Урок по русской литературе «Миф о Нарциссе» в 6 классе


Разработка урока русской литературы
в 6 классе
«Миф о Нарциссе. А. Н. Блок. «Нарцисс»

Учитель: Ларцева Н. В.
ГУ «Новошумная СШ» ООФР»
с. Новошумное, 2013г.
Класс: 6
Предмет: русская литература
Тема: А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить обучающихся с одним из образцов античной мифологии – мифом о Нарциссе;формировать ключевые компетенции на основе КОЗ: коммуникативную, информационную, учебно- познавательную, компетентность здоровьесбережения;
формировать умения и навыки активного поиска информации,  ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах. Развивающая:
развивать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием дополнительной литературы;
развивать умение отбирать и анализировать информацию;
развивать образное мышление и культуру общения;
развивать творческие способности обучающихся;
развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы;
продолжать развитие навыков работы в группе.
Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой работы,
воспитывать сознательность дисциплины;
воспитывать у обучающихся нравственные качества на примере мифа о Нарциссе
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: беседа, эвристический, исследовательский, метод «Сенквейн»
Оборудование:
Литература: учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; смайлы, выражающие эмоциональный настрой; листы формата А4, краски; иллюстрации  Никола Пуссена «Нарцисс и Эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс», Интернет - ресурс www.sadmechty.ru/articles93.htmlХод
Мобилизирующее начало
Приветствие.
Психологический настрой (ребята выражают свое настроение, используя смайлы)
Целеполагание (озвучивание целей урока; запись в тетрадях темы урока)
Работа с эпиграфом (читает учитель)
Откуда ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Беседа.
Учитель: Ребята, какие мысли у вас возникают при чтении эпиграфа?
Учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель: Запишите в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом «красота».
Учащиеся записывают свои ассоциации.
Учитель: Давайте послушаем, что вы записали.
Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)
Учитель: Для того чтобы мы с вами смогли ответить на вопрос, который задает в своем стихотворении Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в античную мифологию и русскую литературу. Для этого сегодня на уроке мы познакомимся с мифом о Нарциссе.
- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в мифе с таким названием?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Обратимся к “Дереву предсказаний”: запишем на доске 3-4 версии, о чём пойдет речь в мифе.
II. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с двумя источниками - с книгой Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» и с нашим учебником, в котором есть еще одно стихотворение А. А. Блока под названием «Нарцисс».
Вы будете работать в группах. Для каждой группы приготовлено задание. Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание – 15-20 мин. Работа проводится в тетрадях. Обратите внимание на листы самооценок. После того, как задание в группе будет выполнено, вы должны будете оценить работу каждого участника вашей группы, и, конечно же, самого себя.
Задание 1.
В твоем классе поссорились девочки. Одна из них не хочет дружить с одноклассницами, потому что считает себя намного красивей, чем они.
Докажи однокласснице, что:
- красота – это не главное качество в человеке;
- красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.
Источник информации – А. А. Блок «Нарцисс» (учебник «Русская словесность», с.30 - 33)
Свое рассуждение оформи в виде письма однокласснице.
Задание 2.
Твоей старшей сестре - семикласснице не хочется учить биологию. Она считает тему «Царство растений. Семейство лилейные» скучной и неинтересной.
Расскажи сестре миф о происхождении такого декоративного цветка из семейства лилейных, как нарцисс.
Источник информации – Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». «Миф о Нарциссе», (с. 39-40)
Свой пересказ письменно оформи в тетради.
Задание 3.
Ваш класс готовится к спектаклю под названием «Миф о Нарциссе».
Подготовьте декорации к спектаклю.
Для этого внимательно прочитайте «Миф о Нарциссе» - Кун «Легенды и мифы Древней Греции», рассмотрите иллюстрации  Никола Пуссена «Нарцисс и эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»
Заполните таблицу цитатами из текста «Миф о Нарциссе».
Природа Одежда героев Цвета
Лес
Ручей Нимфы, нимфа Эхо
Нарцисс Задание 4 (группа может работать в парах)
Твой одноклассник долго болел, поэтому пропустил уроки по античной мифологии, на которых мы говорили о происхождении мира и богов. Теперь, при чтении стихотворения А. Блока «Нарцисс», твоему товарищу непонятно, кто такие нимфы.
Помоги однокласснику разобраться в возникшем вопросе. Расскажи, кто такие нимфы, какое место они занимают в пантеоне античных богов, чем Эхо отличается от других нимф. Можно ли ее изобразить?
Повтори пройденный материал по теме «Античная мифология» учебник «Русская словесность» (с.13-17), вместе с товарищем прочитайте стихотворение А. Блока «Нарцисс», нарисуйте, какой вам представилась нимфа Эхо.
Выпишите из текста в тетрадь описание нимф, на листе формата А4 изобразите нимфу Эхо.
Задание 5.
Подготовка вашего класса к спектаклю «Миф о Нарциссе» почти завершена. Осталась одна деталь в оформлении декорации – это цветок. Вот только ваша группа никак не может определиться с тем, какой формы, каким цветом и размером должен быть нарцисс, который остался после смерти самовлюбленного юноши.
Помоги своим друзьям решить проблему.
Прочитай «Миф о Нарциссе» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна и стихотворение А. Блока «Нарцисс», для того, чтобы узнать о том, каким описан цветок, как и в какой момент нарцисс должен «появиться» на сцене; поработай с энциклопедией « По страницам «Красной книги». Сокровища растительного мира Казахстана» Алматы 2005 или с Интернетом: на сайте www.sadmechty.ru/articles93.html рассмотри фотографии нарцисса; определись с цветом, формой и размером цветка.
К выбранной тобою фотографии цветка выпиши в тетрадь все эпитеты из мифа и стихотворения о Нарциссе, добавь описание, найденное в Интернет – ресурсе.
III. Физминутка
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь немного отдохнем. Для этого проведем физминутку под названием “Цветок”.
Учитель: Цветок растет.
Учащиеся встают на цыпочки.
Учитель: Цветок подставил листья солнцу.
 Учащиеся разводят руки в стороны.
 Учитель: Цветок качается на ветру.
 Учащиеся выполняют наклоны в стороны.
Учитель: Цветок клонится к земле.
Учащиеся выполняют наклоны вперед.
Учитель: Цветок расцвел.
 Учащиеся улыбаются.
IV. Закрепление
4.1 Беседа по вопросам.
Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашему «Дереву предсказаний». Чьи прогнозы совпали?
Учащиеся говорят о своих прогнозах.
Учитель: Скажите, жалко ли вам Нарцисса? Почему?
Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свою точку зрения.
Учитель: Что вы можете сказать о таком качестве человека, как самовлюбленность (эгоизм)?
Учащиеся высказывают свои мысли.
4.2. Метод «Синквейн»
Учитель: Давайте составим «Синквейн».
Продолжается работа в группах.
Учащиеся советуются, делают записи в тетрадях.
«Синквейн»
1. Одно существительное – тема синквейна (Нарцисс)
2. Два прилагательных, раскрывающие тему (красивый, самовлюбленный)
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий (отвергал, полюбил, умер)
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание (либо синоним) (эгоизм)
Представитель каждой группы зачитывает записи, сделанные в тетради.
Д
4.3. Обращение к эпиграфу.
Учитель: Теперь, давайте снова обратимся к эпиграфу и ответим на вопросы, заданные поэтом Заболоцким:
Откуда ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Учитель: Как теперь вы понимаете слова о красоте? Пустым сосудом или огнем в сосуде является красота? Посовещайтесь в группе, сформулируйте свой ответ.
Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ (Выступают представители каждой группы)
Учитель: Сформулируем резюме нашего урока и запишем в тетрадь. Из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью, она великая спасительная сила, созидающее начало нашей жизни. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.
V. Рефлексия
Учитель: Предлагаю вам продолжить фразу:
Учитель: Для меня на уроке самым трудным было…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: Для меня на уроке самым интересным было…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: На уроке мне понравилось…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: Я понял, что…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: Я смог…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: А теперь вернемся к нашим смайлам. Предлагаю вам сейчас изобразить на них свое настроение и сравнить, улучшилось ли оно после работы на уроке.
Учащиеся рисуют улыбки
Учитель: Ребята, у меня вопрос: как вы думаете, почему ваше настроение поднялось?
Учащиеся: принимали активное участие на уроке, довольны своей работой в группах.
Учитель: Мне очень приятно, что ваше настроение улучшилось. А сейчас в листах самооценки оцените работу друг друга
VI. Домашнее задание
Написать сочинение – эссе «О чем бы я хотел сказать Нарциссу»
VII. Подведение итогов
Учитель: Ребята, большое спасибо за урок! Вы сегодня все хорошо поработали. Поэтому у вас будет две оценки: первая оценка за устную работу на уроке (ставится одна оценка на группу), а вторая оценка – за вашу письменную работу. Для того чтобы оценить каждого из вас, я соберу ваши тетради для проверки. Листы самооценки вложите в свою тетрадь.
Еще раз спасибо за урок! До встречи!