Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.
Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.
Р.Ф.СалиховаГБОУ РХГИ им.К.А.Давлеткильдеева, г.УфаПродолжительность: 2 урока (80 мин), 7 класс.
Тип занятий: упражнение по теории композиции.
Тема : типы композиционного построения.
Цель урока: дальнейшее изучение теории композиции и развитие творческих способностей в композиции.
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с типами композиционного построения картин;Развивающие: обогащение речи, развитие мыслительных операций;
Воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету, умение свободно выражать и доказывать свои мысли.
Цель применения ИКТ на уроке: активизации познавательной деятельности учащихся, формирование информационной культуры.Оборудование: репродукции работ картин художников, бумага формата А4,
чёрный маркер, компьютер, демонстрационный экран, проектор.
Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft PowerPoint, электронная презентация.
Место фрагмента с использованием ИКТ в структуре урока:
объяснение нового материалаПлан урока:
Организационный момент–5 мин, объяснение нового материала–15 мин,
практическая работа–50 мин, итоги–5 мин, задание на дом–5 мин.
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Провести инструктаж по ТБ;
отметить отсутствующих, установить должную дисциплину Приготовить рабочее место
Объяснение нового материала
Беседа по пройденному материалу.
Что такое «композиция»?
Композиция — это соединение в единое целое нескольких разнородных частей, в основе которых лежит идея. Композиция строится по определенным законам, всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Какие средства художественной выразительности композиции вы знаете?
Контраст, ритм, симметрия, асимметрии, равновесие частей, сюжетно-композиционный центр, формат, пространство, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, открытость и замкнутость, целостность. Беседа-лекция.
Существуют множество типов композиций, основные: закрытая, открытая, симметричная, асимметричная, статичная, динамичная. Закрытый (устойчивый) отличаются тем, что при применении этого типа превалируют центростремительные силы, стягивающие изображения к композиционному центру. Открытый (панорамный, фризовый) отличается тем, что при применении этого типа преобладают центробежные разнонаправленные силовые линии. Высказывания в соответствии с темой
Совместное обсуждение
Использование медиа-ресурсов.
Закрытый тип.
Открытый тип.
А. Рылов «В голубом просторе»
А. Рублёв «Троица» Открытый тип.
нет преград по бокам картины, зритель может домысливать над сюжетом, линия горизонта низкая, движение волн и птиц мысленно раздвигает рамки картины.
Закрытый тип.
есть преграды в виде объектов изображения;
взгляд зрителя устремлён в геометрический центр картины;
склонившиеся к центру фигуры вписываются в круг, что ещё более усиливает эффект замкнутости;
тип, характерный для икон.
Практическая работа
Беседа о практической работе.
Выполнение 2 рисунков, по одному типу;
коллегиальный выбор интересных сюжетов. Эскизирование, перенос рисунка,
обводка маркером.
Подведение итогов
Беседа-опрос по выполненным работам.
Все ли справились с сегодняшними задачами?
Какие работы вам больше всего импонируют? Совместное обсуждение и подведение итогов
Задание на дом
Беседа о домашнем задании.
Выполнение 2 рисунков, по одному типу композиции;
задача сложнее: объекты изображения одни и те же, только изобразить следует в соответствии с темой. Образцы детских творческих работ.
Открытый тип.
Зайцев Данил, 12 лет
Закрытый тип.
Бадретдинова Алия, 14 лет