Урок по природоведению Значение воды в природе. Использование воды человеком.


Тема. Значение воды в природе. Использование воды человеком.
Цель: познакомить учащихся со значением воды в природе и жизни человека; воспитывать бережное отношение учащихся к водным ресурсам планеты.
Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии по данной теме.
Базовые понятия и термины: вода, водные ресурсы, загрязнение воды.
Тип урока: усвоение новых знаний
Структура урока.
I. Организационный момент1 мин.
II. Проверка домашнего задания5 мин.
III. Актуализация опорных знаний 5 мин.
IV. Изучение нового материала25 мин.
Значение воды в природе
Использование воды человеком
V. Закрепление и обобщение знаний 5 мин.
VI. Домашнее задание 2 мин.
VII. Подведение итогов1-2 мин.
Ход урока
II. Проверка домашнего задания
Закончить предложения
При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается, при замерзании снова _______ (расширяется).
Вода прозрачна, не имеет цвета, запаха и ________ (вкуса).
Образуется при растворении вещества в воде _______ (раствор).
Твердое, жидкое, газообразное _______ (агрегатное состояние).
Вода подо льдом всегда имеет температуру _______ (+4 C).
Соль, сахар, лимонная кислота по отношению к воде _______ (растворимые) вещества.
Вода плохо проводит тепло, медленно нагревается и медленно _______ (охлаждается).
Придает морской воде соленый вкус _______ (поваренная соль).
Вода замерзает при температуре ниже _______ (0 С).
Вода способна при температуре _______ (+100 С) переходить из жидкого состояния в газообразное.
III. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним.
Какого значение воды для растений и животных?
Как человек использует воду в своих целях?
Какие условия необходимы для образования почвы?
IV. Изучение нового материала.

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.” (Антуан де Сент-Экзюпери)
Учитель объявляет тему и цель урока.
1). Значение воды в природе
Без воды не может существовать ни один живой организм. Какого же значение воды? Рассказ учителя (учащиеся делают краткие записи в тетради )Вода входит в состав растений и животных. Например: огурец состоит на 95% из воды, картофель - на 77%, медуза - на 98%, а тело человека - на 70%. Давайте рассчитаем, сколько воды содержится в каждом из вас. Для этого нужно знать свою массу. Например: масса человека - 50кг, тогда
50кг - 100%x = 50 * 70 / 100 = 35 кг воды
x кг - 70%
В составе крови вода разносит питательные вещества по всему организму. Испаряясь с поверхности кожи, она препятствует перегреванию тела.
2. Вода принимает участие в образовании почвы (§ 33).
3. Вода принимает участие в питании растений. Вода растворяет питательные вещества почвы и поставляет их стеблям, листьям, плодам. Кроме того, для образования в растениях органических веществ тоже нужна вода.
4. Вода - среда обитания живых организмов: водорослей, рыб, дельфинов, китов.
2). Использование воды человеком
С древних времен люди поселялись возле водоемов, образуя возле них села и города. Вода человеку необходима для:
Гигиены (купания; мытья рук, посуды; уборки).
Приготовление пищи.
Содержание животных.
Полива растений.
Отдыха.
По воде перевозят грузы.
Вода может иметь и разрушительную силу. Большой вред наносят людям цунами, сели, снеговые лавины, наводнения. Вода не только дарит жизнь, но и может забирать ее. 85% всех болезней на свете передается через воду.
Физкультминутка
Опережающее задание (сообщение учащегося).
Интересные факты о водеЗа всю жизнь человек выпивает 35 тон воды.
Если бы все ледники сразу бы растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы на 64 метра.
Во время жажды бизоны чувствуют воду за 5 - 7 км.
Верблюд массой 250 - 300 кг может выпить в жару за раз 100л воды.
Во время одного эксперимента кактус массой 37кг не поливали 6 лет. За это время он потерял 11 кг и остался живым.
Если человек потеряет 2% воды от массы тела, то он ощущает сильную жажду. Если - 10%, то у человека начинаются галлюцинации. Если - 20% человек умирает.
В стакане воды содержится около 8 септиллионов молекул воды (8 * 1024).
Во время намыливания рук из крана зря вытекает более 2-х литров воды.
Если из крана капает вода (10 капель в минуту), то в месяц из него вытекает 700 литров воды, в год - более 2000 литров.
Одна тонна нефти образует на поверхности воды пленку площадью 12 км2Загрязнение воды
Человек в процессе своей жизнедеятельности загрязняет воду. Основными источниками загрязнения воды являются: атмосферные осадки, стоки из полей, ферм, сточные воды промышленных заводов, аварии танкеров с нефтью.
V. Закрепление и обобщение знаний.
Решить задачу. Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту.
Решение: 1) 0.25л * 60мин = 15л (за час)
2) 15л * 24ч = 360л (в сутки)
VI. Домашнее задание. § 37 учить. Разработать буклеты-памятки “Береги воду - богатство Земли ”.
VII. Подведение итогов.