Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления младшего дошкольника

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области
«Карасукский педагогический колледж»




Курсовая работа

Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления младшего школьника


Бондарь Алина Сергеевна
Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах»
Курс 4, группа 401
Отделение: дневное
Руководитель:
Трихно Галина Васильевна
Преподаватель ГБОУ СПО НСО
«Карасукский педагогический колледж»







2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1 Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики. 5
Принципы здоровьесберегающей педагогики... 5
1.2 Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий в школе11
2 Методические требования к использованию подвижных игр с дидактической направленностью19
2.1 Особенности методики использования подвижных игр. 19
2.2 Методика использования подвижных игр с дидактической направленностью (ПИДН)22
Заключение....32
Библиографический список...33
Приложение














Введение

   В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.
 Актуальность работы заключается в том, что подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это может выражаться в непосредственном обучении детей приемам здорового образа жизни (ЗОЖ); профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний; привитии детям элементарных гигиенических навыков; через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физминуток и подвижных перемен; проветривании и влажной уборке помещений; витаминотерапии; функциональной музыке. Необходимо педагогам чередовать занятия с высокой и низкой двигательной активностью. В процессе массовых оздоровительных мероприятий также происходит подготовка к здоровому образу жизни. К ним относятся: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, а также работа с семьей.
   Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.
Цель работы: выявить роль подвижной игры с дидактической направленностью в сохранении здоровья школьников.
Объект: процесс использования подвижной игры с дидактической направленностью на уроках в начальной школе.
Предмет: дидактические игры как средство сохранения здоровья.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Выявить роль подвижной игры с дидактической направленностью в сохранении здоровья школьников.
Разработать план уроков с использованием подвижной игры с дидактической направленностью.
Методы:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Анализ, синтез.











1 Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики


Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегащие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегащей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность и ответственность за состояние здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями [5].
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог медицинский работник ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемом и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [8].
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. 4
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся [12].
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления. Общеметодические принципы это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения. К ним относятся:
Принцип сознательности и активности
Принцип активности
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (N0 посеге!).
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечают пути совершенствования умений и навыков, построение двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно - нравственного.
Принцип триединого представления о здоровье - единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности - здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися - вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения. Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса, и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход
Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся.В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом, для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом, является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Получение обратной связи реализовано как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии. То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
Организация физической активности учащихся, профилактика;
Организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
Предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
Охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
Формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
Организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.  
Учителю необходимо знать и применять в работе методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий.

Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий в школе

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения [1].
На основе существующей педагогической практики можно выделить методы (см. таблицу 1).




















Таблица 1
Специфические и общепедагогические методы обучения
Метод обучения
специфические
общепедагогические

Рассказ
+
+

Дидактический рассказ
+
+

Беседа
+
+

Лекция
 
+

Дискуссия
 
+

Работа с книгой
 
+

Демонстрация
+
+

Иллюстрация
+
+

Видео метод
+
+

Упражнения
+
+

Наглядность
 
+

Лабораторный метод
 
+

Практический метод
+
+

Познавательная игра
 
+

Методы программированного обучения
 
+

Обучающий контроль
 
+

Ситуационный метод
+
+

Игровой метод
+
+

Соревновательный метод
+
+

Активные методы обучения
+
 

Воспитательные, просветительские и образовательные  программы
+
 


В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от многих условий:
от профессионализма педагога,
от его личной заинтересованности,
от уровня на котором используется технология.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики [3].
Методы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. metodos буквально путь к чему-либо) это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) [17].
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Самочувствие чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.
В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).
Боль защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.
Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.
В дневнике отмечают: вечером, перед сном устал/не устал, переутомился; на следующий день усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.
Настроение внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между нимиудовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.
В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.
Сон имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности.
Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 час. В жизни младшего школьника важное значение имеет организация сна.
Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 - 3 часа до сна; полезна прогулка (20 30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.
Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.
Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.
Аппетит - это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть дои заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.
В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.
Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.
В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка.
Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная [9].
Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появлении вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся [15].
Вывод: Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя. В школе необходимо создать целостную воспитательно-образовательную систему, которая включала бы систематические занятия и мероприятия по воспитанию здорового образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание; сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с интересами и возможностями; организацию труда (включая учебу) и отдыха в соответствии с биоритмами детей; работу со школьным психологом (формирование умения управлять эмоциями); профилактику вредных привычек на внеклассных мероприятиях с привлечением специалистов; совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы; обучение детей методикам точечного массажа.
Без этого индивидуальная работа учителя по формированию основ здорового образа жизни принесет мало пользы. Поэтому современному учителю надо знать и применять разные здоровьесберегающие технологии.

2 Методические требования к использованию подвижных игр с дидактической направленностью
2.1 Особенности методики использования подвижных игр
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные дидактические и подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств. По определению современных педагогов, «подвижная игра» от носится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (J1.B. Былеев, Е.М. Геллер, М.М. Коротков, М.Н. Жуков).
Подвижные игры это важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.
Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Подвижная игра с правилами это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стой!» и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др. [14].
Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, еще не зная как надо учиться, Ш.А. Амонашвили отмечает, что «...назначений класса для шестилеток готовить детей к роли учеников», задача педагога помочь маленькому человеку быстрее адаптироваться в новой для него обстановке.
Как показывает практика, большинство учителей применяют, в основном, репродуктивную методику обучения, недостаточно используя активные методы обучения. Далеко не все педагогические ресурсы, доступные учителю, используются в педагогической практике в сфере воспитания. К таким недостаточно используемым средствам относится подвижная игра [2].
Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей шестилетнего возраста видится нами в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод.. Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.[14]
Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определенным признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учетом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным вступлением в соприкосновение, игры с непосредственной борьбой «соперников») [10].
Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим более правильному отбору их в различных условиях работы: по характеру моторной плотности (игры большой, средней, малой подвижности), с учетом времени года, по форме организации занятий (игры на перемене, игры на уроке и др.) [4].

Методика использования подвижных игр с дидактической направленностью (ПИДН)

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.
В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности [7].
Требования к отбору игр должны быть следующие:
игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятиями;
в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке;
дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
сюжет игры должен воспроизводить обстановку специфической деятельности;
степень сложности игровых действий должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;
правила игры должны способствовать более совершенному применению этих навыков в игровой деятельности;
с уменьшением судейства игра способствует развитию организаторских и судейских навыков.
Система подвижных игр с дидактической направленностью и соответствии с обучающей, развивающей и воспитывающей задачами базируется на трёх основных принципах: дидактическом, психолого-физиологическом и общественно-нравственном.
Под дидактическим принципом понимается опора на логику самого предмета, материал которого включён в межпредметное содержание дидактической подвижной игры, программу и план.
Под психолого-физиологическим принципом построения системы дидактически- подвижного обеспечения понимается чёткая последовательность проведения игр с постепенным усложнением решаемых задач с учётом психолого-физиологических особенностей учащихся и требуемых для решения игровых задач логических операций (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и др.)
Под общественнонравственным принципом понимается переход от игр индивидуальных к играм различной степени взаимодействия участников или к играющим группам и коллективам. Таким образом, каждая игра, включаемая в систему дидактически- подвижного обеспечения, должна рассматриваться с трёх точек зрения: пройден ли по программе учебный материал, заложенный в межпредметном содержании подвижной игры; соответствует ли игра уровню развития физиологических и психических процессов, так и интересам школьников по степени сложности; какой степени взаимодействия достигли участники игры.
Методика проведения подвижных игр с дидактической направленностью, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в подготовительном классе, на основе положений психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: подвижные игры с дидактической направленностью целесообразно использовать на этапе, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата; подвижные игры с дидактической направленностью включаются систематически при закреплении каждой отдельной темы либо всего курса [11].
При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:
1.Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей шестилетнего возраста;
2.Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;
3.Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;
4.Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);
5.Безопасность используемого инвентаря;
6.Игра не должна унижать достоинства играющих;
7. При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного к легкому, от сложного к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце урока;
8.Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными двигательными и мыслительными действиями, то должны соблюдаться принципы «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному»;
9.Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;
10.В играх дети должны грамотно, с учетом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;
11.На уроках (занятиях) игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
12.В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание;
13.Игру нельзя обрывать незавершенной;
14.Игровые атрибуты сохраняются до следующих игр.
Только при этих условиях игра выполнить все свои функции и оставит след в сознании ребенка.
Подготовка к проведению игры особенно важна, если игра предлагается впервые.
При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке.
Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений [13].
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.
Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры Педагог может изготавливать их вместе с детьми - различного ними карточки, шапочки, эмблемы и т. д.
Основные требования к атрибутам игры и инвентарю (флажки,
цветные повязки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т. п.) инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса - посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
Руководство педагога подвижной игрой. Перед тем как проводить игру, педагог продумывает процесс игры, предусматривая все возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры. Педагог сам всегда должен быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняясь всем правилам. Если дети не одобрят первую, предложенную педагогом игру, нужно иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, но ни в коем случае не принуждать учащихся играть против их желания [6].
Размещение играющих и место педагога при объяснении игры. Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели педагога и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Нежелательно становиться так, чтобы играющие оказались за спиной педагога. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии, то для объяснения необходимо сблизить команды, а затем дать команду отойти на исходные места.
При проведении игр с текстом либо речитативом, слова заучиваются заранее, и учащимся объясняется, когда, как, с каким выражением этот текст необходимо произносить.
Объяснение игры. Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Рассказ педагога должен быть кратким (затянутое объяснение может помешать восприятию игры), логичным, последовательным, интересным.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим: название игры, роли играющих и их расположение на площадке, содержание игры, цель игры, правила игры.
Сюжетный рассказ, используемый при объяснении игры, аналогичен сказке, которая заинтересовывает младших школьников, стимулируя их к эмоциональному восприятию игры и действий.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты. С помощью вопросов педагог уточняет, насколько точно поняли учащиеся игру. Игра только тогда пройдет весело и увлекательно, когда правила игры понятны. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все участники игры постараются справиться с выполнением игровых заданий не только быстро, но и качественно.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы [10].
Выделение водящих. В игре зачастую появляются персонажи Ведущий и Водящий. Ведущий - это педагог или ученик, который руководит игрой. Водящий-это человек из числа играющих, который принимает участие в игровом испытании, когда он должен сам выполнить какое-то игровое задание. Прежде всего, педагог должен установить такой порядок, чтобы каждый ученик из числа играющих был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами: по назначению педагога; по жребию (путем расчета, метания и другими способами); с использованием считалки. На каждом слове считалки указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга.
При распределении ролей в играх, водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ученику; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. Делается это эмоционально, образно.
Распределение на команды. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Распределение на команды также может проводиться, различными способами:
распределение играющих на команды педагогом по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды;
построение учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй (первые номера составят одну команду, вторые другую);
разделение играющих на команды путем расчета движущейся колонны (в каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры);
разделение команд по сговору (учащиеся сами выбирают капитанов, разделившись на пары, примерно равные по силам, сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям);
способ разделения по назначению капитанов, когда игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.
Выбор капитанов команд. Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает педагог. При выборе играющими капитанов, они учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая доверие игроков, признает свою ответственность.
Обычно назначают капитанов, когда команды уже составлены. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.
Выбор помощников. Педагогом заранее назначаются помощники из числа учащихся, определяются их функции, дается им возможность подготовиться. Ребенок с каким-либо двигательным недостатком может получать удовольствие, если будет помощником педагога, судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Помощники обязаны следить за соблюдением правил играющими, они учитывают результаты игры, раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся.
Судейство. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение учащимися игровых правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ученик может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.
Во время игры судья занимает себе место так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.
Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно дозировать нагрузку в игре, для чего можно использовать следующие приемы: изменение продолжительности и количества повторений элементов игры; увеличение или уменьшение размеров площадки; усложнение или упрощение правил игры; использование инвентаря большого или меньшего веса и размера; введение коротких перерывов и т. д. В виду того, что при проведении подвижных игр педагогу можно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время, следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Значительное внимание педагог уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
Окончание игры. При организации подвижной игры важно не только правильное ее проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры нежелательно так же, как и ее затягивание. Момент окончания игры определяется по первым визуальным признакам утомления: нарушение правил, неточность выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников.
Перед игрой можно сообщать отведенное на игру время, чтобы участники соответственно распределяли свои силы. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры.
Подведение итогов игры. Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры педагог создает спокойную обстановку и громко объявляет результаты. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
Обсуждение игры. Обсуждение игры осуществляется педагогом совместно с участниками. В таком случае лучше усваиваются правила, уточняются детали игры. Разбор помогает педагогу уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.
Игра не исчерпала ещё своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие детей 6-ти лет. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые варианты использования игры в обучении и воспитании шестилетнего школьника [16].
Вывод: Методика проведения подвижной игры с дидактической направленностью включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка.





















Заключение
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Умение поддерживать состояние активности учащихся важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий. Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо использовать подвижные игры с дидактической направленностью с учетом принципов и методов здоровьесберегающих технологий. Работа над темой позволила расширить знания о подвижных играх с дидактической направленностью, приобрести опыт составления планов уроков и их проведения на практике пробных уроков.










Библиографический список
Безруких М.М., Филиппова ТА., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. М., 2003.
Безруких М.М., Филиппова ТА., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. М., 2003.
Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии,2006.№6. с.46.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. «В школу - с игрой». - М., 2006.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М, 2004.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. М., 2006.
Дидактическая игра "Кто сегодня впереди?"/ Е.К. Васин// Школа и производство 2004 №4 с. 64-66.
Жуковская Р.И. «Игра и её педагогическое значение» - М., 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М., 2004.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. 1-4 классы. М, 2006.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практ. разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М., 2005.
Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений.» -М.,2006.
Леонтьев А.Н. «Психологические основы дошкольной игры». - М.,2007.
Н.Ю. Губанова//Начальная школа плюс до и после 2006 № 1 с 12-14.
О.А. Козлова//Начальная школа 2004 № 11 с. 49-52.
Обухова Л А., Лемясшна НА. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). М., 2005.
Сухомлинский В.А. «О воспитании». - М., 2004.
Приложение 1
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО)

Тема урока: Звуки [х], [х']; [н], [н']. Буквы X, х; Н, н.
Игра «Хомка»
Цель: упражнять детей в четком произношении звуков [х], [х'].
Содержание: Все стоят по парам в кругу.
Ведущий читает стихотворение, ученики за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста:
Хомка-хомка, хомячок
Полосатый бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
1-2-3-4-5
Хомка хочет сильным стать!
Ведущий указывает любую пару, из которой один убегает, другой -догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а позади стоящий игрок убегает.
В конце игры: Как мы смеемся?
Ха-ха-ха!

Тема урока: Звуки [б], [б']. Буквы Б,б.
Игра «Белка»
Дидактическая задача: упражнять детей в четком произношении звуков
Содержание: Ученики говорят хором:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
По окончании стихотворения все бегут врассыпную по залу и собирают отдельно грибы и орехи.
В конце каждая команда подсчитывает собранные «запасы»: 1 команда орехи, 2 команда грибы.

Тема урока: Звуки [л], [л']; [ч']. Буквы Л, л; Ч, ч.
Игра «Кто быстрее?»
Дидактические задачи: выбрать только те геометрические фигуры, в названии цвета которых есть звук [л], [л'].
Содержание :
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
чтобы хорь не стал бы хором,
Колья - Колей никогда.
Ученики выстраиваются в шеренгу, по сигналу бегут к противоположной стене зала, где они должны выбрать из разложенных квадратов, треугольников, кругов, прямоугольников, овалов те формы, в названии цвета которых есть твердый звук [л] - желтый, голубой, белый; или мягкий звук [л'] - зеленый, фиолетовый.
Побеждает тот, кто первый поднимет руку с правильно выбранной цветной формой (карточкой).





Тема урока: Слог.
Игра «Ча-ча-ча»
Дидактическая задача: развитие слухового внимания к речи окружающих.
Содержание: Ученикам предлагается набор слогов со всеми подряд гласными, например: ча, чу, оч, чо, чи.
Две шеренги детей держаться за руки. Первая шеренга произносит:
Чачачачача.
Вторая шеренга продолжает:
Наша печка горяча
Первая: чучучучу
Вторая: на ракете я лечу.
Первая: оч, оч, оч, оч.
Вторая: Наступила ночь.
Первая: чо, чо, чо, чо.
Вторая: положили на плечо;
Первая; чичи, чичи;
Вторая: испекли калачи.
Затем капитан 1 команды разбегается и пытается разорвать цепь второй команды, если ему это не удается, то вторая команда выполняет роль первой.

Тема урока: Звук [щ']. Буква Щ, щ.
Игра «Варим щи»
Двигательная задача: развитие скоростных способностей.
Содержание: Ведущий:
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко.
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.
Ученики выстраиваются в две шеренги , по команде ведущего добегают до лукошка с буквами, поднимают букву и громко называют слово с буквой «щ», затем бегут обратно в команду, становясь в конце шеренга, а следующий игрок выполняет то же, что и предыдущий.

Тема урока: Строчная буква з.
Игра «Зима!»
Содержание: Играющие становятся в круг. Водящий получает маленький мяч и выходит на середину круга. Затем он сильно ударяет мячом о пол и называет кого-либо по имени. Все убегают, а названный игрок, словив мяч, кричит: «Зима!» все останавливаются на месте. Игрок, словивший мяч, должен назвать три слова на тему «зима», затем стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т.д.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит:»Лето!» все останавливаются, он называет три слова на тему «лето», и игра продолжается.

Тема урока: Буквы О, о; Е, е.
Игра «Потешка»
Не по тропе, «О» охало,
А около «О» окало
Катилось «О» не на тропе,
И охало А около
Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический и речевой слух.
Содержание: Все играющие стоят по кругу и перекатывают обруч (это буква «о») от одного к другому соответственно размеру стихотворения: одно перекатывание на одну строку. Тот, на ком закончилось перекатывание, должен быстро назвать слово со звуком «о». Если играющий замешкался, он на время выбывает из игры, зато в конце игры он должен придумать три слова с «о» вначале слова, в середине его и в конце.
Многие подвижные игры с дидактической направленностью способствуют воспитанию звуковой культуры речи, уделяя внимание произносительной стороне речи. В процессе игры дети приобретают знания и умения в формировании правильного звукопроизношения.
Как мяучет кошка - «мяу». Как лает собака? Как кукарекает петух «ку-ка-ре-ку!». Как кукует кукушка «ку-ку» (закрепление звуков в небольших звукосочетаниях). Как шелестят листья на дереве «ш», «шшш» (уточнение и закрепление правильного произношения изолированных звуков). Произношение звука связывается с предметом, явлением, которое определяет сюжет подвижных игр, когда движение активизирует и стимулирует речевые функции.
В процессе речевых подвижных игр ученики закрепляют, обогащают свой словарный запас.

Игра «Кто как кричит»
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить! Воды попить.
Мур,мурр! Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
My, му-у!
Молока кому?
Содержание: Ученики, повторяя за учителем слова стихотворения, изображают того, кто так кричит.
Кукушка на калине-
Ку-ку, ку-ку!
А петушок в малине
Ку-ка-ре-ку
А соловей на сливе -
Тьох-тьих! Тьох-тьих!
Ну, кто поёт красивей
Из нас троих?



















Приложение 2

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ
С целью закрепления знаний по математике можно использовать следующие подвижные игры с дидактической направленностью: «Математический бег», «Вызов номеров», «С листком календаря», «Фигуры», «Обручи», «Борьба номеров». Эти игры направлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стимулирует закрепление математического материала, который может быть представлен как множество предметов с их разнообразными свойствами, как круги Эйлера в виде обручей, колец или нарисованных кругов, как плоские и объемные фигуры разных размеров и цветов и т. д. Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

Игра «Не скажу!»
Содержание: Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят «не скажу!»
Например: не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6...
Кто ошибся, выбывает из игры.

Игра «Быстро занять места!»
Содержание: Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева четные, справа нечетные).

Игра «Передай кубик»
Цель: закрепить знание последовательности чисел.
Содержание: На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает. Игра повторяется 23 раза.

Игра «С листком календаря»
Цель: Закрепить отношения «раньше», «позже»; «было», «стало».
Содержание: Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. числа значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки и хором называют свой день).
2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т. п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.
4. Собраться так, чтобы образовался год 2000. Побеждает команда, которая раньше соберется.
5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10,20, 30,40 и т. д.)
Игра «Сколько нас без одного?»
Содержание: Ученики выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего семь ребят. «Нас семь.» - говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?»
Все ученики класса должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Класс: «Осталось пять» и т. д.





















Приложение 3
Блоки подвижных игр с дидактической направленностью
Блоки предложенных подвижных дидактических игр рекомендуется проводить на предметах общеобразовательного цикла, которые требуют от детей наибольшего напряжения, чаще вызывают утомление и, наконец, доля которых в учебном плане занимает большую часть. Игры адаптированы для проведения в классной комнате.
Первый блок. Игра «Собери листочки» (название условно).
Цель: формировать умения классифицировать, навык самоконтроля, закрепить полученные знания.
Содержание. Игроки делятся на команды (мальчики - девочки, 1-й вариант - 2-й вариант, по рядам и т.п.). По классу (на партах, на полу, на подоконниках) разбросаны «листочки» (карточки со словами, цифрами, примерами и т.д.).
По команде учителя дети выполняют следующие задания:
1) одна команда собирает односложные слова, другая - двусложные;
2) первая команда собирает существительные 1-го склонения, вторая -2-го склонения, третья - 3-го склонения;
3) одна команда собирает четные, другая - нечетные числа;
4) первая команда собирает числа, делящиеся без остатка на 3, вторая -на 4, третья - на 5;
5) команды собирают примеры с ответами: 7, 8, 9 и др.
Данную игру можно проводить практически на каждом уроке и по любому предмету. Дети на фоне положительных эмоций и радости движений закрепляют полученные знания.
Второй блок. Игра «Цепочка».
Цель: отработка и закрепление полученных знаний, формирование собранности и ученической ответственности.
Содержание. На доске в столбики записаны слова с пропусками, выражения, группы слов и т.д.
Класс делится на команды. Эстафетные палочки - кусочки мела. По команде участники игры по очереди решают примеры, сравнивают, вставляют пропущенные буквы, ставят ударение, определяют род, склонение и т.д.
Игры второго блока помимо непосредственной реализации учебной задачи формируют у детей умение мыслить на фоне эмоционального возбуждения. Наблюдения показывают, что учащиеся очень редко допускают ошибки, чувствуя индивидуальную ответственность за успех команды.
Третий блок. Игра «Змейка».
Цель: усвоение полученных знаний, активизация внимания, совершенствование интеллектуальных умений.
Содержание. Игра проводится без разделения на команды. У каждого ученика на парте лежит карточка с небольшим заданием. Дети выполняют его на листочке или в своей тетради. Затем по команде учителя школьники перемещаются на соседнее место, оставляя карточку, и выполняют задание по следующей карточке и т. д.
Главное достоинство игр этого блока в том, что, преодолевая в ходе игры трудности, дети получают удовольствие от процесса и результата своей деятельности.
Четвертый блок. Игра «Не скажу!»
Цель: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза.
Содержание. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят: «Не скажу!». Например: «Не скажу», 2, «Не скажу», 4, «Не скажу», 6 и т.д.
Кто ошибся, выбывает из игры.
Аналогично выполняются задания на определение рода, падежа, склонения, спряжения. Как вариант этой игры можно предложить выполнить задание «Отвечай, если ответ 10» и т.п.
Пятый блок. Игра «Передай кубик».
Цель: закрепить знание последовательности.
Содержание. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый кубик. По сигналу учителя кубик передается от одного ученика другому с называнием чисел по порядку или десятками, кратными 2, 3, 4 и т.п., пока кубик не возвратится обратно. Ряд, закончивший игру первым, побеждает. Передавать кубик можно, называя по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы, падежи и т.д.
Шестой блок. Игра «Вертушка».
Цель: формировать умение обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения.
Содержание. Эта игра используется при работе с научно-познавательными текстами. Класс делится на группы. Изучаемый текст разрезается на логически законченные части, равные количеству групп. Далее каждый отрывок разрезается на предложения так, чтобы образовался деформированный текст, который получает каждая команда. Группы выполняют следующие задания, после выполнения каждого из которых меняются местами:
1) восстановить текст своего отрывка в правильной последовательности;
2) поменявшись местами, команды должны прочитать доставшийся им текст, придумать заголовок и записать его на листочке;
3) прочитать отрывок, сформулировать к нему вопрос и записать его на листочке;
4) прочитать вопрос к данному отрывку, ответить на него, здесь же
5) зачитать результаты выполнения командами заданий и полностью восстановить связный текст.









13PAGE \* MERGEFORMAT144215


13PAGE 15







Заголовок 215