Рабочая программа с КТП по окружающему миру УМК Планета знаний ФГОС


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»; Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г. Ивченкова; И.В. Потапов, Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы школы.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального общего образования, в том числе в 3 классе — 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Обоснование выбора тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
Реализация национально-регионального компонента осуществляется по нескольким содержательным линиям:
Содержательная линия образования "Социально-экономическая и правовая культура"
Изучение социально-экономической и правовой культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие знаний о социокультурных и социально-экономических особенностях места своего проживания, Ростовской области;
воспитание чувства гордости за место своего проживания, за себя как жителя Ростовской области.
Содержательная линия образования "Культура здоровья и охрана жизнедеятельности"
Изучение культуры здоровья на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья как основы гармоничного существования человека;
формирование основных умений и навыков самопознания, самооценки и саморегуляции психофизического и социального здоровья;
формирование основных навыков безопасной организации повседневной жизни.
Содержательная линия образования "Экологическая культура"
Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие поведения, соответствующего нормам и правилам отношения к природе с учетом освоенных в дошкольном возрасте навыков;
выработка основных представлений о современной экологической культуре;
воспитание ориентации и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом физических возможностей и приобретенных знаний.
Содержательная линия образования "Информационная культура"
Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках;
овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач;
формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.
Содержание учебной программы.
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
• понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
• понимание необходимости бережного отношения к природе;
• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
• понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
• понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
• понимания своей сопричастности к жизни страны;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• называть характерные признаки времён года;
• различать и называть части растений;
• ухаживать за комнатными растениями;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
• различать и называть основные части тела человека;
• называть органы чувств и рассказывать об их значении;
• приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
• рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
• характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
• называть основные возрастные периоды жизни человека;
• рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
• называть некоторые отличительные признаки основныхгрупп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
• рассказывать о способах движения и питания животных;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• рассказывать, как развивается растение из семени;
• выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
• выражать приветствие, благодарность, просьбу;
• выполнять элементарные правила личной гигиены,
пользоваться предметами личной гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников
школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• узнавать герб и флаг России, называть её столицу;
• различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
• определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
• осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
• группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся могут научиться:
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
•что такое явление природы;
•что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
•устройство компаса;
•о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
•о круговороте воды в природе;
•легко определяемые свойства воды (3—4);
•о водоёмах (река, озеро, море);
•о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
•легко определяемые свойства воздуха (3—4);
•состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
•о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
•что такое горные породы и полезные ископаемые;
•свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;
•о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
•о почве, её значении и необходимости охраны;
•о четырёх царствах живой природы;
•об органах растений и их значении;
•особенности размножения и развития растений;
•о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
•об отличительных признаках основных групп животных;
•особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
•некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
•о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
•названия важнейших органов человека и их функции;
•основные правила личной гигиены;
•какие народы живут на территории России;
•символику своего города;
•столицу России;
•государственные символы России;
•как называется главный закон страны;
•как устроено наше государство;
•основные права и обязанности ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
•находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
•различать наиболее распространённые растения
•различать наиболее распространённых животных
•проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
•устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
•приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
•выполнять правила личной гигиены;
•оценивать своё поведение в природе;
•выполнять правила поведения в природе;
•находить на карте город (село), в котором они живут;
•рассказывать о главных символах государства;
•рассказывать о символах своего города;
•рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
•рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Учащиеся могут знать:
•что такое открытая и закрытая линия горизонта;
•что называют свойством тела и вещества;
•о физических и химических явлениях природы;
•об использовании энергии воды и ветра;
•о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
•о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
•о значении бактерий в природе и жизни человека;
•об особенностях питания и дыхания растений;
•об условиях прорастания семян;
•о предках культурных растений и домашних животных;
•об обычаях и традициях своего народа;
•об истории возникновения своего города (села);
•историю возникновения герба своего города;
•историю происхождения и развития основных символов государства;
•основные моменты развития органов власти страны;
•историю происхождения государственных наград.
Учащиеся могут уметь:
•находить стороны горизонта по местным признакам:
•моделировать несложные природные процессы;
•объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
•выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
•пользоваться различной справочной литературой;
•получать информацию, используя тексты, таблицы, ри¬сунки, схемы;
•сравнивать и делать выводы.
Система оценки планируемых результатов:
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
Основной учебник:
Потапов И.В.Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник 1-4 класс
Потапов И.В. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1, № 2 1-4 класс
Дополнительная литература:
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов , Обучение в 3 классе по учебникам "Окружающий мир"
Перечень интернет ресурсов:
http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
Справочно- информационные программы
http://ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия
Программа-тренажер для начальной школы
.
Сайты для учителей начальной школы
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm
Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/
"Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
Прекрасная коллекция клипариков, фоны и многое другое: www.lenagold.ru.
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first=
Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:
http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/sound.htmlНационально-региональный компонент содержания образования.
Для реализации национально-регионального компонента используется следующая информация:
Росто́вскаяо́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.
Административный центр:  город Ростов-на-Дону (население более 1 млн человек), крупный промышленный, культурный и научный центр, морской порт, важный транспортный узел, с 2000 года — центр Южного федерального округа.
Граничит: на востоке — с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским иСтавропольским краями, республикой Калмыкией, на западе — с Украиной.В 2007 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Ростовской области.
География
Расстояние по прямой от Москвы — 756 км. На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы — Дон (длина 1870 км), расположено Цимлянское водохранилище (объём 24 млрд м³). Судоходны основные притоки Дона: реки Северский Донец и Маныч. Озёра занимают лишь 0,4 % территории области. Часть гидроэнергетического потенциала реализуется на Цимлянской ГЭС в размере 630 млнкВт·ч.
Минеральное сырьё включает группу топливно-энергетических ресурсов, среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд м³. Имеются также месторождения железной руды, флюсовых известняков, строительных материалов, поваренной соли, природного газа.
Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции.
Административно-территориальное деление
Основная статья: Административно-территориальное деление Ростовской областиВ состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе:
12 городских округов,
43 муниципальных района; в состав муниципальных районов входят:
18 городских поселений,
390 сельских поселений[5],
что определено Областным законом от 25.07.2005 № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области».
Муниципальные районы
№п/пМуниципальныйрайонОКАТОАдминистративныйцентр1 Азовский60 201 000 город Азов2 Аксайский60 201 001 город Аксай3 Багаевский60 205 000 станица Багаевская4 Белокалитвинский60 206 000 город Белая Калитва5 Боковский60 207 000 станица Боковская6 Верхнедонской60 208 000 станица Казанская7 Веселовский60 209 000 посёлок Веселый8 Волгодонской60 212 000 станица Романовская9 Дубовский60 213 000 село Дубовское10 Егорлыкский60 215 000 станица Егорлыкская11 Заветинский60 217 000 село Заветное12 Зерноградский60 218 000 город Зерноград13 Зимовниковский60 219 000 посёлок Зимовники14 Кагальницкий60 222 000 станица Кагальницкая15 Каменский60 223 000 рабочий посёлок Глубокий16 Кашарский60 224 000 слобода Кашары17 Константиновский60 225 000 город Константиновск18 Красносулинский60 226 000 город Красный Сулин19 Куйбышевский60 227 000 село Куйбышево20 Мартыновский60 230 000 слобода Большая Мартыновка21 Матвеево-Курганский60 231 000 посёлок Матвеев Курган22 Миллеровский60 232 000 город Миллерово23 Милютинский60 233 000 станица Милютинская24 Морозовский60 234 000 город Морозовск25 Мясниковский60 235 000 село Чалтырь26 Неклиновский60 236 000 село Покровское27 Обливский60 240 000 станица Обливская28 Октябрьский60 241 000 рабочий посёлок Каменоломни29 Орловский60 242 000 посёлок Орловский30 Песчанокопский60 244 000 село Песчанокопское31 Пролетарский60 245 000 город Пролетарск32 Ремонтненский60 247 000 село Ремонтное33 Родионово-Несветайский60 248 000 слобода Родионово-Несветайская34 Сальский60 250 000 город Сальск35 Семикаракорский60 251 000 город Семикаракорск36 Советский60 252 000 станица Советская37 Тарасовский60 253 000 посёлок Тарасовский38 Тацинский60 254 000 станица Тацинская39 Усть-Донецкий60 255 000 рабочий посёлок Усть-Донецкий40 Целинский60 256 000 посёлок Целина41 Цимлянский60 257 000 город Цимлянск42 Чертковский60 258 000 посёлок Чертково43 Шолоховский60 211 000 станица ВёшенскаяНаселение
Численность населения:
2009 — 4241,8 тыс. человек,
2005 — 4334,4 тыс. человек,
2002 — 4404,0 тыс. человек.
Плотность населения — 42,1 чел./км² (2009), удельный вес городского населения — 66,9 % (2009).
Большинство населения составляют русские. Также в области проживают украинцы (2,7 %), армяне (2,5 %, большинство в Мясниковском районе и Ростове-на-Дону).
Народ Численность в 2002 году,человек[6]Русские3 847 343 (87,3 %)
в том числе казаки87 492 (2 %)
Украинцы118 486 (2,7 %)
Армяне109 994 (2,5 %)
Турки28 285 (0,75 %)
Белорусы26 604
Азербайджанцы16 498
Чеченцы15 469
Цыгане15 138
Корейцы11 669
Грузины10 636
Молдаване7599
Лица, не назвавшие национальность 7507
Татары6840
Даргинцы6735
Евреи4984
Аварцы4040
Лезгины3659
Удмурты3630
Мордва3447
Немцы3155
Греки3152
Казахи3021
Чуваши3017
Марийцы2752
Осетины2687
Табасараны2231
Ассирийцы2040
Вымышленные народы1920
Узбеки1820
Коми-пермяки1811
Поляки1781
Езиды1631
Удины1573
Кумыки1341
Китайцы1147
Башкиры1142
Ингуши1134
Болгары1074
показаны народы c численностью более 1000 человек Экономика
Промышленность
На территории области развиты аграрная промышленность, пищевая-перерабатывающая промышленность, тяжёлое и сельскохозяйственное машиностроение, угольная промышленность, автомобилестроение.
Крупные промышленные предприятия
Таганрогский металлургический заводТаганрогский автомобильный заводКрасный котельщикТаганрогский комбайновый заводТАНТК им. БериеваНовочеркасский электровозостроительный заводАтоммашРостовский электрометаллургический заводРоствертолРостсельмашРостовская АЭСЦимлянская ГЭСНовочеркасская ГРЭСНовочеркасский Электродный заводЛёгкая промышленность
ОАО «Цимлянская ковровая фабрика»
ОАО «Глория Джинс»
ООО "Донской Пух" (Каменская пухоперовая фабрика)
Крупные предприятия
ООО «БВН инжениринг»Энергетика
Теплоэнергетика
В регионе расположена крупнейшая электростанция Южного федерального округа, входящая в состав ОГК-6:
Новочеркасская ГРЭС — 2112 МВт
Также в Ростовской области находятся тепловые станции, входящие в ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго»Волгодонская ТЭЦ-1 — 6 МВт
Волгодонская ТЭЦ-2 — 426 МВт
Каменская ТЭЦ — 34 МВт
Ростовская ТЭЦ — 160 МВт
Шахтинская ГТЭС — 31,6 МВт
Гидроэнергетика
В городе Цимлянске находится Цимлянская ГЭС — 209 МВт, также входящая в ТГК-8.
Атомная энергетика
В городе Волгодонске работает Ростовская АЭС — 2000 МВт.
Транспорт
Автомобильный
По территории Ростовской области проходят
федеральная автомагистраль E 115—М4 «Москва—Новороссийск»;
автомагистраль E 50—М19;
автомагистраль E 58—М23 «Кишинёв—Ростов»;
автомагистраль E 40—М21 «Волгоград—Кишинёв».
Железнодорожный
В Ростовской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Северо-Кавказской железной дороге. Через область проходят железнодорожные маршруты, ведущие на юг России — в Краснодарский край (к Азовскому и Чёрному морям), а также в Абхазию и Украину. Одним из крупнейших узлов железнодорожного сообщения юга России является станция Лихая, через которую проходит железнодорожное сообщение восток-запад/север-юг на юге России.Водный
Основные водные артерии области — реки Дон и Северский Донец. Портами Азовского моря являются Таганрог и Ростов-на-Дону. Крупнейшим инфраструктурным проектом в низовьях реки Дон является строительство Ростовского универсального порта[9], открытие которого федеральные власти наметили на 2016 год. Универсальный порт призван укрепить торговые связи России с государствами Европы, Африки и Азии. Пропускная способность будущего порта — 16 миллионов тонн грузов в год.
Инвестиционный проект "Мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» разработан по инициативе ГК «Азово-Донское пароходство»[10]Сельское хозяйство
Главное богатство области — её почвенные ресурсы. В общей структуре земли черноземы составляют почти 65 %.
Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства области производится в отраслях растениеводства. Первостепенное значение в его структуре имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Главная зерновая культура — озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, сои.
Ведущей технической культурой является подсолнечник. На промышленной основе создано садоводство и виноградарство. Большие площади заняты под овощеводство.
В животноводстве хозяйства области специализируются по следующим направлениям — молочному и мясному скотоводству, овцеводству, коневодству и птицеводству.
Достопримечательности
С 2002 года в Ростовской области проходят единственные в стране гонки на тракторах "Бизон-Трек-Шоу". В уникальных соревнованиях принимают участие механизаторы сельхозпредприятий из России и зарубежья. За минувшее время гонки на тракторах стали настоящим спортивным праздником работников сельского хозяйства.
График контрольных работ по окружающему миру в 3 классе
№ п/пТемы контрольной работы Дата
план факт
1 «Природа вокруг нас» 25.09 2 «Вода, воздух, горные породы и почва» 02.12 3 «О царствах живой природы» 05.02 4 «Человек» 18.03 5 «Человек в обществе» 27.05
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин
3 класс 68 ч (2 ч в неделю)
№ п/пТема урока.
Страницы учебника. Задачи урока Характеристика деятельности учащихся (УУД) Информационно-методическое
обеспечение Региональный компонент Дата
Природа вокруг нас (8 ч)
1
Что нас окружает
Часть 1
Что такое экология
С.3-9 Показать взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Дать первое представление о науке «экология» и раскрыть важность охраны природы Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу,
Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая).
Приводить примеры явлений природы.
Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по раз-личным признакам.

Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках.
Составлять план наблюдений.
Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать ПР «Окружающая среда»
ПР «Что такое экология» 02.09

2 Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» Показать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы.
Продолжить развивать умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжить учить работать индивидуально и в группах Особенности природы донского края
Охрана природных ресурсов Ростовской области 04.09
3 Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе 09.09
4 Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу
С. 10—12 Сформировать представления о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Обучить приемам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца ПР «Что такое горизонт.» 11.09
5 Ориентирование по компасу и местным признакам
С. 12—14 Учить детей находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам ПР «Ориентирование по компасу и местным признакам» 16.09
6 Экскурсия «Ориентирование на местности» Показать на местности горизонт, линию горизонта. Учить работать с компасом (индивидуально и в группах) 18.09
7 Явления природы
С. 15—17 Сформировать у учащихся научные представления о явлениях природы. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности ПР «Явления природы» 23.09
8 Свойства тел и веществ
С. 18—23
Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» Сформировать представления о свойствах тел и веществ. Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки. Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам ПР «Свойства тел и веществ» 25.09
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
9 Свойства воды в жидком состоянии
С. 24—27
Показать, как опытным путем можно установить некоторые свойства чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Познакомить с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ.
Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.
Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь.
Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов.
Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.
Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.
Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых.
Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны

Участвовать в природоохранных мероприятиях.
Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации.
Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений.
Исследовать:
состав воздуха на основе демонстрационных опытов;
свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их;
свойства песка, глины (опыты, групповая работа).
состав почвы на основе опытов
30.09
10 Вода-растворитель
С. 28—30
Опытным путем установить свойства воды растворять вещества. Ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развивать у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц) 02.10
11 Свойства льда, снега и пара
С. 30—33
Познакомить школьников со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Сформировать представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Учить школьников сравнивать, обобщать, делать выводы ПР «Снег и лёд» 07.10
12 Родники
С. 34—35
Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации. Развивать творческие способности, умение сотрудничать. ПР «Родники» 09.10
13 Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище)
С. 35—38
Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации ПР «Водоёмы» Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище) Ростовской области 14.10
14 Облака, роса, туман, иней, изморозь
С. 38—41
Дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрыть научную сторону этих явлений. Закрепить ранее полученные знания о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации ПР «Облака, роса, туман, иней, изморозь» 16.10
15 Круговорот воды в природе
С. 41—42
Познакомить учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое ПР «Круговорот воды в природе» 21.10
16 Использование и охрана воды
С. 43—46
Повторить и закрепить содержание пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Сформировать представление о воде как необходимом условии жизни. Подвести к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитывать у детей потребность бережного отношения к природным ресурсам ПР «Использование и охрана воды»
ПР «Дон» Использование и охрана воды в Ростовской области 23.10
17 Значение воздуха для жизни. Состав воздуха
С. 47—50
Сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни ПР «Воздух» 06.11
18 Свойства воздуха
С. 51—53
Познакомить детей опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься 11.11
19 Ветер
С. 54—55
Сформировать научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ПР «Ветер» 13.11
20 Охрана воздуха
С. 56—57
Дать элементарные представления о загрязнении воздуха. Подвести к пониманию необходимости охраны воздуха ПР «Охрана воздуха» Охрана воздуха в Ростовской области 18.11
21 Горные породы
С. 58—59
Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе ПР «Сокровища земли» 20.11
22 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит,известняк)
С. 60—63
Установить связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия Образцы полезных ископаемых Полезные ископаемые в Ростовской области 25.11
23 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых
С. 63—67
Познакомить учащихся со способами добычи полезных ископаемых. Показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых. Повторить и обобщить знания по теме «Полезные ископаемые» ПР «Использование, добыча и охрана полезных ископаемых» Использование, добыча и охрана полезных ископаемых в Ростовской области 27.11
24 Почва
С. 68—73
Проверочная работа «Вода, воздух, горные породы и почва»
ПР «Почва» Почвы в Ростовской области. Охрана почв. 02.12
О царствах живой природы (16 ч)
25 Четыре царства живой природы
С. 76—79
Познакомить учащихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показать отличие живых существ от тел неживой природы. Сформировать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания Объяснять различие объектов живой и неживой природы.
Называть царства живой природы.
Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.
Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания.
Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных.
Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.
Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.
Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы.
Моделировать развитие растений и животных.
Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения
ПР «Четыре царства» 04.12
26 Строение растений
С. 80—84
Познакомить учащихся с органами растений и их разнообразием. Показать значение органов в жизни растений. Учить детей сравнивать и выявлять существенные признаки 09.12
27 Разнообразие растений
С. 85—86
Познакомить учащихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявить отличительные признаки групп растений ПР «Разнообразие растений» Растения в Ростовской области 11.12
28 Дикорастущие и культурные растения
С. 87—88
Развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений ПР «Дикорастущие и культурные растения» 16.12
29 Жизнь растений
С. 89—92
С помощью опытов показать, как питается растение. Сформировать представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений ПР «Жизнь растений» 18.12
30 Размножение и развитие растений
С. 93—94
Развитие растения из семени
С. 95—96
Сформировать у учащихся представление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развивать представление о способах расселения плодов и семян растений, показать значение расселения плодов и семян 23.12
31 Охрана растений
С. 97—98
Развивать знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показать влияние человека на мир растений, убедить детей в необходимости бережного отношения к растениям. Познакомить учащихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений ПР «Охрана растений» Охрана растений 25.12
32 Строение животных
С. 99—100
Познакомить учащихся с особенностями строения животных, показать значение органов животных в их жизни. Выявить сходства и различия между растениями и животными ПР «Строение животных» 30.12
33 Разнообразие
животных
С. 101—105
Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки ПР «Разнообразие
животных» Животные в Ростовской области 13.01
34 Домашние и дикие животные
С. 106—108
Развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных ПР «Домашние и дикие животные» 15.01
35 Как животные воспринимают мир
С. 109—111
Познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств 20.01
36 Передвижение и дыхание животных
С. 112—115
Развивать знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп 22.01
37 Питание животных
С. 116—119
Познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи ПР «Питание животных» 27.01
38 Размножение и развитие животных
С. 120—123
Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп ПР «Размножение и развитие животных» 29.01
39 Охрана животных
С. 124—125
Развивать знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране ПР «Охрана животных» Охрана животных. Красная книга Ростовской области 03.02
40 Грибы и бактерии
С. 126—131
Проверочная работа «О царствах живой природы»
Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека ПР «Грибы и бактерии» 05.02
Человек (10 ч)
41 Человек — часть живой природы
Часть 2
С. 3—10
Познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснятьсходства и различия между человеком и животными.
Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.
Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.
Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения
Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие
10.02
42 Кожа — первая «одежда»
С. 11—15
Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей ПР «Кожа» 12.02
43 Скелет
С. 15—18
Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами ее формирования ПР «Скелет» 17.02
44 Мышцы
С. 19—21
Познакомить детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц ПР «Мышцы» 19.02
45 Кровеносная система
С. 22—25
Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме ПР «Кровеносная система» 24.02
46 Дыхание
С. 26—30
Познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыханияПР «Дыхание» 26.02
47 Питание и выделение
С. 30—35
Расширить знания детей о пище и значении ее разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ ПР «Правильное питание» 02.03
48 Органы чувств
С. 35—37
Расширить представления детей об органах чувств, познакомить с правилами их гигиены. Развивать внимательность и наблюдательность учащихся. ПР «Органы чувств» 04.03
49 Нервная система
С. 38—40
Сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать ее значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения 09.03
50 Эмоции и темперамент
С. 41—45
Проверочная работа по теме «Человек»
Познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах 11.03
Человек в обществе (18 ч)
51 Народы нашей страны
С. 48—52
Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической.
Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу.

Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях.
Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями) ПР «Народы нашей страны» Народы, живущие на донской земле 16.03
52 Традиции народов нашей страны
С. 53—56
Познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны ПР «Традиции народов нашей страны» Традиции казаков 18.03
53 Путешествие по ленте времени
С. 57—60
Сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «историческое время» ПР «Лента времени» 30.03
54 Города и сёла
С. 61—64
Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов.
Определять местонахождение различных, крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения.
кратко характеризовать особенности их местоположения.
Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их.
Описывать основные элементы городских гербов. Объяснять их изображения.

Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы.
Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.
Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете ПР «Города и сёла» 01.04
55 Названия городов
С. 65—69
Сформировать представление о появлении названий у городов ПР «Города России» Названия городов Ростовской области 06.04
56 Кремль — центр города
С. 69—75
Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города ПР «Московский кремль» 08.04
57 Улицы города
С. 76—79
Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов Улицы Ростова-на-Дону 13.04
58 Герб — символ города
С. 80—83
Познакомить учеников с одним из символов города — гербом ПР «Герб России» Герб Ростова-на-Дону 15.04
59 Памятные места городов
С. 84—87
Продолжить знакомство с символами города. Сформировать представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) ПР «Семь чудес Ростовской области» Памятные места городов Ростовской области 20.04
60 Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)»
Познакомить  учащихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры Достопримечательности Ростовской области 22.04
61 Современный город
С. 88—91
Познакомить учеников с обликом современного города ПР «Современный город» Города Ростовской области 27.04
62 Москва — столица России
С. 92—95
Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее достопримечательностями ПР «Москва — столица России» Ростов-на-Дону – столица донского края 29.04
63 Что такое государство
С. 96—100
Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России Показывать на карте территорию России, ее границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти.
Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребенка.
Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна.
Рассказывать о назначении государственных наград.

Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать свое участие.
Участвовать в исследовании происхождения названия улиц
Представлять результаты своей деятельности 04.05
64 Конституция — основной закон нашей страны
С. 101—104
Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией ПР «Конституция — основной закон нашей страны» 06.05
65 Права ребёнка
С. 105—108
Познакомить учеников с правами детей ПР «Права ребёнка» 11.05
66 Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России
С. 109—113
Познакомить учеников с главными символами страны
ПР «Символы государства» Символы Ростовской области 13.05
67 Государственный гимн России
С. 113—116
Государственные награды
С. 117—123
Продолжение знакомства с главными символами страны
Познакомить учеников с наградной системой страны Аудио-запись «Гимн России»
ПР «Государственные награды» Гимн Ростовской области 18.05
68 Проверочная работа по теме «Человек в обществе»
20.05
Контрольные работы по окружающему миру
Проверочная работа № 1 по теме «Природа вокруг нас» 25.09
1.Закончи предложение. Экология- это наука__________________________________
__________________________________________________________________________
2.Отметь слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.
Цветок луна дождь лед
камень машина глина песок
птица  рыба снег солнце
3.Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется:
а) горизонт б) линия горизонта в)стороны горизонта
4.Различают 4 основных стороны горизонта: _______________________________________________
5.Если ты встанешь лицом к северу, то какая сторона горизонта будет у тебя справа? ________________________
6.Определи, в какую сторону горизонта нужно возвращаться, если ты долго шёл на север?______________________________________________
7.Напиши способы ориентирования по местным признакам( 2-3 способа)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8.Приведи примеры явлений природы (2-3)_________________________________________________________________________________
9.Что из перечисленного ниже не является явлением природы?
А) закат солнца в) велосипедные гонки
Б) прилёт птиц г) сильный ветер
10.Какое из перечисленных свойств твёрдых тел будет существенным?
А) запах в) постоянная форма
Б) прозрачность г) прочность

Проверочная работа № 2 по теме «Вода, воздух, горные породы и почва» 02.12
1.Школьники определи в помощью опытов такие свойства вещества: белое, непрозрачное, в тепле превращается в воду, рыхлое.
С каким веществом работали дети на уроке?
2.Какой газ поддерживает горение?
3.Расскажи о свойствах воды и воздуха.
Вещества Цвет Запах Свойства Как проводит тепло Состояние в природе
Вода Воздух 4.Сравни свойства воды и воздуха. Чем они похожи? Чем различаются?
5. Дети часто лепят поделки из глины. Что нужно сделать для того, чтобы поделки стали прочными?
Выбери правильный ответ:
а)намочить в воде;
б)поставить сохнуть на солнце;
в)обжечь в печи;
г)посолить.
6.Какое слово лишнее:
а)мрамор;
б)песок;
в)пластик;
г)гранит?
Объясни свой выбор.
7.Объясни, что такое почва.
8.Что хочет узнать мальчик с помощью этого опыта? (страница учебника 72)

Проверочная работа № 3 по теме «О царствах живой природы» 05.02.
1.Какой орган цветкового растения изображён на рисунке? Назови недостающие органы.
2.Найди ошибку: К насекомым относятся: бабочки, пчёлы, пауки, жуки, муравьи.
3.Какое из этих животных чаще всего бегает, какое прыгает, а какое плавает? (стр. 130)
4.Выбери правильный ответ:
Куры, гуси, утки, индейки ,голуби – это …
а)птицы; в)дикие животные;
б)животные; г)домашние птицы
5.Расскажи, как развиваются рыбы. Какого рисунка не хватает? (стр. 130)
6.Какие растения не имеют органов? Выбери правильный ответ:
а)цветковые б)хвойные в)мхи г)водоросли
7.Как изменится численность кроликов, если в местности, где они обитают, лето будет очень засушливым? Выбери нужный ответ:
а)их станет больше; в)их станет меньше;
б)их численность не изменится; г)кролики исчезнут.

Проверочная работа № 4 по теме «Человек» 18.03
1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение человека?
А) ботаникаВ) история
Б) анатомияГ) зоология
2. Зачем нужно знать свой организм?
А) Чтобы сохранять и укреплять здоровье.
Б) Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.
В) Чтобы умело использовать свои возможности.
3. Какие части тела относятся к внешнему строению человека?
А) головаВ) шея
Б) туловищеГ) печень
Д) конечности
4. Найди лишнюю пару.
А) Орган пищеварения – желудок.
Б) Орган зрения – глаз.
В) Орган кровообращения – сердце.
Г) Орган слуха – язык.
5. Что придает форму телу, обеспечивает движение, защищает от повреждения?
А) кожаВ) мышцы
Б) скелетГ) суставы
6. С помощью какого органа дышит человек?
А) мозг В) сердце
Б) желудок Г) легкие
7. Какой орган называют главным отделением «внутренней кухни»?
А) легкиеВ) сердце
Б) желудокГ) почки
8. Какой орган управляет работой всего организма?
А) сердцеВ) мозг
Б) кишечникГ) легкие
9. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?
А) Для закаливания ем одновременно горячее и холодное.
Б) Чищу зубы иголкой или другим острым предметом, если есть остатки пищи между зубами.
В) Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Г) Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
10. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий.
Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий.
В) Стройный, сильный, ловкий, статный.

Проверочная работа № 5 по теме «Человек в обществе» 27.05
1.Что означает слово «город»?
2.Назови некоторые крупные города России.
3.В каких городах находятся эти достопримечательности? (стр. 121)
4.Объясни, почему наша страна называется Российской Федерацией.
5.Кто является главой нашего государства?
6.Как называется основной закон нашей страны?
7.На каком рисунке изображён Государственный флаг Российской Федерации? (страница 121).
8.Перечисли основные права ребёнка.