Урок-путешествие для учащихся 7-8 классов. «Необыкновенные путешествия с героями Жюля Верна
Тема: Урок-путешествие. «Необыкновенные путешествия» с Жюлем Верном.
Цели: формирование интереса к личности и творчеству Жюля Верна, приключенческой литературе, навыков публичного выступления;
развитие умения работать с публицистическим и художественным текстом, анализировать текст, словесные формы характеристики персонажа, работать в группе; воспитание художественного вкуса, соблюдение правил личной безопасности; расширение кругозора учащихся; показать, что приключенческая литература раскрывает глубокие социальные и моральные проблемы;
Тип урока: комбинированный - использование знаний, умений, навыков;
Метод: репродуктивный; «Микрофон»; работа в группе;
Межпредметные связи: география, ОБЖ;
Оборудование: толковый словарь, портрет писателя, выставка его произведений музыка И.Дунаевского;
Слова для понимания: автономное существование человека или группы людей в природных условиях, экстремальная ситуация, сила воли, выносливость, осторожность, опыт, осмотрительность, ответственность, товарищество.
Опережающие задания по группам: подготовить сообщения о писателе Жюле Верне, прочитать романы «Дети капитана Гранта» (1 группа), «Таинственный остров» (2 группа). «Пятнадцатилетний капитан» (2 группа).
Сообщение темы, целей.
Мотивация учебной деятельности.
На доске эпиграф: Чтобы я не писал, чтобы не придумывал –
все это всегда будет ниже от настоящих
возможностей человека.
Жюль Верн
1 часть урока
Учитель: Сегодня на уроке вместе с выдающимся французским писателем, классиком мировой литературы Жюлем Верном и героями его книг мы отправляемся в «Необыкновенные путешествия». Но сначала скажите, почему маленькие дети любят читать сказки, а подростки отдают предпочтение приключенческой литературе.
Учащиеся: В приключенческой литературе многих привлекает не только сюжет и приключения героев, экстремальные ситуации, в которые они попадают, но и обширные знания в географии, естествознании, разных отраслях науки и техники, возможность научных открытий и изобретений.
Теория литературы: записать
приключение – неожиданное событие, смелые начинания.
Основные черты приключенческой (авантюрной) литературы – неожиданные повороты сюжета, путь героев лежит через опасность, но не только смена необычных ситуаций заставляет нас следить за приключением. В приключениях раскрывается человек. Поэтому в приключенческой литературе в центре стоит человек.
«Литературная деятельность писателя Жюля Верна продолжалась около 60 лет. Если собрать все его сочинения: стихи, пьесы, романы, повести, рассказы, географические труды – составится библиотека в 120-130 томов. Все это написано одним человеком. Неудивительно, что вся его жизнь была окружена легендами, Согласно одной, писатель был кабинетным человеком, почти не выходил из дома и нигде не бывал, а все факты для его произведений собраны им по материалам периодической печати. Другая легенда утверждала, что Жюль Верн не кто иной, как бывший капитан корабля «Сен-Мишель», в многочисленных романах описывающий свои собственные приключения. Но Ж.В. не был профессиональным моряком, хотя любил повторять: «Море - моя стихия». По третьей версии Ж.В. - коллективный псевдоним группы литераторов и ученых-географов. Сторонников этой точки зрения можно понять: один человек не в силах обладать такими разносторонними знаниями и придумать сколько разнообразных сюжетов!
Ребята! В своем публичном выступлении попытайтесь ответить на вопрос: Так кто же он на самом деле, Жюль-Габриэль Верн?
Метод «Микрофон»:
Он родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, в семье потомственного адвоката Пьера Верна и его жены Софи-Анриетты Верн, до замужества Аллот де ла Фюи, из старинного рода бретонских моряков, кораблестроителей и судовладельцев, укоренившихся в Нанте.
На склоне лет по просьбе редактора одного из американских детских журналов в «Воспоминаниях детства и юности» он писал: «Ну, прежде всего, всегда ли я пытал пристрастие к историям, где можно дать волю воображению? Наверное, да. В нашей семье литература и искусство были в чести. Отсюда я заключаю, что это пристрастие передалось мне по наследству. Кроме того, немаловажно, что я родился и вырос в Нанте. Сын полупарижанина (отец учился и прожил много лет в Париже) и коренной бретонки, я жил среди портовой суеты большого торгового города, откуда начинались и где завершались дальние морские плаванияВ то время у нас были только тяжелые парусные торговые суда. Сколько воспоминаний у меня с ними связано! Мысленно я карабкался по винтам, влезал на марсы, цеплялся за толпы (морские термины). Как мне хотелось взбежать по шатким сходням. Перекинутым на берег, и очутиться на палубе! Но из детской робости я не решался»
Спустя два-три года его мечта осуществилась: подросток пробрался на корабль, пока караульный матрос «стоял на вахте» в соседней пивной. «Вот я на палубе Я схватил канат и протаскиваю его по шкиву. Как здорово! Люк трюма открыт, и я наклоняюсь над его бездной. Мне в нос ударяют острые запахи – едкие запахи смолы перемешиваются с ароматом колониальных товаров; я выпрямляюсь и возвращаюсь на полуют. Он весь пропитан морем – он пахнет Атлантикой. Я осмеливаюсь на четверть оборота повернуть штурвал. Мне кажется, что корабль сейчас отчалит, что раздастся команда: «Отдать швартовы!», на мачтах развернутся паруса, и я , восьмилетний рулевой, поведу корабль в открытое море. Море! Ни мой бра, который через несколько лет стал моряком, ни я сам. Мы его еще не видели».
Затем Ж.В. рассказывает, как плавал с братом по Лауре, лавируя против западного ветра, отправляясь в путь при отливе и возвращаясь с приливом Шантене.
Жюлю не было и 10 лет, когда он усвоил морские термины, разбирался в судовождении, читал и перечитывал Купера, помнил чуть ли не наизусть «Историю знаменитых кораблекрушений», «Робизона Крузо» Дефо.
Однажды, когда он был в плохой лодке без киля, внезапно отошла обшивка и лодка наполнилась водой, с трудом добравшись до песчаного острова, Жюль превратился в «Робинзона»: я уже представлял себе, как построю хижину из листьев, как из тростника смастерю удочку, а из шипов – рыболовные крючки, как буду, уподобившись дикарям, добывать огонь из двух кусков дерева. Сигналы? Но зачем мне их подавать, так как их могут сразу заметить, и меня спасут раньше, чем мне бы того захотелось. Но прежде всего нужно было утолить голод. Как? Весь мой провиант пропал во время кораблекрушения. Охотиться на птиц? Но без собаки это невозможно, ружья у меня тоже не было. Может быть, ракушки? Но где их взять? Теперь-то я испытывал все муки одиночества. Весь ужас лишений на пустынном острове. Мой желудок взывал!
Это продолжалось всего несколько часов. Как только отступил отлив, воды стало по щиколотку, и я смог добраться до континента, так я называл правый берег Лауры. Я спокойно вернулся домой. И мне пришлось довольствоваться банальным домашним обедом, вместо трапезы Крузо, о котором я мечтал»
Мальчик взрослел, не переставая бредить морем Весной 1847 года выпускник Нантского лицея едет в Париж держать экзамен для получения адвокатского звания.
Весной 1849 года с помощью влиятельного родственника Ж.В. попадает на прием к Александру Дюма – Автору «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо». Эта встреча и теплый прием всемирно признанного мэтра положил начало литературному творчеству молодого автора. В 1850 году в свет выходят «Сломанные соломинки» - водевиль в стихах, незадолго до этого поставленный на сцене Исторического театра, принадлежавшего «Александру Великому», так называл Дюма-отца Ж.В. Пятнадцать лет Ж.В. писал для театра. Не преуспев на этом поприще, он обращается к жанру научной фантастики.
В 1863 году впервые появляется роман «Пять недель на воздушном шаре» из серии «Необыкновенные путешествия», успех которого превзошел все ожидания.
Учитель: Серия «Необыкновенные путешествия» включает 63 романа, два сборника повестей и рассказов – это творческий подвиг писателя, главный труд всей его жизни. Ж.В. работал над «Необыкновенными путешествиями» свыше сорока лет. С 1862 до начала 1905 года, издание же всей серии растянулось на полвека. Поздние романы Ж.В. попадали в нетерпеливые руки сыновей и внуков его первых читателей.
Грандиозный замысел эпопеи издатель Жюля Верна – Пьер Жюль Этцель сформулировал так «Он смог резюмировать все географические, геологические, астрономические, физические знания, накопленные современной наукой, и в живописной занимательной форме создать универсальную картину мира».
Работая ежедневно от зари до зари, с пяти утра до семи вечера, писатель сравнивал себя с ломовой лошадью, которая если и отдыхает, то в своей же упряжке. Само название серии говорит о том, какое большое место занимает в ней география. Ж.В. задался целью описать весь земной шар – природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи народов планеты.
География и естествознание соседствуют в «Необыкновенных путешествиях» с техническими и точными науками. «Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом», - сказал как-то Анатоль Франс. В романах Жюля Верна наука поглощается с аппетитом, потому что она неотделима от действия. На ней, собственно, и держится замысел. Читатель незаметно воспринимает какую-то сумму знаний, вплавленных в сюжет романа. Ж.В. создал роман нового типа о науке и ее беспредельных возможностях. Он фантаст, предугадавший пути научного и технического прогресса.
Ученик: Поэт и ученый Валерий Брюсов пропел Жюлю Верну восторженный гимн:
Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывет судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;
Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полм пройдет, влекомый паром , Слон;
Что «Наутилус» нырнет свободно в глубь морскую;
Что капитан Робюр прорежет небосклон.
Свершились все мечты, что были так далеки.
Победный ум прошел за сотни миль;
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль.
2 часть урока
Роман «Дети капитана Гранта» (1 группа),
Учитель: Сейчас мы перенесемся во Францию и случайно подслушаем разговор Жюля Верна с Этцэлем, издателем его произведений.
Инсценированный диалог:
Э. Так вот, кругосветное путешествие, свободное от какой бы то ни было фантастики.
Ж.В. Действие должно развиваться исключительно по законам внутренней логики. Все как в жизни.
Э. Как же вы построите сюжет? Что будет служить стимулом для такой трудной работы?
Ж.В. Дети отправляются на поиски отца, что пропал без вести. Это исходная позиция.
Вы спросите, кто их отец? Шотландский патриот, который не желает примириться с тем, что Англия поработила Шотландию. По рассуждению Гранта, интересы его родины не сошлись с интересами англосаксов, и он решает основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Он подобрал команду и отплыл обследовать крупные острова Тихого океана, чтобы найти место для поселения. Такова экспозиция. Потом лорд Гленарван, друг капитана, случайно находит документ, который объясняет его исчезновение.
Э. И таким образом ваше кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми чувствами героев? Чудесно! Это вызывает сочувствие. А дальше?
Ж.В. А дальше испорченный документ поведет ошибочным путем. Потом появляется ученый-всезнайка. На этот раз это будет Жак Паганель, секретарь Парижского географического товарищества, почетный член чуть ли не всех географических товариществ мира. Благодаря его анекдотической рассеянности сюжетные хитросплетения будут еще больше усложнятся. Но как вы понимаете, Паганель нужен мне не только для оживления действия. Этот человек – ходячая энциклопедия. Он знает все и еще немного. В кладовых его памяти несчетное количество фактов.
Э. которые он будет выкладывать при необходимости
Ж.В. К этому я и веду. Но наука не должна отрываться от действительности. Роман будет полон захватывающих приключений, и вместе с тем он будет географическим.
Э. так вот, вперед, мой друг! В путешествие за приключениями.
Беседа в группе по содержанию романа:
О каком произведении шла речь в диалоге? (звучит музыка)
Кто и при каких обстоятельствах узнал о капитане Гранте?
Что представляют собой участники экспедиция, которая разыскивала капитана Гранта?
-Лорд Гленарван – шотландский патриот, который делает все возможное и невозможное, чтобы найти по неизвестным следам своего свободолюбивого соотечественника капитана Гарри Гранта, друг капитана, случайно находит документ, который объясняет его исчезновение.
Леди Элен – его жена.
Джон Манглс – капитан «Дункана».
Мери Грант (16 лет) и Роберт Грант (12 лет) - дети капитана Гранта. Юные герои Ж.В. наделены сильным и мужественным характером, который раскрывается в их действиях и закаляется в борьбе с суровыми испытаниями. Роберт отправляется на поиски своего отца12-летним мальчиком, но перед его отвагой и мужеством преклоняются взрослые. Переход через Южноамериканский материк был суровым испытанием и мальчик с достоинством выдержал его. А лорд Гленарван говорил ему, что он станет взрослым человеком в таком возрасте, когда другие – еще дети.
ЖакПаганель – очень рассеянный человек, чудак-ученый, ходячая энциклопедия. Занимается точной наукой, но, увлекшись чем-то, совсем не берет во внимание сопутствующие обстоятельства. Ему кажется, что он на «Шотландии», а на самом деле он на «Дункане»; он хочет поехать в Индию, а отправляется в Америку; его подзорная труба кажется ему палкой; он изучает испанский язык по книге португальца, пишет Зеландия вместо Австралия и забывает хорошо известный ему факт, что остров Марии-Терезии – это тоже самое, что и остров Табор Он всегда смешивает серьезные размышления забавными шутками и смешными выходками. Ему присуще чувство юмора. Вместе с этим он притягивает храбростью, добротой, справедливостью, постоянно подбадривая своих путников. Паганель шутит даже во время решающих испытаний, когда речь идет о жизни и смерти. Паганель – центральная фигура романа.
Работа с тестом:
Какие черты характера присущи участникам экспедиции?
Какие приключения ждали героев во время этого путешествия?
Как мы уже слышали, Ж.В. не хотел, чтобы научные сведения отрывались от действия художественного произведения. Но как он этого добивался? В таких случаях писателю всегда приходила на помощь его необыкновенная изобретательность. Пари Жака Паганеля и майора Мак-Набса – типичный пример художественное раскрытие научной темы. (Текст, 4.2, гл.4).
Паганель обещал назвать 50 исследователей Австралии, а назвал 70. выиграл ли он пари, почему?
Паганель говорил, что Австралия – это страна парадоксов, значит противоречий. Что же противоречило внешней привлекательности и благополучию этой страны?
Ж.В. с большим негодованием говорит о резервациях – бесплодных и глухих районах, отведенных для коренного населения Австралии. (текст ч. 2 гл. 16 округ Муррей, племя австралийских аборигенов, положение женщины).
Какую роль играет Айртон в судьбе экспедиции? Каким мы видим его впервые (ч. 2, гл. 7)?
- Благородным и честным участникам экспедиции противостоит Айртон, высаженный на необитаемый остров за свои злодеяния.
Отвечает ли портрет Айртона его внутреннему содержанию? (Иногда бывает обманчивой).
Нашли ли путешественники Гарри Гранта? Как?
Почему именно дети именно дети услышали его крик о помощи?
Какой путь прошли герои романа? Покажите на карте.
Сначала Ж.В. хотел назвать роман «Приключения Роберта Гранта». Почему он сменил название произведения?
В какие экстремальные ситуации попадают участники экспедиции?
Что помогает им, что называется «выйти из воды сухими». Все ли они имеют для того, чтобы преодолеть все препятствия? Чтобы вы посоветовали им, чтобы путь их был более безопасным.
Роман «Таинственный остров» (2 группа).
Учитель: (Несколько слов о замысле романа). Первые семь томов «Необыкновенных путешествий» принесли Ж.В. славу. В них писатель хотел показать, что двигателем любой работы есть представление, потому что оно вдохновляет людей на исследовательский поиск и помогает извлечь из этого пользу. Ж.В. разъясняет нам, что знания необходимо не просто накапливать, но и с помощью представления использовать их в разных отраслях деятельности, в том числе и на практике.
В 1875 году появился приключенческий роман «Таинственный остров». Его герои – инженер, журналист, моряк, негр и ребенок, которые представляют все человечество на разных его уровнях оказались в одной корзине аэростата и попадают в катастрофу. Потерпевшие не могут надеяться на чью-то помощь. Они предоставлены сами себе на пустынном острове, до которого едва добрались. Их может спасти только собственная изобретательность.
Какие чувства испытали, о чем думали герои романа?
Какие технические изобретения помогают героям произведения наладить быт на незаселенном острове, преодолеть трудности? Какие чувства?
- (чувство дружбы, товарищество, коллективизм)
Сколько лет, по-вашему, Герберту?
Как Герберт вел себя в экстремальной ситуации?
На ваш взгляд, Герберт оказался слабым или сильным звеном в этой компании?
Как бы вы повели себя на его месте?
Героя какого произведения встречают они на острове? Что он здесь делает?
- (Айртон 12 лет в полном уединении отбывает наказание за то предал капитана Гранта).
Какой вид имеет Айртон? (Он потерял человеческий вид.
- Это дикарь, который без отсутствия практики разучился общаться при помощи речи. Сайрусу приходится перевоспитывать его, и это ему удается. Когда на глазах Айртона появились слезы. Инженер выкрикнул: «Вот! Наконец-то ты снова стал человеком, ты плачешь!» Это еще одна проблема, которой касается Ж.В. – проблема влияния одиночества на человека. Положение Айртона на острове подобно к тому, что наблюдается во время длительного заключения в одиночной камере.
Какие еще необычные события произошли на острове?
С кем еще встречаются колонисты на острове? При каких обстоятельствах? С какой целью?
- Немо предупреждает их об опасности взрыва острова.
Как спаслись герои?
- Этот безлюдный островок, который лежит на 153* западной долготы и на 37*11 южной широты, обозначенный на современных картах как риф Мария-Тереза, здесь, на острове Табор, жили капитан Грант с двумя матросами. И здесь же
д/з написать сочинение-рассуждение: Я подумал, что чутье художника стоит
иногда мозгов ученого.
А.П.Чехов
15