СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ») В ОСНОВНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ.
Сравнительный анализ учебно-методических особенностей формирования метапредметных результатов обучения (на примере темы «Население России») в основных учебно-методических изданиях.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6. ст. 28) и требованиями ФГОС ООО основная образовательная программа образовательной организации разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы основного общего. Основная образовательная программа основного общего образования становится единственным нормативным документом, определяющим содержание образования в конкретной образовательной организации.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы основного общего образования (В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6. ст. 28). Стандарт, определяет, какое должно быть содержание программы по предмету:
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2. Общая характеристика учебного предмета, курса;
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5. Содержание учебного предмета, курса;
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Для анализа учебно-познавательных задач, направленных на формирование метапредметных результатов обучения географии по теме «Население России», были проанализированы две программы:
1. Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин.
2. Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.
Для начала рассмотрим, какое количество часов выделяется на тему «Население России» в указанных программах.
Таблица 1. Содержание разделов и количество часов на их изучение
Количество часов
Содержание раздела (темы) Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. (изд. Вентана-Граф) Авторы А.А. Летягин Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы И. И. Баринова (изд. «Дрофа»)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
Население России:
Всего: 9 ч. - - Всего: 4 ч.
Численность и воспроизводство населения 1 Численность и естественный прирост населения 1
Половой и возрастной состав населения, средняя продолжительность жизни 1 Национальный состав населения 1
Этнический и языковой состав населения 1 Культурно-исторические особенности народов России, география основных религий 1 Особенности урбанизации в России. Городское население 1 Сельское поселение. Особенности расселения сельского населения 1 Миграция населения России 1 1
Городское и сельское население. Расселение населения 1
Размещение населения России 1 Занятость населения 1 Регионы России (население): - Всего: 9 ч. - Всего: 11 ч.
Население Центральной России 1 Население Центральной России и Европейского Севера 1
Население Москвы и Московский столичный регион 1
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы 1
Население Европейского Севера 1 Население Северо-Западного района 1 1
Население Поволжского района 1 1
Население Европейского Севера 1
Население Европейского Юга 1 Население Уральского района 1 1
Восточный макрорегионНаселение Западной Сибири 1 1
Особенности населения Восточно-Сибирского региона 1 1
Население Дальнего Востока 1 1
Население Северного Кавказа 1
Составлена автором (по данным: Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин; Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).Из таблицы видно, что авторы программы издательства Вентана-Граф на изучение темы Население в 8-9 классе выделили всего 18 часов, а авторы программы издательства «Дрофа» всего 15 часов.
Учитель географии, в совей работе использует авторскую программу, той линии учебно-методического комплекса, по которой работает.
Авторские рабочие программы составляются авторами учебников на основе примерной программы.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования включена в реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации [4].
Обязательным результатом освоения этих программ должны быть метапредметные результаты. Результаты проверяются на итоговой аттестации.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Метапредметный результат – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д., формируется главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения метапредметных результатов обучения.
Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе. Пусть это будет изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение или проверка знаний.
В примерной образовательной программе, представлен перечень рекомендуемых практических работ [4].
Но учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ, на свое усмотрение для достижения планируемых результатов.
Таблица 2. Примерное количество обязательных практических работ по примерной общеобразовательной программе
Класс Количество практических работ
8 7
9 7
(По данным: Министерства образования и науки Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ.// http://fgosreestr.ru//).Практические работы в курсе «География России» 8-9 класс, способствуют развитию и совершенствованию более сложных умений, по сравнению с предыдущими годами обучения. Таких как постановка и формулировка проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирование знаний, представление знаний в разных формах и видах и т.д.
При изучение темы «Населения», примерной основной общеобразовательной программой, предлагается перечень обязательных практических работ для 8 класса:
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения.
Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
9 класса:
Обозначение на контурной карте географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (численность населения, естественны прирост, миграция и т.д.)
Чтение и анализ тематических карт.
Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире, на основе анализа различных источников информации [18].
Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин., в своей разработке предлагают конкретные практические работы, которые уже прописаны в тематическом планировании. Для 8 класса предлагается выполнить 15 практических работ. Для 9 класса 11 практических работ. Темы практических работ совпадают с рекомендованными, практическими заданиями примерной образовательной программы.
Программа же основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, издателства «Вентана-граф», отличается своим подходом к практическим работам. Тут мы не встретим конкретных тем, практические работы включены в каждую тему изучаемого курса. Деятельностный подход в этой программе используется на каждом уроке.
Список литературы:
Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин.
Программа основного общего образования по географии 8-9 класс. Авторы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.
Глушкова В.Г. Демография: учебное пособие. М.: – 2004.
Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. // http://fgosreestr.ru/