Внеклассное занятие по творчеству Жюля Верна
Сценарий по творчеству Жюля Верна
(к 185-летию со дня рождения)
Внеклассное занятие для 8 класса.
Цели деятельности учителя: актуализировать личностный смысл учащихся к познанию нового; содействовать осознанию учащимися ценности предоставляемого материала; обеспечить развитие монологической и диалогической речи; способствовать философскому осмыслению предъявляемого материала; пробудить интерес к познанию нового в разных областях науки.
Цели для учащихся: уметь адекватно понимать информацию устного сообщения; способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; умение вести самостоятельный поиск информации на определённую тему; умение соблюдать в практике речевого общения нормы современного русского языка; умение выступать перед аудиторией с небольшим сообщением; расширение представлений учащихся о классической мировой литературе.
Оборудование: бутылка, стилизованная под старинную; презентационные материалы.
Мобилизующий этап
Любите ли вы путешествия?
Представьте, что вы – путешественники, перед вами водная стихия. И вдруг на поверхности воды вы видите плавающую бутылку. С невероятными усилиями вы достаёте её из воды. Что там может быть? Ваши предположения?
С героями знаменитой книги французского писателя Жюля Верна происходят необыкновенные приключения, связанные с тем, что они находят бутылку в желудке пойманной ими акулы. Что же происходит с героями знаменитой книги Жюля Верна дальше? А что за писатель Жюль Верн? Вот об этом пойдёт наш сегодняшний рассказ
Основная часть.
Слайд 1 – портрет.
1 ведущий. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле Луары. Нант находится в нескольких десятках километров от устья этой реки, но в нём расположен крупный порт, посещаемый множеством торговых парусников (слайд 2).
2 ведущий. (слайд 3) С детских лет Жюль Верн мечтает о дальних странах и приключениях, парусных кораблях. Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году, когда он тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трёхмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный «пироскаф» (пароход), на котором ему удалось догнать шхуну в расположенном в устье Луары местечке Пембер и снять с неё несостоявшегося юнгу. Пообещав, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что будет путешествовать только в мечтах.
3 ведущий. Однажды родители разрешили вместе с братом прокатиться на пироскафе вниз по Луаре до места её впадения в залив, где братья впервые увидели море.
«В несколько прыжков мы скатились вниз по камням, покрытым слоем водорослей, чтобы зачерпнуть морской воды и поднести её ко рту
- Но она совсем не солёная, - пробормотал я, побледнев.
- Совершенно верно, - ответил брат.
- Нас обманули!- воскликнул я, и в моём голосе прозвучало страшное разочарование.
Какими мы были глупцами! В это время был отлив, и из небольшой впадины в скале мы зачерпнули воду Луары. Когда начался прилив, вода показалась нам даже более солёной, чем мы ожидали!»
4 ведущий. (слайд 4) Не этими ли особенностями детской жизни Жюля Верна объясняется его страсть к тайнам, приключениям, путешествиям? Хотя Жюль Верн много путешествовал, однако основным делом в его жизни была литература. Он написал 95 романов, множество статей и заметок, пьесы, но мы чаще всего слышим это имя, когда звучат такие имена как Грант, Паганель, Немо, Сайрус Смит и другие – это герои его знаменитых романов.
5 ведущий. «Пять недель на воздушном шаре» (1863) – первый из 65 романов, составляющих серию «Необыкновенные путешествия», принёс Жюлю Верну широкую известность. С тех пор на протяжении четырёх с лишним десятилетий он ежегодно выпускал один или два новых романа, не прекращая в то же время работы и в других жанрах. В летние месяцы писатель переносил свой рабочий кабинет в каюту яхты «Сен-Мишель» (слайд 5), курсируя на ней вдоль берегов Франции, по Средиземному морю и Атлантике. Яркие впечатления от морских экскурсий, кратковременного пребывания в Америке и путешествий по странам Европы нашли отражение во многих его романах (слайд 6).
6 ведущий. Но меньше всего Жюль Верн мог опереться в своей работе на личные впечатления. Главным источником ему служили труды по географии, естествознанию, разным отраслям науки и техники, а также обширная картотека, непрерывно пополнявшаяся сведениями о новейших научных открытиях, изобретениях, материалами по истории географических открытий и т.п. К концу жизни писателя его картотека насчитывала свыше двадцати тысяч тетрадок с выписками, рассортированными по темам и предметам.
1 ведущий. Жюль Верн поставил перед собой задачу дать юному читателю универсальные знания, познакомить его с нашей планетой, жизнью, нравами народов, природой всего Земного шара. В своих романах он не оставляет ни одного уголка Земли, где бы не побывали его путешественники. В своих романах Жюль Верн стремится дать широкую картину настоящего и будущего человечества. В его романах обнаруживается такой полёт мысли, такое гениальное предсказание достижений науки и техники, что в его время это считалось чистой фантазией, утопией. Но, как подсчитал один из современных учёных, около половины предвидений Жюля Верна сегодня реализованы и вошли в обиход.
2 ведущий. Раскрыть поэзию науки Жюль Верн стремился так, чтобы его энциклопедические знания увлекли, стали органической частью занимательного повествования. Отправляя своих героев в кругосветные путешествия, Жюль Верн сочетает захватывающие приключения героев, попадающих в неизведанные страны, с подробным рассказом о местонахождении страны, её климате, рельефе, фауне и флоре. Его сведения о местном населении, об уровне развития туземцев, об обычаях выглядят столь достоверно, словно он сам был участником экспедиций и видел всё воочию (слайд 7).
3 ведущий. Жюль Верн придаёт достоверность даже самым фантастическим романам, черпая точные сведения о событиях и явлениях природы из научных источников. Он указывает точный год, месяц и число, когда произошло событие, указывает широту и долготу данной местности, и каждая деталь, о которой он упоминает, выверена до мелочи. Романы писателя заставляют проникнуть в самые сокровенные тайны природы, преодолеть, казалось бы, невозможные препятствия.
Игровые ситуации
4 ведущий. Конечно, сегодня, когда наука достигла небывалых высот в своём развитии, вы можете сказать, что всё, описанное в романах Жюля Верна, сегодня устарело и мы с вами тоже далеко шагнули вперёд. Но так ли это? Готовы ли мы с вами, очутившись в какой-нибудь экстремальной ситуации, воспользоваться тем, что мы знаем, а может быть, мы многого и не знаем? Давайте попробуем испытать себя. Итак, ситуация первая. Представьте себе, что вы очутились на льдине, у вас нет возможности разжечь огонь. Что вы будете делать?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
А вот Жюль Верн в романе «Путешествие капитана Гаттераса» (слайд 8) описывает, как, оставшись на льдине, путешественники, чтобы разжечь огонь, обтачивают кусочки льда в виде линзы и направляют эту импровизированную линзу на солнце. Впоследствии полярные исследователи, не очень веря в успех, попробовали этот способ и обнаружили, что он приводит к желаемому результату.
5 ведущий. Ситуация вторая. До сих пор стоит нераскрытой та самая бутылка, о которой мы сказали вначале. Давайте откроем её и посмотрим, что там (пригласить желающего). Так, что ты увидел(а)? Тут какие-то непонятные записи. (слайд 3). Ваши предположения, что это может быть? (предположения). Что делать с этими записями?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
А теперь послушайте отрывок из знаменитого романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (чтение отрывка из 2-й главы романа «Дети капитана Гранта»).
6 ведущий. Так уже с первых страниц романа писатель заставляет нас думать аналитически. Тайна, содержащаяся в записках (на трёх языках) (слайд 9), размытых водой, может раскрыться только в результате правильного их прочтения. Нужно сложить из отрывков целое, придать смысл тому, что почти невозможно разгадать. Вот, кажется, смысл обнаружен, но - ошибка при расшифровке заставляет героев совершить почти кругосветное путешествие по 37-й параллели в поисках капитана Гранта.
1 ведущий. Одна из колоритнейших фигур в этом романе – учёный-географ Паганель (слайд 10), который, по словам Жюля Верна, «знает всё и ещё немного сверх того». Рассеянность Паганеля не только придаёт ему очарование, но и служит стержнем романа. Ведь благодаря тому, что он забыл название острова, принятое на картах во Франции, яхта «Дункан» отправляется в страны, где нет и не может быть Гранта. Но Паганелю в конечном счете обязаны и спасением капитана: он всё же был недалёк от истины, отправляя экспедиции к берегам Новой Зеландии. А читатель благодаря этому учёному-чудаку побывал на разных континентах и островах, пережил множество приключений и узнал огромное количество сведений, которые, как из рога изобилия, обрушивает на головы своих спутников этот секретарь Парижского географического общества, член-корреспондент географических обществ Берлина, Бомбея, Лейпцига, Лондона, Петербурга
2 ведущий. А вот в романе «Двадцать тысяч лье под водой» (слайд 11) появляется новый тип учёного. Это капитан Немо. Его мощный интеллект и универсальные знания, пожалуй, превосходят знания Паганеля. Однако Немо удалился от человеческого общества, он даже поклялся, что его нога не ступит на землю Вместе с ним - его товарищи. Читатель так и не узнает, кто эти сподвижники капитана Немо – они невидимы и безымянны. Но ведь и имя «Немо» тоже означает: «Никто». И вот возникает парадокс: этот, казалось бы, «байронический» герой, оказывается, очень тесно связан с миром. Он помогает всем, кто борется за свободу, он спасает бедняков, он мстит жестоким колонизаторам, его научные знания поставлены на службу освободительному движению народов. Он не только учёный, предвосхитивший свою эпоху почти на сто лет, – он борец, обладающий железной волей, аналитическим умом, бескомпромиссностью и величайшей концентрацией мысли.
3 ведущий. Ситуация третья. Представьте теперь, что вы – участники робинзонады, т.е., те, кто будет на некоторое время помещён примерно в те условия, в которых оказался Робинзон Крузо на необитаемом острове. Вам разрешат взять с собой одну какую-то вещь. Что вы возьмёте с собой?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
В своём следующем романе «Таинственный остров» (слайд 12) Жюль Верн написал: « Вымышленные герои Даниэля Дефо и Виса – все эти Селькирки и Рейнали, потерпевшие крушение, никогда не попадали в такое положение. Всё для себя необходимое они находили на своём разбитом корабле Они не оказывались безоружными перед лицом природы. Но у наших путников не было ни одного инструмента и никакой утвари. Из ничего надо было создать всё!»
4 ведущий. Идея Жюля Верна, которую он утверждает в своих романах, заключается в том, что человек, оснащённый энциклопедическими знаниями и умеющий применить их на практике, обладает огромными возможностями. И действительно, пять человек, выброшенные на необитаемый остров, не имея при себе ничего, даже перочинного ножа, не только сумели устроить жилище и приручить животных, но и нашли железную руду, сумели сделать из неё металл, а затем всё необходимое для возделывания земли, для постройки корабля, а также оружие для охоты и защиты и даже телеграф.
5 ведущий. Романы «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» входят в число 65 романов, имеющих общее название «Необыкновенные путешествия». В них Жюль Верн разработал пять научно-фантастических тем: 1) освоение Арктики и завоевание обоих полюсов; 2) подводная навигация; 3) авиация и воздухоплавание; 4) использование электрической энергии; 5) межпланетные путешествия.
6 ведущий. Но этим далеко не исчерпывается перечень научных и технических проблем, воздействовавших на творческую фантазию Жюля Верна. Писатель был убеждён, что даже самые смелые его мечты рано или поздно воплотятся в жизнь. «Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал – всё это будет уступать истине, ибо настанет время, когда достижения науки превзойдут силу воображения».
1 ведущий. Время подтвердило силу этих слов. Ещё при жизни Жюля Верна его фантазии стали превращаться в реальность. Перед вами список изобретений, претворённых Жюлем Верном силой творческого воображения, фантазии, научных предположений в его романах, а затем воплощённых в действительность (слайд 5).
2 ведущий. Вот уже много лет Жюль Верн является одним из наиболее часто публикуемых писателей во всём мире. По числу переводов на языки народов мира книги Жюля Верна в конце 60-начале 70-х годов находились на третьем месте. В России на русском языке полное собрание сочинений Верна в 88 томах начало выходить с 1906 года, т. е. сразу после смерти писателя. В 90-е годы XX века на русском языке выходит несколько многотомных собраний сочинений Верна.
3 ведущий. Во многих странах созданы и активно работают общества поклонников и любителей Жюля Верна. В 1978 году в Нанте был открыт музей писателя, а 2005 год, в котором исполнилось 100 лет со дня смерти писателя, объявлен во Франции годом Жюля Верна.
4 ведущий. Говоря об удивительной популярности французского писателя, нельзя не отметить непреходящее значение Жюля Верна как одного из первых фантастов как во французской, так и в мировой литературе. Известный современный французский писатель-фантаст Бернар Вербер сказал: «Жюль Верн – это пионер современной французской научной фантастики».
5 ведущий. Незадолго до конца Верн писал: «Моей целью было описание Земли, и не только Земли, но и всей Вселенной, потому что в моих романах я иногда уносил читателей далеко от Земли».
6 ведущий. Умер Жюль Верн 24 марта 1905 года. Он похоронен неподалёку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звёздам (слайд 13).
15