Урок окружающего мира по теме: РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ) ,с использованием приёмов технологии критического мышления.
МОУ лицей « МОК №2» г. Джанкоя
учитель высшей категории Хохлова Т.С.
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ)
Цель: познакомить учащихся с группами растений, используя методические приёмы технологии критического мышления.
Задачи:
расширить представление детей о разнообразии растений;
содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;
развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы;
способствовать формированию умения выделять главное в устной и письменной речи, умения применять знания в жизненных ситуациях;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Оборудование: таблица «Части растений», учебник, гербарий «Основные группы растений»; мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки для составления схемы, карточки для самопроверки, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова (направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе)
1. Актуализация опорных знаний.
Составление таблицы «Природа» (индивидуальная работа у доски)
(у ученика карточки со словами: природа, живая, неживая, растения, животные, грибы, бактерии)
– Возможна ли жизнь животных и человека на Земле без растений? Почему? (растения образуют питательные вещества, которые нужны живым организмам, выделяют кислород и поддерживают состав воздуха, необходимый для дыхания)
- А что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества – это объекты неживой природы.)
- Какой вывод можете сделать? (живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом)
В результате обсуждения на доске появляется схема:
2. Формулирование учащимися темы, задач урока.
- Сформулируйте тему нашего урока «Группы растений». (Слайд 1)
- Что мы знаем о строении растений? (таблица)
- Царство растений очень большое, учёные насчитывают 500 000 видов. Все виды растений в зависимости от их строения обледенены в группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. (Слайд 2)
- Сегодня мы познакомимся подробно с такими группами: мхи, лишайники, водоросли и папоротники.
- Какие задачи мы должны решить на уроке, на какие вопросы получить ответы?
(Дети высказывают свои предположения, которые записываются на доске. Самый важный из них - Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?)
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы изучаем именно эти группы? Знаете вы это или нет?
- А когда вы сможете ответить на этот вопрос? (после изучения ной темы)
III. Стадия осмысления (направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Работа в группах. (4 человека) (Методический приём – взаимообучение– позволяет учащимся оказаться в роли и учителя, и ученика).
- Дома вы готовили самостоятельно информацию об одной из групп, некоторые получали консультации у учителя, товарищей, родителей. Сейчас вы поделитесь полученными знаниями со своими одноклассниками. Все, кто слушает должны быть очень внимательны, если что-то не поняли, задать вопрос товарищу. После такого обучения, вы выполните проверочную работу, которая покажет, как вы сумели обучить и обучиться (рассказ «учителя» сопровождается показом растений из гербария)
- Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос:Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?
IV. Стадия рефлексии. (соотнесение «новой информации» со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения)
1. Самостоятельная рефлексия.
- Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали и ответьте на вопросы, которые написаны на карточках и на слайде 3
1. Где растут водоросли?
2. Какие части растений есть у водорослей?
3. Какие два организма живут в лишайниках?
4.Каких частей растений нет у лишайников?
5. Где можно встретить лишайники?
6. Где встречаются мхи?
7. Какие части растений есть у мхов?
8. Какие части растений есть у папоротников?
9.Что общего…
2. Обобщение полученных знаний.
- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами)
- Проверим наш вывод с учебником с 139 - 140 – первый абзац.
- Можем ли мы после получения новых знаний расширить схему, составленную в начале урока?
(Конечно, мы добавим изученные группы растений - водоросли, лишайники, мхи, папоротники)
- Как выдумаете, эта схема уже завершена?
(Учащиеся предполагают, что схему мы будем дополнять и на дальнейших уроках окружающего мира)
3. Вопросы для самых внимательных слушателей:
- Какие знания об одной из изучаемых групп помогут вам в походе, если вы поранили руку? (мох сфагнум – хороший перевязочный материал, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость)
- О чём вам скажет отсутствие мхов и лишайников?
- Что бы вы сказали девушкам, которые пытаются найти счастье в ночь на праздник Ивана Купалы?
- Можно ли прямо сейчас увидеть представителей группы папоротников? (В классе НЕФРОЛЕПИС, АДИАНТУМ)
4. Просмотр слайдов по теме урока. (слайды 4- 29)
- Что поразило или заинтересовало вас в увиденном?
5.Первичная проверка изученного материала
Написать ответ одним словом (слайд 30)
- Эти растения часто называют тиной? (водоросли)
- Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи)
- Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники)
- Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники)
- Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель)
- Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли)
- Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)
Взаимопроверка. (слайд 30)
6. Работа в парах (по выбору учащихся)
- Расположение растений на ленте времени
- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)
Мхи
Маленькие, необычные
Растут, удивляют, размножаются спорами.
Мхи – показатели экологии.
Первопроходцы суши.
Лишайники
Необыкновенные, странные
Растут, очищают воздух, размножаются спорами
Лишайники - корм северных оленей
Долгожители.
Папоротники
Высокие, красивые
Не цветут, растут в лесу, удивляют
Папоротники ищут на Ивана Купала
Современники динозавров
V. Подведение итогов урока.
- Смогли ли мы ответить на основной вопрос, который поставили себе в начале урока?
- Что больше всего понравилось в уроке?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Что ещё хотелось бы узнать по изучаемой теме?
(высказывания детей:
- В природе столько интересного и неизвестного, хочется узнавать всё больше и больше.
-Я с нетерпением жду следующего урока окружающего мира, чтобы открыть ёще одну страничку знаний.
- Я согласна с высказыванием «Природа – такая фантазёрка».
- Мне нравится учиться, мир настолько необыкновенный, что, кажется сколько бы ты ни узнавал, всегда останется какая-то тайна.)
V. Домашнее задание.
- Подготовить тонкие и толстые вопросы по изученной теме.
- По желанию – найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.
Окружающий мир.1 класс
Тема урока: «Жизнь насекомых весной».
Цель урока: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Дидактической задачей данного этапа является подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
-А какой урок у нас начинается?
-Проверим, все ли готово к уроку? (учебник, рабочая тетрадь, пластилин, карандаши)
-Что еще пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знание, ум).
-Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас все получится.
2.Актуализация знаний.
В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые теоретические знания по данной теме. Систематизация и обобщение теоретического материала обеспечивает восприятие и осознание дальнейших заданий и упражнений.
- Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Какая фраза из загадки помогла вам догадаться, что речь идет о весне?
-А какое сейчас время года? (Весна)
-Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей)
3.Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
На данном этапе создаем направленность на учебную работу, стимулируем процесс обучения на достижение поставленных целей. Тему урока озвучиваем в совместной деятельности с учащимися. Стихотворение создает эмоциональный настрой на урок. При формулировании целей урока четко и однозначно указываем, какие умения будут отрабатываться.
-Садитесь поудобнее, начинаем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же мы встретим первым?
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел! (Бабочка)
-Как вы думаете, к какой группе животных относится бабочка? (К насекомым).
-Сегодня мы с вами будем говорить о жизни насекомых весной.
-Насекомые – самая многочисленная группа животных. Зоологам известно уже более 1 млн. видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых. Одних только бабочек насчитывается более 110 000 особей.
Слайд 1.
-Посмотрите, как выглядит бабочка. С чем поэт сравнил крылья бабочки? ( С цветком)
- Какие крылья у бабочки? ( Яркие, воздушные, легкие, большие).
-А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
4. Физминутка «Бабочка».
-Давайте встанем и представим себя бабочками:
Утром бабочка проснулась –
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
- Какие красивые бабочки получились. Присаживайтесь на свои «цветочки-стульчики».
-Послушайте загадку о том, кто прилетел к бабочке в гости.
На лужайке, на ромашке
Он летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
-Что это за насекомое? (Жук)
Слайд 2.
-Посмотрите на жука. Сколько ножек у насекомого? (Шесть).
- А есть ли у жука крылья? Какие они? (Верхние-жесткие, нижние – тонкие, прозрачные).
-А сейчас закройте глазки, к нам еще кто-то летит в гости…
Фонограмма (включить жужжание пчелы)
Если не узнают, прочитать:
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. ( Пчела)
Слайд 3.
-А какой звук произносит пчела? (З-з-з)
-Ребята, а есть ли у пчелы крылья? Какие? Сколько ножек? Посчитайте.
-Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.
-Нам встречается новое животное.
-Кто же это? (Паук).
Слайд 4.
-Этот паучок гуляет по траве. А где еще можно встретить паучков и больших пауков?
-Как называется их домик? (Гнездо из нитей паутины).
-А пауки летают? Почему нет? (У них нет крыльев).
-А что вы можете сказать о количестве ног? (Восемь).
-Верно, поэтому пауки не относятся к насекомым!
-Отгадайте еще загадку:
Ростом мал, но работящий!
Он - охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)
Слайд 5.
-Почему они так быстро бегают? (У них 6 ножек, как и у других насекомых).
5.Практическая работа. Работа в парах.
- Ребята, давайте смастерим нашему муравьишке друзей. Сначала сделаем головку. Для этого возьмем пластилин, поделим его на две части. Скатаем два шара, из одного шара сделаем головку, приделаем усики, вставим глазки. Второй шар будет грудка, прикрепим ее к головке. Затем грудку соединим с брюшком, для этого возьмем желудь. Чего не хватает нашим муравьям? (Ножек). А сколько ножек у наших муравьишек?
-Ножками будут веточки березы.
-Сделали, теперь проводим муравьишек домой. А как называется их домик? (Муравейник).
6.Музыкальная физминутка.
7.Работа над проблемной ситуацией.
-Послушайте, о ком я говорю?
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
-Где-то спрятался кузнечик в нашем классе. Попробуйте его разыскать.
Слайд 6.
-Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (длинные)
-Ребята, бабочки, пчелы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые.
Летит-гудит,
Сядет-молчит. (Шмель)
Слайд 7.
-Почему кузнечик зеленый, а шмель-пестрый?
8.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
-Откройте учебники на с.158
-Прочитайте рассказ «Весенние картинки». Беседа по тексту.
-О ком говорится в тексте? (о жуке жужелице.)
-Что интересного из этого текста вы узнали?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Что делает пчела?
-Где находится майский жук?
-За кем охотится жужелица?
-Переверните страничку, рассмотрите рисунки в учебнике.
-По каким признакам мы можем отличить насекомых от других животных?
Хорошо читающий ученик на с.161.читает вывод.
9.Работа по карточкам. (Сюрпризный момент).
-В ваших рабочих тетрадях находятся конверты с заданиями.
-Дорисуйте на карточках недостающие части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются.
(ученики работают с карточками.)
- Как передвигаются пчёлы, бабочки, стрекозы? (летают). Что дорисовали?
- Как передвигаются муравьи? (бегают.) Что дорисовали?
-Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают.)
10.Итог урока.
-Назовите отличительные особенности насекомых от других животных?
-Как передвигаются насекомые?
-Что показалось самым интересным на уроке? И что нового узнали для себя?
-Сегодня на уроке мы узнали: кто такие насекомые, где они живут? Нужны ли эти маленькие существа на Земле?
Сообщение учащегося: Все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и, кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
-Правильно, ребята! В природе нет ничего лишнего. И насекомые нуждаются в охране. Многие насекомые занесены в Красную книгу.