Статья подвижные игры по физической культуре на тему Игра -– исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения


Игра – исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей к трудовой жизни. Образовательная программа «Важ кадлон олан вужжез» рассчитана на два года обучения. Содержит вариативную часть материала национального компонента для учащихся 3 и 4 классов начальной школы. В объеме от 16 – до 18 часов. Программа включает следующие разделы: Основы знаний. Национальные игры в разделе «Лёгкая атлетика». Элементы национальных танцевальных движений в разделе «Гимнастика». Народные забавы в разделе «Лыжные гонки». Коми – пермяцкие игры с использованием предметов нестандартного оборудования в разделе «Подвижные игры». Она является авторской. В тридцати лет она апробировалась, в разных классах с детьми различного уровня. Подвижные игры с использованием национальной коми – пермяцкой утвари, как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют своё значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика преподавания. При виде, к примеру, лаптей у детей сразу возникает интерес и хорошее настроение.
Культурная ценность коми - пермяцких народных подвижных игр бесспорна. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить в исполнение, проявлять инициативу.
Чем же привлекательна игра для ребёнка?
Во-первых, в игре проявляется возможность максимального самораскрытия в значимой ситуации.
Во-вторых, игра - особо острое и притягательное событие, своеобразная экстремальная ситуация.
В-третьих, игра по сути своей интересна - иначе она не игра.
В-четвёртых, игра позволяет ощутить себя значимой частью группы, приобрести и отточить навыки понимания других людей, научиться с ними сотрудничать.
В-пятых, игра - способ самопознания, испытания себя.
Кроме того, игра - способ гармонизации личности, ведь в игре человек имеет право на ошибку и её исправление в будущем. В игре самобытность и уникальность человека становится залогом его роста.
Игра занимает в сфере физического воспитания ребёнка центральное место, ведь она является одновременно средством и методом физического воспитания.
Свою работу я начала с разработки игровых программ. На первом этапе была проведена анкета с учащимися. Детям предлагались вопросы, которые позволили выяснить, конкретные виды деятельности во внеурочное время и достаточно ли игр знают дети.
В анкете дети должны были ответить на вопросы:
1. Чем занимаешься в свободное время?
2. В какие игры играешь?
3. Кто является организатором игры?
Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, что дети не достаточно умеют организовывать свой досуг. Большинство детей, отвечая на первый вопрос, говорят, что просто гуляют (40%), катаются на велосипеде, на лыжах (37%) и играют в подвижные игры (23%), играют в компьютерные игры (30%).
Дети играют, в основном, в баскетбол, футбол, салки, прятки, казаки-разбойники. Дети знают немало игр, но организаторами являются старшие ребята и воспитатель. Вот и стала больше внимания уделять играм национального характера, стало интересно и самой. Детям очень нравятся «Догонялки», «Салки» с заданиями, «Охрана знамени», «Ремень», «Лапта» и д.р.
В коми – пермяцких играх большое значение имеют игры –эстафеты. Они повышают двигательную сноровку у детей, приобретают непосредственную прикладность: в быту и в труде. Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют детей, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. Только соблюдая технику безопасности можно избежать травм. Ходьба на ходулях, борьба со скалкой, игра в «Дзуль» и в «Лунки». В зимний период особой популярностью пользуется игра «Перестрелка». С девочками желательно больше внимания уделять национальным танцам.
Школьный спортивный уголок мне помогает рассказывать о достижениях спортсменов нашей школы и Пармы в целом. В летний период знакомимся с декоративно – прикладным искусством коми – пермяков. Во время работы традиционного спортивного летнего лагеря «Спорт», организуем с учащимися экскурсии в г. Кудымкар, посещая музей, аллею Славы, поляну «Сказка». Большое впечатление у ребят оставила поездка в д. Пармайлово.
Итак, коми – пермяцкие народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Н.А.Коньшина