой ответ аргументируйте.
9. Установите соответствие между именами мыслителей и их высказываниями:
А. Несчастье – и в нём заключено счастье. Счастье – в нём заключено
несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. 1. З. Фрейд Б. Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в
четвёртой в ход пойдут камни и дубинки. 2. Ф. Достоевский
В. Но если Россия , скажет нам, не принадлежит к Европе по праву рождения,
она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась (или, по
крайней мере, должна сделаться) участницей в её трудах, в её триумфах. 3. Ф. Ницше
Г. Если ты столкнулся с противником, победи его любовью. 4. Лао Цзы
Д. Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было
бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться с Христом,
нежели с истиной. 5. А. Эйнштейн
Е. Основная задача культуры – защитить человека от природы. Это только
иллюзия, что природа позволяет нам делать всё, что угодно, она
ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его. 6. Ж. Руссо
Ж. Человек – это канат, натянутый между животными и сверхчеловеком, -
канат над пропастью. 7. Н. Данилевский
8.М. Ганди
10. По какому признаку объединены выделенные на карте государства?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (
1. 2. 3. 4. 5.
4. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, следующие ситуации:
1.Шестнадцатилетняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила
развестись и предъявить иск о разделе имущества. Её совершеннолетний супруг заметил, что она
недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде.
Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.
2.После смерти сына дедушка обратился в суд о взыскании алиментов со своего совершеннолетнего
и трудоспособного внука.
Удовлетворит ли суд данное заявление? Свой ответ аргументируйте.
3. ООО – 1 заключило договор поставки своего товара с ООО – 2. Однако в оговоренный срок товар
поставлен не был.
Какая ответственность может быть возложена на ООО – 1?
В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?
4. Шестнадцатилетний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался
расклейкой агитационных материалов.
Являются ли действия Е. правомерными? Почему?
Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?
5. Выполните задание к тексту:
Итальянский мыслитель Вильфредо Парето выделял два типа элит. Первый тип элиты, в котором
преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путём использования убеждения, подкупа, обмана,
прямого одурачивания масс. Элита больше заботится о настоящем и меньше – о будущем. Интересы
материальные преобладают над идеальными интересами; интересы индивида – над интересами семьи,
других социальных групп, нации. Второй тип элит, в котором преобладает инстинкт «настойчивости в
сохранении агрегатов» характеризуется агрессивностью, авторитарностью, упорством,
непримиримостью, подозрительностью к маневрированию и компромиссам. Каждый из типов элит
выполняет в обществе особую полезную функцию. Для обозначения данного типа элит Парето
использовал термины – образы, где каждый тип соотносился с определённым животным.
Определите слова, выделенные в тексте. Укажите, какие это животные, если эти термины –
образы позаимствованы из произведения Н. Макиавелли «Государь»? Какую особую полезную
функцию выполняет в обществе каждый из типов элит?
6. Отметьте, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:
1. терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом» спокойствия,
психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку в защиту своим членам;
2. старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости –
тревожные симптомы демографической ситуации в России;
3. статус, которым обладает человек на основании членства в семье, ориентирует его на множество
межличностных отношений (отношений с родителями, братьями, сёстрами и другими
родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той
социальной группе, к которой принадлежит семья;
4. семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребёнка, её нельзя заменить
никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает
индивида с «большим миром»;
5. ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего
труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета
занимает важное место в семейной жизни;
Характеристика
Функции семьи
1
2
3
4
5
7. Прочитайте текст и выполните задание к нему:
«Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе, становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность.(3) Привитые личные качества и стереотипы (4) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру(5).
Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ – древнерусской традиции (6), самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (7) и полуазиатский быт.
Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».
( Т.А.Коваленко, российский культуролог)
1. Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Раскройте каналы социализации российского дворянства XVIII века.
8. Выполните задание к тексту:
«Подчиняться государству – значит подвергаться наблюдению, инспекции, шпионажу, руководству, правовому принуждению, подсчету, регуляции, регистрации, индоктринации, проповеди, контролю, проверке, оценке, экономической оценке, цензуре, командованию, причем со стороны созданий, не имеющих на то права, не отличающихся ни умом, ни добродетелью.[Это] значитподлежать регистрации, переписи, налогообложению, «штампованию», измерению, исчислению, оценке, лицензированию, разрешению, наставлению, предостережению, запрещению, реформации, коррекции, наказанию. Это значит под предлогом государственных интересовбыть предметом поборов, муштры, эксплуатации, монополизации, вымогательства, давления, обмана, грабежа; а при малейшем сопротивлении, при первом же слове недовольства вас репрессируют, оштрафуют, обольют грязью, доведут до изнурения, затравят, оскорбят, изобьют, укротят, свяжут, задушат, бросят в тюрьму, осудят, приговорят, расстреляют, вышлют, сделают жертвой, продадут, предадут, а в довершение – выставят на посмешище, подвергнут издевательствам, насмешкам, оскорблению и унижению. Вот правление государства; вот его справедливость; вот его нравственность».
1. Представителю какой политической идеологии принадлежит данное высказывание?
2. Как называется противоположная идеология?
Ключ ответа на вопросы для закрепления по обществознанию.
Задание 3.
1. Да
2. Нет
3. Нет
4. Да
5. Нет
6. Нет
7. Нет
8. Да
9. Да
10. Нет
1. Ценовые субсидии; - это инструмент государственной политики, направленный на регулирование рынка. Все остальные понятия характеризуют механизм рыночного равновесия.
2. Политические убеждения
3. Холдинг, все остальные виды монополистических объединений.
4. Австралия, все остальные страны постоянные члены ООН.
1. Католицизм
2. Ислам
3. Иудаизм
4. Православие
5. Буддизм. Выпадает символ 3 – это иудаизм, так как все остальные – символы мировых религий.
1.Права Н. Если несовершеннолетний гражданин (до 18 лет) вступил в брак с соответствующего разрешения, он приобретает дееспособность в полном объеме, в том числе и в части гражданского процесса. «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет» (ст. 21 ГК). Так, вступившая в брак 16-летняя, вправе самостоятельно возбудить дело о признании этого брака недействительным (или о его расторжении), она может предъявить иск о взыскании алиментов на ребенка и о разделе имущества. В этот же период она вправе предъявить любой другой иск, вытекающий из иных (например, жилищных) правоотношений.
2. Да, так как по СК РФ внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения содержания от детей.
3. Гражданско-правовая ответственность, в форме неустойки за недопоставку или просрочку поставки товаров.
4.Нет, это административное правонарушение (ст. 5.11 КоАП РФ): несовершеннолетние относятся к категории лиц, которым участие в предвыборной агитации запрещено законом.
1. Элита – социальная группа, осуществляющая функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
2. Инстинкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения.
3.Индивид – особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.
4. Нация – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.
5. Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
6. Компромисс – разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
7. Лисы и львы. Функции развития и стабилизации
Характеристика
Функции семьи
1
рекреативная
2
репродуктивная
3
социально-статусная
4
воспитательная
5
хозяйственно-экономическая
1. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
2. Социальный институт – форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
3. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
4. Стереотип – привычное отношение к определенному объекту, сложившееся под влиянием жизненных условий, социального окружения и предшествующего опыта.
5. Культура – вся преобразовательная деятельность человека.
6.Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах.
7.Деспотизм – самовластие и произвол, подавляющие всякое проявление чужой, свободной воли.
2. В тексте названы следующие каналы социализации:
- приобщение к французской языковой культуре;
- усвоение определенных поведенческих моделей, манеры одежды;
- сословная система образований;
- государственная служба;
- семья, семейные традиции и порядки.
1. Анархисту (Ж. Прудон)
2. Этатизм
Вопросы для закрепления по обществознанию.
Задание 4.
1. В случае согласия с утверждением напишите «да», если не согласны – «нет»:
1. Самопознание – это взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения
природы и людей.
2. Подоходный налог относится к числу косвенных.
3. Познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов.
4. Вопросы относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан,
регулируются нормами трудового права.
5. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой – либо
идеологии в качестве государственной.
6. Образ своего «Я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании,
источником его развития.
9. Интерес – это нужда или недостаток в чём – либо необходимом для существования и развития
индивида.
10. Признание обществом или его большей частью законности существующей власти называется
легитимностью власти.
2. Установите соответствие между именами мыслителей и принадлежащими им
высказываниям:
1.Н.А. Бердяев А. в соответствии с общественным договором человек теряет
естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право
собственности на всё, чем обладает
2.Конфуций Б. дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно
3.В.И. Ленин В. страх перед живыми поддерживается государством, а «страх перед
мёртвыми – церковью»
4.К. Маркс и Ф. Энгельс Г. человек совершенно свободен в своей внутренней жизни
5.Ж.Ж. Руссо Д. без революционного насилия невозможно сломить сопротивление
эксплуататоров
6.Ж.П. Сартр Е. история не может иметь смысла, если она никогда не окончится,
если не будет конца;
7. А. Смит Ж. будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь
8. Г. Спенсер З. помни, что время – деньги
9. Б. Франклин И. история до сих пор существующих обществ была историей борьбы
классов
3. Найдите в приведённом перечне категории населения, которые включаются в
численность рабочей силы:
1.домохозяйки
2. частично занятые на производстве
3. не имеющие работы, но активно её ищущие
4. отбывающие срок заключения в тюрьмах
5. работающие по гибкому графику
6. работающие по вахтовому методу
7. студенты дневного обучения
Ключ ответа на вопросы для закрепления по обществознанию.
Задание 3.
1. Нет
2. Нет
3. Да
4. Нет
5. Нет
6. Да
7. Нет
8. Да
9. Нет
10. Да
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Е
Ж
Д
И
А
Г
Б
В
З
2,3,5,6
Рисунок 1http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD %D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85 %D0%B2 %D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E&pos=7&uinfo=sw-1349-sh-673-fw-1124-fh-467-pd-1&rpt=simage&img_url=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Location_NATO.svg/616px-Location_NATO.svg.pngРисунок 115